28 августа в 18.00 в Департаменте архитектуры мэрии Хабаровска пройдут публичные слушания по внесению изменений в городские Правила землепользования и застройки. Мэрия приглашает граждан поучаствовать в обсуждении вопросов. Вот только непонятно, зачем чиновники приглашают граждан: они уже давно научились обходиться без народного мнения…

 

Как показывает анализ публикаций СМИ и решений, принимаемых правоохранительными и судебными органами Хабаровска, большинство инвестиционных проектов, осуществляемых в городе, нарушают более десятка конституционных прав граждан. В первую очередь речь идет о нарушении права частной собственности (ст. 35) в результате захвата инвесторами земельных участков, входящих в состав общедолевого имущества жителей многоквартирных домов. А также - права на благоприятную окружающую среду (ст. 42) в результате вырубки зеленых насаждений, нарушения экологических и санитарных норм при строительстве.

 

Почему так происходит? Разобраться в этом решили специалисты некоммерческого партнерства «Дальневосточные правовые ресурсы». И помогает им в этом Президент РФ, выделивший грант на реализацию проекта «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях».

 

131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  уже четвёртый год  как дал рядовому гражданину «соломинку» - инструмент: публичные слушания, на которых  простой человек может открыто заявить о своей позиции, и не учитывать ее чиновники не имеют права. На слушаниях каждый человек может сказать о не согласии по поводу межевания границ земельных участков в своем квартале, планировки застройки, строительства конкретных объектов и т.д. А чиновники обязаны эту позицию учитывать при принятии решений. Таким образом, ходить на публичные слушания, и особенно на слушания по вопросам градорегулирования, надо, если вы хотите предупредить возможные посягательства на ваши права.

 

Но на слушания мало кто ходит из тех граждан, кого эти слушания напрямую касаются. Сразу и не поймешь в чем тут дело. То ли мы слишком привыкли доверять органам власти, то ли с организацией публичных слушаний какая-то проблема. Анализ показал, что и то, и другое имеет место быть. Вот, например, как узнать о проведении слушаний? Объявление публикуется в малолитражной газете «Хабаровские вести» и на сайте администрации www.khabarovskadm.ru. Однако одни не выписывают газету, а другие не умеют пользоваться Интернетом. Третьи, может, и хотели бы прийти на слушания, но проходит искомое мероприятие, как правило, в рабочий день, в 18.00. И ехать, скажем, с Красной речки в центр города не всякий захочет и махнет рукой…

 

Не стану утверждать, что порядок проведения публичных слушаний в городе – заранее спланированный сговор чиновников. Но если такой порядок существует, значит, кому-то он нужен?

 

Напомним, что еще осенью 2002 года общественность города  решила разработать Положение  о публичных слушаниях. Работали долго, почти год, так как оказалось, что ничего подобного в нашей стране ещё не было. Инновация, одним словом. В результате Положение, разработанное нашими общественниками стало модельным в масштабе страны и по нему многие муниципалитеты и даже регионы страны делали свои аналогичные документы. Но нашей мэрии эта инновация пришлась не ко двору, и чиновники целый год пытались ставить различные препоны на пути её принятия. Несмотря на это, часть депутатов городской думы, всё-таки поддержала общественность, и осенью 2004 года Положение было принято. Вступить в силу оно должно было 1 января 2006 года, но этого так и не произошло, поскольку за полтора месяца до этого срока уже новый состав думы с подачи администрации города выбросил принятое Положение на обочину истории и принял новое, разработанное в мэрии.      

 

Какая разница? Судите сами. По общественному проекту Положения инициатива проведения слушаний по тому или иному вопросу местного значения может исходить от группы граждан (50 человек) или организации (100 человек). Если городская дума отклоняет инициативу, то при сборе пятисот подписей народные избранники обязаны назначить публичные слушания в обязательном порядке.

 

А что в чиновничьем Положении? «Инициатива населения по проведению слушаний может исходить от группы численностью не менее 1000 граждан»! Неплохой защитный барьер, правда? И ни слова о том, как поступать гражданам, если гордума просто отклонит инициативу. Почему? А прецедентов не было, и видимо не скоро еще будут.

