Борис Брук
Борис Брук
Россия - огромная территория, 85 регионов, в каждом регионе - не только административный центр, поселки и села, но и, как правило, еще несколько средних и малых городов. А больших аэропортов всего 45. Во всяком случае, в рамках общероссийского конкурса «Аэропортам - имена великих соотечественников» сегодня идет активное голосование в 45 регионах. Значит, 40 регионов в стране остаются как бы немножко за бортом.  
 
Несправедливо. Понятно, что приоритетное право выбрать имя аэропорту должно принадлежать жителям региона, в котором данный аэропорт расположен. А это, как правило, крупные регионы. Но ведь не только москвичам, питерцам, иркутянам, хабаровчанам, но и тем, кто живет на краю страны в очень небольших субъектах Федерации, в маленьких городах, где нет ни воздушной гавани, ни морской, ни даже речной, тоже очень важно чувствовать свою сопричастность к  таким масштабным проектам.  
 
Наш регион - один из самых маленьких в Российской Федерации. В нем проживает чуть больше ста шестидесяти тысяч человек. И история его не такая уж длинная. Ему еще и ста лет нет. А сколько в нем прожито и пережито, сколько сил затрачено по-настоящему великими людьми на его создание и становление, сколько удивительных, неординарных людей жили, работали, созидали на этой земле!
 
Еврейская автономная область до 90-х годов двадцатого столетия была составной частью Хабаровского края. Область и край были как два сообщающихся сосуда, дополняя друг друга во всем. Выпускники областных школ получали высшее образование в хабаровских вузах, научные сотрудники хабаровских институтов оказывали помощь в развитии промышленности и сельского хозяйства ЕАО, область снабжала Хабаровский край молочными продуктами, зерном, овощами. Область была житницей не только для Хабаровского края, но и, по сути, для всего Дальнего Востока.
 
Аэропорт в Хабаровске строили, учитывая, в том числе потребности и жителей Еврейской автономной области. Это была наша общая воздушная гавань. И сегодня она фактически продолжает оставаться таковой, несмотря на то что ЕАО - самостоятельный субъект и уже не является частью Хабаровского края. И, возможно, наше мнение - мнение жителей ЕАО - в выборе человека, чьим именем стоит назвать аэропорт Хабаровска, будет не лишним.
 
Личность Владимира Клавдиевича Арсеньева имеет огромное значение и для Хабаровского края, и для Еврейской автономной области. Его имя больше связывают с Приморским краем, но и то, что он сделал для наших двух регионов, невозможно переоценить. Чтобы понять его значимость для Хабаровска, достаточно посетить хабаровский краеведческий музей, которым он, кстати, много лет руководил уже в советское время.
 
Что же  касается нашей области, особенно важна его первая экспедиция по территории будущей ЕАО, связанная со строительством Транссибирской магистрали. Целью этой экспедиции было найти опорные точки для будущих железнодорожных станций.
 
- Были определены условия, при которых возможно строительство железнодорожных станций на будущей Транссибирской магистрали: наличие в этих местах воды и угля, - рассказывает краевед, кандидат географических наук Борис Михайлович Голубь. - Воды здесь было достаточно. Но чтобы обеспечить движение паровозов, нужен был уголь. Экспедиция во главе с Арсеньевым зимой по замерзшему Амуру спустилась от Хабаровска до устья реки Бира, по Бире поднялась до маленького населенного пункта Тихонькая, в котором было тогда всего десять домов, от Тихонькой поднялась дальше - до того места, где сегодня находится поселок Бира и где находятся бирские угольные копи.
 
По результатам этой экспедиции Владимир Арсеньев представил доклад, в котором указал, что уголь на этой территории есть, причем качественный, вполне пригодный для паровозной топки, запасов его достаточно. В соответствии с результатами экспедиции и выводами, изложенными Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым в докладе, путейцы в 1910 году стали прокладывать ветку Транссиба по территории будущей Еврейской автономной области. Именно этот доклад стал основанием для строительства железнодорожных станций Ин, Бира, а затем и станции Облучье.
 
А Тихонькой (будущему Биробиджану) первоначально был уготован статус даже не станции, а полустанка. Так, со строительством железной дороги почти необитаемая территория будущего региона стала заселяться людьми - в основном, рабочими, которые добывали уголь, мрамор, валили лес, путейцами, проходчиками, которые прокладывали дорогу.
 
