Сегодня «Простые вопросы» я задам губернатору Амурской области Олегу Кожемяко.

 

- Вы – девятый губернатор в постсоветской истории Приамурья. Ходят слухи, что Кожемяко уже скоро уезжает. Даже называют адрес – в Приморье. Что вы скажете по этому поводу?

О. Кожемяко
О. Кожемяко

 

- Если только в отпуск на море, отдохнуть на несколько дней. Я уже неоднократно говорил и могу подтвердить – на встрече с Дмитрием Анатольевичем Медведевым при назначении меня губернатором по предложению сроки были оговорены. Я тоже высказал свою точку зрения; считаю, что заходить на Дальний Восток меньше, чем на 10 лет, нецелесообразно. Потому что очень сложно исполнять те программы, которые могли бы позитивно выдвинуть регион и довести начатое дело до конца. Поэтому с таким настроем я сюда пришел и все будет зависеть от того как мы будем работать, как правительство и президент будут рассматривать нашу работу.

 

- Такой момент, который имел громкий резонанс в России – на госсовете вы выступили с инициативой по реформе школьных каникул, чтобы урезать летние каникулы на месяц, и этот месяц перенести на время учебного года. На это предложение последовала, мягко говоря, неоднозначная реакция. Более двух третей читателей сайта ИА «Амур.инфо» высказались против этого предложения. Что вы можете сказать по этому поводу?

 

- При первичном прямом подходе против будут, наверное, не две третих, а 100 процентов. Даже когда я дома об этом сказал, у нас состоялся очень серьезный разговор.

 

- Что сказала ваша дочь?

 

- И жена, и дочь сказали: «Ты что, вообще, что ли?! Заболел или что?» Но когда мы начали рассматривать эту систему глубже, подетально, то принципиально все соглашаются с тем, что именно такая методика позволяет распределить нагрузку равномерно, позволяет получать информацию, отдыхать и сочетать праздничные дни у родителей с каникулами у детей. Мы говорим – девять месяцев, по факту – семь. Потому что в мае – подведение итогов, сентябрь – вхождение в программу. Три месяца ребенок находится вне школы, он предоставлен сам себе. Мы не говорим о социальных явлениях, которые могут быть связаны с влиянием улицы; мы говорим о том, что человек расслабился, а его начинают нагружать. У нас большинство детей выходят из школы с двумя-тремя хроническими заболеваниями.

 

- Но летом тепло, Олег Николаевич! Вы их хотите лишить целого месяца, когда можно было босиком по земле побегать!

 

- Вы знаете, во-первых, в плане занятости для родителей хорошо. Во-вторых, мы делаем дополнительные каникулы в мае, на майские праздники. Мы продлеваем осенние, весенние каникулы, когда в школе самая большая нагрузка, когда очень тяжело учиться. Продлеваем зимние каникулы по факту реального отдыха, когда с 24 декабря у нас все в основном занимаются предпраздничными мероприятиями.

 

- Подарки покупают.

 

- Покупают подарки, устраивают праздники. Поэтому, эта система работает во всем мире. Не факт, что она будет воспринята. Факт – что она более правильно, гармонично развивает личность, равномерно распределяет нагрузку по учебному процессу, дает возможность родителям видеть ребенка занятым. Не везде у нас июнь такой уж благополучный месяц. Самое главное, при этой системе ребенка не отрывают от процесса. Вместе с тем, по нормам САНПИН по каникулярному времени, ни на один день не уменьшается время отдыха ребенка. Ни на один день не уменьшается! Мы просто правильно его распределяем. Если это решение будет принято, я думаю, оно положительно скажется на здоровье детей. Они и зимой прекрасно отдыхают, потому что у нас девять месяцев зима.

 

- Все мы родом из детства… У меня в голове черемуха цвела в мае – тогда уже никакой учебы не было. Не говоря уже про то, как в июне учиться. Не могу представить.

 

- Ну вот так в клубнике будете ориентироваться.

 

- От глобальных проблем образования перейдем к проблемам амурским. Я позволю себе маленький «размышлизм»: чем больше живу, тем больше не понимаю – после войны товарищ Сталин стоил школы в каждом селе. Во всяком случае, начальная школа была. Сейчас мы говорим – оптимизация. И себя, и весь крещенный мир убеждаем в том, что детей возить в соседнюю деревню лучше – так детство счастливей будет. Кажется, что-то тут неправильно.

