Разумеется, бубен губернатору не поможет, когда решаются серьезные дела, и трудно представить главу региона в музейном наряде, открывающим, допустим, новую автостраду или больничный комплекс. Но иногда, благодаря заезжим журналистам, такое сравнение невольно напрашивается. Вот и накануне, трижды посмотрев на канале «Россия 24»  телевизионный сюжет «Хабаровские петроглифы, утраченное наследие», подумал, а почему вдруг такая адресная подача, а именно - фраза в анонсе: «Древнейший памятник под угрозой исчезновения. Кто ответит? Губернатор Фургал?».

Вот так, с места в карьер, авторы из Москвы и возложили ответственность за сохранение древних наскальных рисунков-петроглифов в селе Сикачи-Алян на Сергея Фургала, недавно избранного губернатором края.

Конечно, ради интригующей фразы журналисты могут поставить нужный акцент, но только кому нужный? Авторам передачи, редакторам или… заказчикам, оставшимся в тени?
 
Я вот думаю, упоминание губернатора, члена ЛДПР, вовсе не случайно, ведь не так давно дочь бывшего губернатора края, Светлана Шпорт, специалист по психиатрии, работающая в Москве, вдруг вознамерилась проверить хабаровские учреждения, добавив, что это в порядке обычной научной работы, а не сверх того, но, судя по откликам в хабаровских СМИ, читатели решили, что именно так и решили наказать нового губернатора, столь неугодного партии «Единая Россия».

Авторы передачи, конечно, возмутятся, мол, зачем видеть в обычном репортаже чьи-то происки? Но уж очень умело и тенденциозно выстраивается на канале «Россия 24» тематика сообщений из Хабаровского и Приморского краев, где один регион, а именно наш, с приходом неугодного Москве губернатора Сергея Фургала, освещается не ахти как, а вот приморского врио губернатора показывают часто и во всей красе - даже в кожаной байкерской куртке, позирующим на мощном «харлее». Иногда, правда, мелькают и проблемные репортажи, как в случае с несчастными косатками и белухами, коих продают в китайские дельфинарии. Этим скандальным делом сейчас занимаются приморские следователи, но почему тогда московские телевизионщики не поставили вопрос ребром: «Кто в ответе за это? Врио губернатора?». Нет, разумеется, в таких критических сообщениях фамилия кандидата на предстоящих выборах во Владивостоке не фигурирует.

Это я к тому, что нынешняя информационная политика, курируемая властями, весьма тенденциозна, и сужу об этом профессионально, поскольку журналист почти с полувековым стажем и аналитикой СМИ, советских, российских и зарубежных, занимался долгие годы, поэтому могу отличить, является ли телевизионный репортаж или газетная публикация обычным сообщением или заказным.

Что касается репортажа «Хабаровские петроглифы, утраченное наследие», то он по-своему интересен, поскольку вновь поднимает проблему сохранения древних наскальных рисунков, и я бы даже поблагодарил московских телевизионщиков, что нашли время побывать в Сикачи-Аляне. Но сделано это наспех, когда множество мнений лишь внесло сумбур, и зритель неискушенный запомнит лишь, что «наследие гибнет, а губернатор Фургал не обращает внимания на проблему», как выразился один из опрошенных.

Археологи тоже высказались по этой проблеме, заметив, что она не решается уже десятилетиями и требует огромных финансовых средств. Сам я тоже в курсе дела, поскольку когда-то работал в Хабаровском музее археологии и стал автором и ведущим научно-популярного фильма «Амур - дорога тысячелетий», актуального до сих пор. Снимался и в репортажах российских, японских, южнокорейских телекомпаний, где не только рассказывал о древнем Приамурье, но и подчеркивал, насколько ценны для мировой науки и туризма петроглифы Сикачи-Аляна и нужно скорее придать им охранный статус.

И еще об одном удивительном научно-популярном фильме, снятом московскими кинематографистами в 2012 году, хотел бы упомянуть, это многосерийная лента режиссера Алексея Сергиенко «Близкий дальний, предчувствие судьбы», созданный киностудией «Рой» для телеканала «Россия». 

Фильм замышлялся в двух вариантах, двух - и восьмисерийном, где одна из серий с моим участием была отснята у петроглифов Сикачи-Аляна. Показали лишь укороченный, двухсерийный вариант, но и он произвел фурор, поскольку был горьким и честным, подняв острейшие проблемы дальневосточной глубинки, что не вписывалось в тогдашнюю рекламную раскрутку Владивостока как места проведения международного саммита. 

Полный вариант фильма так и не вышел на канале «Россия», мол, не хватило спонсорских средств и прочего, но в телефонных разговорах со мной режиссер Сергиенко позже признался, что именно поставило крест на этом проблемном сериале, сейчас Алексея уже нет в живых, но я очень надеюсь, что его вдова Вика, работающая в театре, и бывшие коллеги сумеют вернуть из небытия эту злободневную ленту.

Вот такие мысли невольно возникли после просмотра репортажа «Хабаровские петроглифы, утраченное наследие», который будет и в интернете. Только не надо заранее упрекать губернатора Сергея Фургала в том, что он еще не успел сделать, и нашему главе региона, надеюсь, еще предстоит поработать в этом вопросе, обсудив для начала суть проблемы с компетентными специалистами - археологами, музейщиками, публицистами. Проблема сохранности петроглифов Сикачи-Аляна действительно нуждается в срочном решении.

Владимир Иванов-Ардашев,
член Русского географического общества.