Были у Арсеньева и другие экспедиции на территории нашей области, в том числе и на ее северной части. Например, экспедиция с целью изучения глубин Хабаровского края, то есть изучения на нашей территории природных ресурсов, определения объема их запасов.
 
Владимир Арсеньев внес огромный вклад в развитие Дальнего Востока. Для всей страны, в том числе для Хабаровского края, - он путешественник, исследователь, мыслитель, писатель, а для жителей ЕАО он еще и первопроходец, вдохнувший жизнь в территорию, на которой впоследствии была создана Еврейская автономная область. Я думаю, этот человек достоин того, чтобы его именем был назван аэропорт Хабаровска.
 
Кстати, в ЕАО долгие годы тоже функционировал аэропорт. Но не большой, не международный. Учитывая отдаленность населенных пунктов региона друг от друга, труднодоступность этих населенных пунктов, в области построили аэропорт для малой авиации. До сих пор один из небольших населенных пунктов, расположенный недалеко от города Биробиджана, носит название «Старый аэропорт».
 
То, что сегодня этот аэропорт не используется по своему прямому назначению, совсем не означает, что у жителей ЕАО нет потребности в малой авиации. Напротив, убежден, что есть.
 
Если бы у жителей таких крупных населенных пунктов ЕАО, как с. Амурзет, до которого от Биробиджана на автотранспорте добираться три с половиной - четыре часа, г. Облучье - два с половиной - три часа, с. Ленинское - два часа, п. Кульдур - три часа, была возможность пользоваться малой авиацией, сократив втрое время на дорогу до административного центра и обратно, многие проблемы были бы решены, и динамичное развитие нашей территории, действительно, имело бы место.
 
В настоящее время на уровне Федерального центра обсуждается тема развития малой авиации. Я думаю, что она крайне важна именно для отдаленных от центра страны регионов, таких, как наш. Говорить о приоритетном развитии Дальнего Востока и не ставить во главу угла развитие не только железнодорожных и автомобильных, но и воздушных путей сообщения на территории самого Дальнего Востока, мне кажется, неправильно. Тем более что в ЕАО, например, еще остались с советских времен и взлетные полосы, и площадки для стоянки маленьких самолетов.
 
В общероссийском конкурсе «Аэропортам - имена великих соотечественников» участвуют только крупные международные аэропорты, но ведь и аэропорты малой авиации тоже не должны быть безымянными. Если бы наш маленький аэропорт возродили или построили новый, можно было бы провести региональный конкурс на присвоение ему имени кого-то из наших великих земляков. И конкуренция была бы большой.
 
Среди людей, чьи имена предлагали бы на конкурс жители области, было бы много героев Советского Союза, ученых, писателей, поэтов. Но я бы предложил назвать наш аэропорт именем человека, который ту самую территорию, разведанную Владимиром Арсеньевым, сделал территорией Еврейской автономной области. Я предложил бы дать аэропорту имя Бориса Брука.
 
Борис Львович Брук до революции окончил сельскохозяйственное отделение Киевского политехнического института, занимался наукой, стал крупным специалистом в области сельского хозяйства - межевания земли.  
 
После революции в Москве были созданы две организации КОМЗЕТ и ОЗЕТ. Первая - Комитет по земельному устройству трудящихся евреев, вторая - общественная организация по тому же направлению. Почему они были созданы? Потому что перед правительством страны стояла задача решить вопрос с евреями. Ведь до революции евреев селили, в основном, в местечках, то есть в сельскохозяйственных районах. Но Екатерина II, запретив им выезжать за черту оседлости, запретила им еще и заниматься сельским хозяйством. Чем они занимались? Всем понемножку: портняжили, тачали, торговали. В новой советской стране им не было места ни в промышленной сфере, потому что они не были квалифицированными рабочими, ни в сельском хозяйстве, потому что они не были крестьянами. Люди воздуха - так их называл Шолом-Алейхем.
 
Советская власть приняла решение дать евреям землю. И КОМЗЕТ, и ОЗЕТ начали поиски свободной земли. Появились разные варианты. Например, крымский - Бахчисарай. В 1923 году туда отправили полмиллиона евреев. Они начали копать землю, прокладывать оросительную систему. И возник конфликт с проживавшими там татарами, поскольку такое отношение к земле противоречило их религии.  
 