 

- Наверное, вместе со школой должны идти и другие программы по созданию рабочих мест в сельских поселениях, и возможности проведения досуга, и возможности самой молодежи видеть перспективу после окончания школы остаться в селе. К сожалению, интеграционные процессы и урбанизация идут, молодежь все больше стягивается к городам и крупным населенным пунктам, где есть возможность для самореализации и трудоустройства. Этот комплексный план – как вернуть молодежь в село – очень сложный. Сейчас мы начинаем его потихоньку отрабатывать – по развитию фермерских хозяйств, по культурным учреждениям, по созданию досуговых центров, переоборудованию кинотеатров. Это долгий и длинный путь, который будет длиться несколько лет, прежде чем село станет привлекательным: когда можно будет реализовать свою продукцию, пойти в современный кинотеатр, оснащенный современным оборудованием, сходить на танцплощадку – то есть, чувствовать себя не оторванным от мира. На это потребуется годы. На данном этапе правительство Российской Федерации проводит политику оптимизации сред и бюджетных учреждений в том числе в образовательной сфере. На что это направлено? Сейчас, и с 2010 года. Я сегодня на правительстве сказал: «Мы будем пересматривать денежные средства на бюджетополучателя услуг – на ученика. Сколько положено по нормативам – столько мы будем перечислять на оказание услуги конкретному исполнителю». Все остальные вещи, связанные с содержанием структур, с излишними коммунальными расходами сама школа должна будет смотреть, как ей оптимизировать систему. Район тоже будет смотреть. Исходя из этого, у нас все бюджетные учреждения к 2012 году перейдут на автономное обеспечение, где будут и коммерческая деятельность, и возможность директорам школ зарабатывать.

 

- Вопрос с интернет-форума ИА «Амур.инфо» задает читатель, интересующийся ценами на топливо: «Цены на нефть падают на десятки долларов, а цена на бензин падает на несколько рублей. Государство будет контролировать этот процесс или отдаст на откуп рынку?»

 

- Обязаны контролировать. Мы отправили письмо в Федеральную антимонопольную службу по Амурской области о том, чтобы взяли под контроль цены на наших автозаправочных комплексах. Татьяна Ивановна сейчас изучает эту ситуацию, связанную с нашим обращением. Я думаю, что по результатам проверки будет дана оценка со стороны правительства Амурской области и будут внесены соответствующие коррективы.

 

- Недавно в Дальневосточный регион приезжал спикер Миронов. Что дают эти визиты нашей области? Я сегодня просмотрел заголовки новостей: «Миронов остолбенел от вида губернаторского кабинета», «Миронову понравился амурский сыр», «Миронов порулил комбайном», «Миронов проверил цены в супермаркете»… Простите, мелковато для третьего лица в государстве.

 

- Второе лицо в государстве.

 

- Пусть второе.

 

- Поездка таких лиц, во-первых, формирует информативность и понимание того, как и чем живет регион. Потому что именно Совет Федерации разрабатывает какие-то программы, и он же утверждает законы, подает свои законотворческие инициативы. В целом для председателя Совета Федерации важен вид на месте: чем живет народ, как он живет. Это не та должность, по которой может президент приехать. Председатель правительства, в руках которого все финансовые механизмы может приехать и конкретно сказать, к примеру: «Вам – три рубля; вам – десять». Обеспечить понимание и целостность тех задач, которые сформировались от губернатора – ушли письмами, и мы это делаем; потом идеи были подхвачены и председателем Совета Федерации, ушли от Совета Федерации. Тогда там возникает вопрос – да, нужно действительно что-то решать. И вот действуя такими совместными усилиями, мы можем каким-то образом развернуть ситуацию. Думаю, что в некоторых вопросах доразвернем.

 

- Вы были инициатором непопулярного на Дальнем Востоке решения о переходе автомобилистов на отечественные автомобили. Если бы вы были губернатором региона, где Тольятти, наверное, вас бы жители поддержали и на руках носили. Но не дальневосточники. Приморская дума просила правительство, чтобы разрешила, а вы пошли вразрез с нами. Что вами двигало?

 

- Наверное, я сам и пострадал от этих нововведений по «волгам». Потому что с 1993 года, даже с 1992, я ездил на «мерседесе», считая – и до сих пор считаю, – что это удобная машина.

