Первый визит

 

Работа железной дороги на ванинском направлении дает сбой и если ситуация в ближайшее время не улучшится, то последствия отразятся на занятости и социальной обстановке всего Ванинского района.

 

Вы - новый глава, я - новый губернатор!

 

В администрации Ванинского района состоялось совещание по вопросам социально-экономической ситуации и перспектив развития Ванинского муниципального района. В работе совещания приняли участие руководители Правительства края, органов местного самоуправления и руководители крупных предприятий.

 

Но приезду высоких гостей, конечно, была иная причина – первый визит губернатора Вячеслава Шпорта в наш район совпал с вводом в эксплуатацию деревообрабатывающего комплекса СП «Аркаим». Все остальное было заодно - делегация посетила ОАО «Порт Ванино» и Ванинский балкерный терминал ЗАО «Дальтрансуголь». А оставшиеся до отлета полтора часа посвятили совещанию, которое больше походило на поочередное зачитывание отчетов и такую же поочередную выволочку, если в этих отчетах что-то кому-то из первых лиц не нравилось.

  

Геннадий Апанасенко, Вячеслав Шпорт, Анатолий Островский (нижний ряд, слева направо)
Геннадий Апанасенко, Вячеслав Шпорт, Анатолий Островский (нижний ряд, слева направо)

Публичная «порка», свойственная вообще-то манере авторитарных руководителей, возможно, и важна для профилактики, но в данном случае создалось впечатление, что это как должное было принято по наследству от предыдущего руководства и оказалось главным. В итоге, затяжные советы на ходу - как надо управлять районом, а как не надо, заняли немало времени.  

  

А ведь было о чем поговорить и по существу, и гораздо более важном. К тому же, гости приехали не в отстающий совхоз, а в перспективный район. Но тон, в котором шло совещание, чаще был не деловым, а скорее поучительным, назидательным и требовательным. Хотя начало было многообещающим: «Вы - новый глава, я - новый губернатор. Вот и хочется послушать, куда вы сегодня движетесь, чтобы вместе определить этот путь…».

  

Наверное, это был не самый подходящий момент, чтобы за время краткосрочного визита объять необъятное. Да и вряд ли губернатор и члены правительства были не в курсе, как обстоят дела в районе. Тем не менее, по заведенной и многолетней традиции, сначала заслушали доклад главы.

 

Николай Ожаровский начал  бодро: «В Ванинском районе сохраняется стабильная социально-экономическая ситуация…»  Далее, были высказаны слова признательности в адрес правительства края, которое уделяет внимание не только проведению антикризисных мероприятий, но и активно работает на перспективу развития экономики и территории Хабаровского края, а нашему району оказывает помощь и поддержку, особенно для реализации крупных инвестиционных проектов…

 

  В итоге, поговорили, вроде, о многом, но ни к чему конкретному не пришли – задачи и проблемы остались теми же. Как если бы они были, не случись этого совещания вовсе: о земле, о жилье, о бюджетной поддержке, так как много вопросов по зарплате, отпускным и детским пособиям, о том, как совместно с районом предприятия решают его социально-экономические задачи...  Надо отдать должное, наряду с дифирамбами, не забыл глава уделить внимание и проблемам, которые возможно решить только совместными усилиями района с краем. В их числе строительство школы в п. Тумнин и дальнейший ремонт Дворца спорта в Ванино.

  

Деликатно, но все же Николай Ожаровский напомнил Вячеславу Шпорту и о том, что два созыва тот избирался депутатом в Государственную Думу и от Ванинского района. И поблагодарил за то, что при его помощи был открыт в Ванино филиал университета, а также отстроена дорога в сторону Монгохто... И словно заручился поддержкой на будущее: «Надеемся, что на посту губернатора края вы будете уделять не меньше внимания развитию Ванинского района».

 

Но добрые слова не помогли избежать настойчивых губернаторских вопросов. В частности, о наработках руководства района, об умении прогнозировать на перспективу. Порой, этот диалог, скорее, становился похож на ликбез о 131-м законе, который губернатор усиленно расхваливал, как дающий стимул…

 

Хотя и здесь не со всем можно согласиться. Ведь с законом о местном самоуправлении вышло, как с ЖКХ, в котором сначала всё развалили, а потом велели создавать ТСЖ и УК, и флаг всем в руки – делайте на руинах и без денег всё, что хотите, ведь вы теперь самостоятельные и вся власть сосредоточена именно в ваших руках…

  

А потому со стороны создавалось впечатление, что беседуют два руководителя, словно не слыша друг друга. Как говорится, хорошо одному, когда у него в казну вливаются деньги со всего края. А вот другому не так-то просто, так как доходами района надо поделиться и с краем, и с федералами, а что уж останется, на то и жить всем районом…

 

Поскольку кризис на дворе

  

Поскольку кризис на дворе, а со стороны президента страны на контроле ситуация с безработицей, то этот актуальный вопрос губернатор тоже обойти не мог: «Что же для ликвидации безработицы делается в районе?» И вряд ли ожидал, что услышит в ответ. Николай Ожаровский напомнил губернатору о проблеме с демографией и отсутствием жилья, что не позволяет молодежи закрепляться на местах, создавать семьи, применять свои знания и опыт в родном районе...

  

Возразить на это было просто невозможно. Ведь работа правительства края, как и районной администрации, надо полагать, направлена на благо людей. Мало того, бывшие правители района теперь в свите губернатора, а что они оставили населению после себя? Считай и само правительство края вот уже много лет не может решить жилищный вопрос, давно превратившийся в затянувшийся кризис. В то же время, в краевом центре то и дело «взлетают» в небо высотки элитных домов, а район (и не только наш) живет, как и 20 лет назад. Да, промышленные объекты у нас возводятся, и как признался сам губернатор, «не то, что в Хабаровском крае, во всей России нет такого места, где ведется подобное строительство».  Но ведь люди должны не только постоянно вкалывать, а и жить полноценно – семью не создашь, если нет жилья. А здесь, что ни поселок, то проблема – жилья не хватает, а какое имеется, так в таком состоянии, что не приведи господь… В связи с чем мне  припомнились слова Дмитрия Медведева: «Речь идет об элементарном управлении – это не должно быть спонтанной вещью. Когда президент будет увольнять губернаторов за разруху в районах, может, тогда что-то и сдвинется...» Но, наш то губернатор пока еще ни в чем не виноват, такие поселки ему в наследство достались.

  

Собственно, вот на такие темы шел разговор в первой части совещания. Далее слово предоставили руководителям предприятий.

 

И славные традиции, и болезни возраста

  

Угольный терминал в бухте Мучке - казалось, еще недавно этот объект был только в задумке. А сколько в своё время понадобилось усилий Анатолию Климову, руководителю Ванинского ФГУП Росморпорт, чтобы убедить Москву в необходимости такого объекта на территории района! Как водится, любое внедрение – процесс затратный, стоящий первооткрывателям и создателям немало сил. А вот на стадии, когда дело удается, о них, как правило, забывают.

 

Сегодня, к тому же, и другие нравы - если ты имеешь деньги,  значит, победишь.  Вероятно с этой точки зрения Ванинский балкерный терминал, хотя и новичок среди местных предприятий, и с крошечной биографией, но уже называет себя «морскими воротами Хабаровского края». И как это не звучит странно, его амбиции оправданны.

 

Поскольку это действительно крупнейший, имеющий стратегическое значение  проект - уже сегодня терминал готов переваливать до миллиона тонн угля в месяц. Он в разы увеличил численность работников. Как может похвастаться и тем, что платит им не только без задержек, но и высокую заработную плату, что на фоне отдельных предприятий-должников (в том числе даже именинника «Аркаима») на целый порядок выше. Все эти показатели, как и многомиллионные  отчисления во все уровни бюджета и внебюджетные фонды, а также, что в 2009 году на терминале завершатся все строительные работы по проекту, - звучали от докладчика для губернатора и правительства приятной «песней».

 

  Правда, не обошлось и без маленькой ложечки дегтя. Хотя терминал сегодня находит общий язык со всеми, с кем приходится сотрудничать в процессе работы, все же и там «присутствует обеспокоенность и сомнения в способности Комсомольского отделения железной дороги доставлять необходимое количество составов с углем на терминал». И это не назовешь неожиданностью.

  

О том, что рано или поздно возникнет недостаточная пропускная способность, ни владельцы терминала, ни правительство Хабаровского края не знать не могли. Изначально было понятно, что темпы строительства терминала гораздо выше темпов реконструкции и развития ж/д станций и развязок не только на участке Комсомольск – Ванино. А строительство тоннеля на Кузнецовском перевале и вовсе пока является тормозом планов СУЭК – владельца терминала, так как слишком велика разница в возможностях этой компании и ОАО «РЖД».