Второй вариант - полесье в Белоруссии. Но и он не подошел, потому что полесье - это непроходимые болота. Как их осушить? Это же двадцатые - тридцатые! Еще даже экскаваторов не существовало!
 
Третий вариант - Северный Кавказ, Донецкие плавни (Дон, Кубань). Но и там ни о каком сельском хозяйстве тогда говорить не приходилось - болота!
 
Два миллиона евреев без работы, без земли, а поселить их в такой большой стране некуда. И тогда возникла в КОМЗЕТе и ОЗЕТе идея искать землю не на западе, а на востоке. Они пригласили профессора Вильямса, академика, авторитетного почвоведа, который сказал: - Есть такая земля - Бирско-Биджанский район Дальневосточного края. Там есть амурские белоземы - очень плодородные земли.
 
Профессор Вильямс рекомендовал Бориса Брука в качестве руководителя экспедиции, который работал тогда в КОМЗЕТе.
 
В 1927 году Борис Брук отправился на Дальний Восток. В составе его экспедиции были климатолог, экономист, зоолог, гидрограф, почвовед. Всего за несколько месяцев Брук обследовал территорию в 1500 километров на лошадях, на лодках, пешком, провел перепись населения, взял пробы воды, почвы. Вернувшись в Москву, он представил в КОМЗЕТе доклад.
 
Начал примерно так: удаленный край, огромное количество воды, заболоченность, комары, гнус, непроходимая тайга, людей нет, менее одного человека на квадратный метр, дорог нет…
 
А потом перешел к позитиву: вместе с тем нет людей - нет антисемитизма! Любому человеку там будут рады. Земли много, бери, сколько хочешь. Есть две дороги - водоамурский речной путь и Транссиб. Можно строить коммуникации между этими дорогами. Полезных ископаемых на этой территории 100 видов! Пушнины, леса, грибов, ягод - огромное количество!
 
Но сразу оптом заселять территорию нельзя. Надо подготовить, как говорят сегодня, инфраструктуру.
 
В 1928 году на основании доклада Бориса Брука Калинин подписывает распоряжение о начале переселенческого движения.
 
Но Борис Брук не только определил место для создания еврейской области, но и сам много лет жизни отдал становлению и развитию области. В его жизни было и хорошее, и плохое, в том числе и сталинские лагеря. Он вернулся в нашу область в 1935 году, освободившись из лагеря. Его назначили заместителем директора сельскохозяйственной станции «Опытное поле», которая во многом усилиями Бориса Брука превратилась в большой научно-исследовательский комплекс, включавший в себя научно-исследовательскую работу (поля, мелиорация, семена), подготовку кадров (переселенцы были безграмотными людьми, их надо было обучать), практическую организацию работы (получение гарантированного урожая).
 
О жизни и творчестве Бориса Брука (а он писал стихи, рассказы) можно прочесть в книге Иосифа Бренера «С мандатом старосты Калинина». Борис Львович был интереснейшим человеком.
 
Мы сегодня иногда в шутку, иногда всерьез сетуем на то, что живем у черта на куличках, где морозы бывают за 30 градусов, где болото и комары. Но если честно, мы должны быть благодарны Бруку за эту землю. Евреи, которые отказались переселяться сюда, остались в Крыму, в Белорусии, на Украине, почти все были уничтожены во время Великой Отечественной войны фашистами. А мы живем. Мы - потомки переселенцев, которые ехали сюда из всех уголков России и даже из зарубежных стран за землей, за счастьем, за жизнью.
 
Последние годы Борис Брук жил в Хабаровске. Однажды к нему приехали корреспонденты из Биробиджана взять интервью в связи с предстоящим пятидесятилетним юбилеем ЕАО. Ему обещали прислать приглашение на этот юбилей. Его интервью снимали для фильма, посвященного юбилею.
 
Он с радостью общался с корреспондентами. Потом ждал, когда придет приглашение. Не пришло. Его забыли пригласить.
 
А когда вышел фильм, он отсмотрел его от начала до конца, но себя в нем так и не увидел…
 
Наверное, пора восстановить справедливость. Имя человека, благодаря которому живет наша область, живем мы, не может быть забыто. Это неправильно.
 
Когда-нибудь наступят хорошие времена, в ЕАО снова появится малая авиация и аэропорт имени Бориса Брука…
 
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом».