Экспансия на Амуре?
 

Как сообщил на минувшей неделе телеканал «Губерния», китайские соседи, не спросив разрешения у России, «начали строить в устье протоки Казакевичева глубоководный порт для судов класса «река-море»». Коллеги подчеркнули, что это выходит за рамки внутренних дел КНР, поскольку дноуглубительные работы меняют русло Амура, а стало быть, сдвигают проходящую по фарватеру границу.

 

Также прозвучало, что «Китай не имеет разрешения на проход судов по Амуру в Татарский пролив, а, стало быть, нет и смысла в строительстве глубоководного порта». В то же время, по мнению телевизионщиков, такой порт поможет Китаю быстро осуществить свою мечту о доступе к мировому океану по пограничной реке.

 

Проточные тонкости

 

Скандальное сообщение краевого телеканала, прозвучавшее без единого комментария каких-либо официальных лиц, вызвало массу вопросов. Так, из телесюжета хабаровчане могли предположить, что китайская сторона начала проводить дноуглубительные работы именно в протоке Казакевичева. А ведь уже всем известно, что в прошлом году, когда остров Тарабаров и часть Большого Уссурийского острова были официально переданы Китаю, протока эта отошла к нашим соседям вместе с этими островными территориями. То есть, она перестала быть пограничной. Сейчас протока называется Фуюаньской и является внутренними водами КНР. Стало быть, могут копать, и это уже не наше дело.

 

До получения наших островов китайцы делали все, чтобы эта протока, наоборот, обмелела. Однажды, в 2005 году, мы им даже помогали — деваться было некуда. Тогда к Хабаровску из КНР шло огромное бензольное пятно, и китайцы не успевали возвести дамбу. На подмогу им пришли российские военные. Они затопили в протоке несколько рейсовых автобусов и железнодорожный вагон, груженные песком и камнями. После этого тогдашний замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь во всеуслышание заявил, что раз государственная межа проходит по фарватеру самой протоки, то когда протока обмелеет из-за дамбы, граница автоматически отодвинется к Хабаровску.

 

Бывший в тот момент полпредом президента Камиль Исхаков резко отреагировал на заявление московского чиновника. Олег Митволь еле удержался в своем кресле. Хотя, по большому счету, был виновен лишь в том, что сказал правду невпопад. Ведь строительство той защитной дамбы на протоке Казакевичева началось по совету российских гидрологов. Во всяком случае, уже весной дамбу быстро разрушили, дабы не дать протоке обмелеть.

 

В конце прошлого века, когда протока начала резко мелеть и стала фактически несудоходной, китайская сторона добилась от правительства РФ разрешения для судов КНР проходить из Амура в Уссури по Амурской протоке (мимо Хабаровска). Именно это стало тогда главной причиной, по которой губернатор Виктор Ишаев распорядился поставить на Амурской протоке понтонный мост. Он не только соединил Большой Уссурийский остров с Хабаровском, но и резко ограничил движение китайских судов по нашей протоке.

 

Понтонный мост в районе Осиновой речки, который потом стали наводить каждую весну и убирать на зиму, разводится всего на один час один раз в сутки - чтобы пропустить речные суда. В свое время это даже вызвало небольшой инцидент. Однажды китайские судоводители, зная, что им официально разрешили свободный проход по Амурской протоке, пытались демонстративно протаранить наплывной мост - в знак протеста против подобных краевых ограничений для иностранного судоходства в районе Хабаровска.

 

К слову, такую меру краевых властей поддерживали многие жители края. Оно и понятно. Антикитайские настроения росли. Был случай, когда хабаровчане наблюдали, как мимо них демонстративно прошел военный корабль наших соседей, направив свои палубные орудия в сторону центрального городского пляжа. А ведь свободный проход мимо Хабаровска был разрешен только китайским торговым судам. Они так ходят и поныне - правда, под наблюдением кораблей наших пограничников.

 

Нет добра без худа

 

Если китайская сторона действительно начала дноуглубительные работы в теперь уже своей, Фуюаньской протоке, для нас это скорее хорошо, чем плохо. Замдиректора Института водных и экологических проблем Алексей Махинов полагает, что китайцы не станут делать протоку настолько глубокой, чтобы там проходили морские суда. Им вполне достаточно довести ее до той глубины, что позволит проходить судам до Уссури. Известно, что Уссури — река мелководная. Летом на ней едва проходят речные суда с осадкой до метра. Предполагать, что китайцы станут следом углублять саму Уссури на всем ее протяжении (около 400 км) — абсурдно, даже помня китайские трудовые подвиги.

 

Далее, по логике, если китайцы сделают протоку судоходной, их корабли должны перестать ходить в Уссури мимо Хабаровска. Однако вот что по этому поводу думает г-н Махинов:

 

- Бесспорно, китайцы будут углублять протоку Казакевичева. Ведь обходить вокруг островов - это делать более ста лишних километров, что экономически не выгодно. Тем не менее, даже если китайцы углубят ее, то все равно будут продолжать время от времени демонстративно ходить вокруг островов мимо Хабаровска. Этим они покажут свое политическое присутствие здесь, а также докажут, что не зря добивались разрешения на этот маршрут.

 

По мнению ученого, углубление протоки Казакевича добавит воды в нашу Амурскую протоку. Хорошо это или плохо? С одной стороны - хорошо. Ведь из-за мелководья в Амурской протоке страдает в какой-то степени и наше судоходство. Но есть и минус.

 

- В Амурской протоке однозначно будет едва ли не самая грязная амурская вода, - полагает он. - Дело в том, что туда ринется та вода, что идет вдоль правого берега, а там она самая грязная, поскольку именно с правого берега в Амур впадает грязная Сунгари. Поэтому горводоканалу будет сложнее справляться с очисткой воды, которая будет поступать с центрального водозабора города. А водозабор как раз вблизи Амурской протоки.

 

При этом Махинов заверил: если Амурская протока станет полноводнее, это вряд ли приведет к изменению ее русла или к размыву правого берега, где находится Южный округ Хабаровска. Там достаточно высокие берега с довольно плотными грунтами.

 

Вот и все почти выгоды и проблемы Хабаровска в случае, если означенные работы уже ведутся. Однако самое главное - информацию о том, что Китай начал углублять Фуюаньскую протоку, нам не подтвердили ни в погрануправлении ФСБ по ДФО, ни в ФГУ «Амурводпуть». Да, работы и впрямь идут, причем с куда более серьезными политэкономическими последствиями. Но не там.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 36

 

О том, где, что, и для чего на самом деле копает китайская сторона, мы расскажем в следующем номере.