 

Идем дальше. В общественном проекте Положения публичные слушания готовит и проводит оргкомитет, который на 50% должен состоять из представителей общественности. А в муниципальном – оргкомитет, назначенный тем, кто инициировал слушания. И поскольку практически все слушания у нас инициирует мэр (люди от инициативы отсечены тысячным барьером), то и уполномоченным органом, как правило, назначается структурное подразделение мэрии.

 

В соответствии с законом результаты публичных слушаний должны быть опубликованы. Вот только, что есть «результат»? Общественность посчитала, что это - протокол слушаний, в котором зафиксированы все мнения. А чиновники решили, что кроме протокола существует еще и некое «заключение», которое составляется уполномоченным органом. Именно оно, а не протокол, публикуется в СМИ. И почему-то в этих «злоключениях», как правило, не обнаруживаются самые острые и критические мнения граждан и экспертов! А что не опубликовано, то этого как будто бы и нет. В итоге депутаты принимают решение, исходя из оскопленного заключения, не зная о том, что народ, оказывается, был, скажем так, слегка иного мнения и говорил еще много чего другого.

 

При таком Положении любые публичные слушания теряют смысл, ведь у чиновников всегда есть тактическая  возможность «продавить» свою точку зрения, выдав ее за консолидированную истину в последней инстанции. Народ это быстро понял и перестал ходить на слушания, и теперь видимость его присутствия на слушаниях изображают сотрудники мэрии города… Ходят они туда, как в  армии, строем!

 

Но все же, если мы не хотим, чтобы на нашей детской площадке вдруг появилась высотка или магазин, а в сквере, где мы привыкли гулять, вырубили все деревья, потому что этот участок приглянулся кому-то для офиса, то на публичные слушания надо ходить! А заодно и править порядок их организации.

 

И в первую очередь надо править Правила землепользования и застройки. Напомню, что в бытность мэром Хабаровска Павла Филиппова наши Правила землепользования и застройки считались среди независимых экспертов едва ли не лучшими в стране. Там все было расписано – от «а» до «я» - определены участники отношений и общие положения, процедуры регламентированы. И чиновник, принимавший решение, был в подавляющем большинстве случаев, как говорится, наемным менеджером, а не царем и богом над простыми и непростыми смертными.

 

Долго ли коротко, но изменилось федеральное законодательство, соответственно пришло время кое-что изменить и в городских Правилах землепользования и застройки. Однако наши городские чиновники вместо того, чтобы  уточнить и детализировать процедуры, установить и регламентировать новые нормы, взяли да и выбросили из правил всю процедурную часть: все правила поведения граждан и чиновников при решении вопросов землепользования и застройки. В результате наши Правила уменьшились на треть, осталось лишь семь страничек! И это далеко не тот случай, когда «лучше меньше да лучше»…

 

В частности, в Правилах должны быть детально прописаны процедуры всех шести видов публичных слушаний:

 

- по вопросам градостроительной деятельности,

- по внесению изменений в Правила землепользования и застройки,

- по проектам документации по планировке территории,

- по проектам границ территории,

- по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости,

- по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

 

В каждом из указанных случаев есть множество значимых нюансов. В модельных Правилах, разработанных московским «Институтом экономики города» эти процедуры занимают 24 страницы.

 

А что в хабаровских Правилах? Четыре строчки: «Проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением о публичных слушаниях в городском округе «Город Хабаровск». И всё, песнь кончилась.

 

Замкнутый круг? Нет, правовой пробел! А как избавиться от правового пробела? Ну, давайте подумаем. И поможет нам в этом  ФЗ № 172 от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подписанный не так давно Дмитрием Медведевым.

 

«Правовой пробел» классифицируется этим законом как фактор, создающий благоприятные условия для проявления коррупции. На муниципальном уровне поручено устранять эти пробелы прокуратуре. Но, как говорится, на прокурора надейся, а сам не плошай. Поэтому тот же ФЗ № 172 дал и нам в руки инструмент для борьбы с коррупционными факторами, а именно: «Институты гражданского общества и граждане могут… проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов)».

 

Независимая экспертиза Положения о землепользовании и застройки готова, будет ли она востребована прокуратурой?

 

Г. Сазонов.