  

А потому сегодня, для правительства края, наряду с продолжением строительства автодороги Ванино-Лидога, к первостепенным относится и проблема железной дороги. И то, что в свое время был упущен момент, когда надо было задуматься  над решением вопроса, стало очевидным. С нарастанием мощностей терминала, а значит, с огромным количеством идущего по железной дороге в его сторону груза, на работу железнодорожников посыпались жалобы. Но об этом чуть позже...

 

  «Вас приветствует ордена Трудового Красного Знамени Ванинский морской торговый порт…» – такими словами встретили губернатора портовики в лице и.о. генерального директора предприятия Татьяны Шеловских. А ведь как гордо прозвучало, словно пахнуло «тем временем», когда эта высокая награда была заработана. Когда-то край гордился заслугами порта. Но маятник времени качнулся в другую сторону…

  

«Ванинский морской торговый порт ведет свою историю с 40-х годов прошлого столетия, был и остается предприятием стратегического значения, обеспечивающего стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, - продолжила Татьяна Шеловских. - Вслед за мной будут выступать руководители новых современных предприятий, сумевшие в непростых экономических условиях завершить масштабные инвестиционные проекты. Надеюсь, главные достижения у них все-таки впереди, и на их пути будет меньше трудностей и исторических перемен, с которыми столкнулся порт Ванино. У предприятия и славные традиции, и болезни возраста одновременно…».

 

  Не обошла она (об этом говорили и другие руководители предприятий) и основную проблему всего Ванинского транспортного узла - ограниченную пропускную способность железной дороги. О чем в своем докладе сказала следующее: «Железнодорожный перевозчик уже не справляется с возросшим на ванинском направлении грузопотоком. Скопление вагонов на грузовых и сортировочных путях станции Ванино приводит к постоянным задержкам подачи вагонов под выгрузку. В результате срываются планы завоза грузов в порт, графики обработки судов. Убытки несут все участники процесса – порт, грузовладельцы, судовладельцы. По самым скромным подсчетам, в мае-июне потеряно 200 тысяч тонн грузов из-за несвоевременного завоза грузов железнодорожным перевозчиком. Если ситуация в ближайшее время не улучшится, годовой план грузооборота порта не будет выполнен. А последствия снижения отразятся на занятости и социальной обстановке в районе».

  

От сбоев с поставками вагонов начали страдать и пассажиры. Месяц назад пресс-служба администрации Ванинского района сообщала о том, что на железнодорожном вокзале станции Ванино сложилась критическая ситуация, так как «ежедневно скапливается до 400 пассажиров следующих транзитом через паромную переправу до Холмска. Одной из основных причин задержек паромов Сахалинское морское пароходство называет несвоевременную доставку грузов до порта Ванино на участке железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Ванино. По этой причине паромы в ожидании вагонов вынуждены простаивать более суток».

 

Итоги

  

Завершая совещание, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Геннадий Апанасенко сказал: «Прежде всего, чем мы можем помочь районам, это решить вопрос развития инфраструктуры, чтобы бизнес пришел сюда, развивался и нес на свои коммерческие проекты меньше нагрузки. Поэтому, сегодня несколько вопросов решаются, и в перспективе будет продолжено их решение. Прежде всего, это давний проект Лидога-Ванино - застройка идет. Вторая проблема - расширение возможностей БАМа и конкретно участка с Комсомольска на Ванино и Советскую Гавань. Вместе с ОАО «РЖД» необходимо решать проблему, которую сегодня озвучили руководители предприятий».

  

Было сказано и то, что такие выездные совещания планируют сделать регулярными.

Чего же в дальнейшем мы можем еще ожидать от подобных визитов? Хочется надеяться, что встречи станут более эффективными. Гости района перестанут вести себя словно хозяева. А встречи краевых и районных специалистов будут направлены на созидание и улучшение жизни населения. Ведь, главы, губернаторы и правительства – они меняются, а народ остается трудиться на своей малой родине, даже не смотря на всевозможные и самые затяжные кризисы!

 

Татьяна Седых.

«Моё побережье»

п. Ванино.