 

- Понимаю…

 

- Я тоже понимаю, и даже больше всего водителей. Вопрос заключался в том, что председатель правительства обратился с просьбой о поддержке отечественного автопрома. Никто никого не призывал и не заставлял действовать так – ни премьер, ни я в своих выступлениях не говорили, что надо пересаживаться на отечественные авто. Я пересел на «волгу», чтобы поддержать отечественного производителя, дать некоторый поступательный сигнал. Просто на тот момент рядом оказалась «волга». Вы помните ту ситуацию, когда выступив и поддержав, самому продолжать ездить на «мерседесе» – сразу посыпались бы вопросы. Если поддерживаешь – то поддерживай по факту и реально, а не словами. В принципе, граждане были правы – раз сказал, значит, пересел.

 

- Назвался груздем – полезай в кузов.

 

- Был бы другой отечественный автомобиль в этот момент в гараже – пересел бы на него. Сейчас в России выпускают и «форды», и «тойоты». Подогнали бы такую машину – сел бы в нее и ездил бы. На тот момент оказалась «волга».

 

- У нас есть вопрос от зрителя. Сейчас он прозвучит в студии: «В средствах массовой информации передают, что мы продаем газ за границу по цене 350-400 долларов за 1 000 кубометров. Население Амурской области за 1 000 кубометров газа платит свыше 2 000 долларов. По приблизительным расчетам, 69 рублей за один кубометр. Умножьте на 1 000 – будет 69 000 рублей. Переведите в доллары – получится больше 2 000 долларов. Почему такая разница между ценой газа, продаваемого за границу и платой за тот же газ внутри страны? То же самое относится и к электроэнергии. Стоимость нашей электроэнергии в Китае в разы меньше, чем платит население Амурской области».

 

- Давайте этот вопрос разберем по отдельным направлениям. Первое – что касается газа. У нас не газифицированный регион. Мы газ получаем и на газе у нас нет ни систем отопления, ни просто газоснабжений не задействовано. К нам газ поставляется в баллонах для дачного хозяйства, для некоторых иных видов услуг. Поэтому исходя из транспортной составляющей, исходя из того, что в масштабах Российской Федерации объем незначительный, то газ стоит таких денег. Мы подписали соглашение, у нас с 2015 по 2017 годы газификация Амурской области будет закончена, газ придет в Амурскую область, появится пункт его заправки, тогда газ будет стоить гораздо дешевле. Это такой же вопрос – данный гражданин правильно сказал, – как по электроэнергии. На выходе она стоит 28 копеек с Зейской, 80 копеек с Бурейской ГЭС с учетом инвестиционной составляющей, но по факту с предприятий берут до 4 рублей, граждане платят 2 рубля. Потому что есть еще цепочка: оптовый рынок, где она смешивается, есть федеральные сети, есть распределительные сети, есть сбытовые организации, есть еще и поселковые сети.

 

При проходе этих этапов стоимость неоднократно возрастает. Человек же не может подключить свою квартиру сразу к шинам Зейской ГЭС. Поэтому здесь такая система. Но по электроэнергии, в любом случае, хотя мы должны вырасти на 120 процентов исходя из того, что мы получаем субсидирование федерального бюджета на покрытие убытков по электроэнергии по сетям. В прошлом году – миллиард триста, в этом году чуть меньше. Мы написали сейчас письмо, чтобы хотя бы рост был не больше инфляционного. Если поддержит правительство, мы пойдем на это. Но в целом наши тарифы по Амурской области пока не уходят за пределы дальневосточных, они являются одними из самых низких и все это выводится на среднероссийский показатель.

 

- В общероссийских масштабах понятно, но в масштабах каждого отдельно взятого дяди Вани, который живет в стране, недра которой полны газа, а платит за этот газ все равно столько же, сколько платят за него в далекой Австрии.

 

- Согласен с вами. Что касается электроэнергии, поставляемой на экспорт, она тоже идет с опта. Более того, мы добились снижения коэффициента резервирования мощности. Я думаю, что увеличение объемов поставки на экспорт снизит нагрузку на потребителей, снизит стоимость. Мы войдем в строительство линий электропередачи ВЛ-500 и начнем работать с этого года по строительству этой линии, чтобы еще с полутора миллиардов выйти на четыре с половиной миллиарда по экспорту электроэнергии. Тогда появится возможность строить новую ГЭС. Мы выступили на президиуме, президент поддержал нас; внесли изменения в правила оптового рынка о возможности заключать прямые договоры. Думаю, что с каждым годом ситуация начнет меняться в сторону того что сетевые, сбытовые компании сами будут искать потребителей и каким-то образом выходя на рынок, снижать эту стоимость.

 

- Боюсь, что на нашем веку этого не произойдет, Олег Николаевич…

 

- Во всяком случае, я думаю, что сейчас работа в этом направлении идет.

 

- Подытожить наш разговор хочется на такой человеческой волне. Ваша семья – это…?

 

- Сын, дочь, жена.

 

- Где они живут?

 

- Дочь сейчас здесь находится, жена улетела вчера, сын прилетел во Владивосток. Живут они, как я говорил, в Москве, а летом находятся здесь, у нас.

 

- В Приамурье не думают переехать?

 

- Сначала мне нужно создать базу. Есть вопросы, связанные с тем, что я работаю в Москве. Там у меня есть родители, которых я перевез с Дальнего Востока. Правда, отец сейчас во Владивостоке находится. Ко всем этим вопросам нужно подходить аккуратно, все-таки возраст уже… Кому-то нужно там оставаться, чтобы за ними смотреть. При наличии подготовленного жилья, подготовленной базы нужно подумать, чтобы переездом не добавить несчастья.

 

- Ну если президент определил 10 лет, родные должны были как-то настроиться, чтобы быть поближе. Это же не 10 месяцев.

 

- Не возникает проблем у меня, связанных с этим. Я, в общем-то, всегда веду такой образ жизни, связанный с разъездами и командировками. Не думаю, что находясь здесь, родные смогут видеть меня чаще. Как только создадутся необходимые для этого условия – и семейные, и бытовые – они переедут сюда без проблем, потому что это правильнее. Они и так часто у меня бывают.

 

- О бытовых условиях: какие у вас здесь, в Благовещенске, жилищные условия?

 

- Есть служебная квартира. Сам я пока проживаю на базе, в силу того, что у меня там есть некоторое хозяйство, связанное с питомцами.

 

- Какими питомцами?

 

- Собаки. Поэтому мне нужно такое место, которое могло бы позволить мне территориально иметь какой-то участок.

 

- У вас есть друг? Настоящий, в полном смысле этого слова? Друг с детства, со сбитых коленок?

 

- У меня много друзей вообще, и с детства. Я сохранил хорошие отношения с одноклассниками. И за годы работы в Приморье, на Камчатке и в Москве появились те, кого я считаю настоящими друзьями.

 

- А самый-самый друг, с которым можно обсудить любой вопрос, душу открыть?

 

- Есть, конечно, такие ребята, с которыми я могу поделиться. Они всегда находятся рядом.

 

- Понятно; как начинается ваш день? Вы жаворонок или сова? Проснувшись, вы идете на пробежку с собакой?

 

- Может, жаворонок, может сова. В силу работы постоянно приходится вставать рано – в 6:00, в 6:15, в 6:30 – это самый поздний срок, когда можно проснуться. Нужно собак выгулять, гигиену навести, размяться. На все это требуется время, но в 8:15 нужно выехать на работу. Не всегда досыпаешь, но время для сна можно урвать например, в поездке.

 

- Олег Николаевич, прожив… Сколько вам лет?

 

- 47 лет.

 

- Прожив 47лет на свете, вы сохранили фигуру выпускника школы. Вы гурман, не гурман? Любимое блюдо есть?

 

- Я вообще люблю поесть.

 

- Правда? А на вид не скажешь.

 

- Люблю молочную продукцию, рыбную. Все, что вкусно, я люблю поесть, нравится мне это дело.

 

- А сами что-нибудь готовите?

 

- Могу.

 

- Есть какое-то блюдо, которое лучше вас никто в доме не сделает?

 

- Я занимаюсь мясом на выездных мероприятиях. Спагетти с морепродуктами я могу неплохо готовить. Борщи я никогда не варил, не занимаюсь этим. Так как жизнь всегда была командировочная, походная, то обеспечение продовольствием – это задача для самого себя. В общем, опыт есть.

 

- Поэзию любите?

 

- В школе я очень любил поэзию.

 

- В школе мы все любили.

 

- Я особо любил: читал, декламировал.

 

- У нас разговор был такой – проза одна. Может быть, сейчас несколько строчек прочтете сейчас?

 

- Про собак сейчас говорили… Так вот:

 

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

- Есенин, лирика…

 

- Да…

 

- Спасибо, Олег Николаевич, за разговор.

 

Это были «Простые вопросы» для губернатора Амурской области Олега Кожемяко. Всего вам доброго, берегите себя.

 

Ведущий — Александр Ярошенко,

«Амур.инфо», 18-19.08.09.