Дружеский шарж
Дружеский шарж
Пока в Хабаровском крае все озабочены предстоящими в марте выборами президента РФ, о других выборах никто даже не вспоминает. Между тем, в сентябре 2018 года в крае должны пройти выборы губернатора. Полномочия действующего главы региона Вячеслава Шпорта истекают как раз в сентябре. С чем подошел глава региона к завершению своего, скорее всего, последнего, губернаторского срока, анализирует Vostok.Today.
 
Вячеслав Шпорт коренной дальневосточник, более того - коренной житель Хабаровского края. Он родился в 1954 году в Комсомольске-на-Амуре, там же окончил сначала техникум, а затем политехнический институт с отличием, получив специальность «Инженер-механик самолетостроения».
 
Карьеру Шпорт начал и успешно продолжил там же, в Комсомольске, в Авиационном объединении им. Ю.Гагарина. Прошел путь от мастера до главного инженера, при его участии были освоены и запущены новые модели самолетов - СУ-22, СУ-27, СУ-35, уникальные военные истребители СУ-33, СУ-30МКК, СУ-27СМ.
 
Из родного Авиационного объединения Шпорт ушел в большую политику, став в 1999 году депутатом Государственной думы РФ. Там он работал до 2007 года, после чего ушел на 2 месяца в Дирекцию по производству и техническому развитию авиахолдинга «Сухой», а уже оттуда - на должность зампреда правительства Хабаровского края - министра промышленности, транспорта и связи региона. В 2009 году Шпорт был наделен полномочиями губернатора Хабаровского края, в сентябре 2013 - уже избран губернатором.
 
Официальной информации о том, куда уйдет Шпорт и уйдет ли вообще - нет. Но смену власти в регионе, конечно, обсуждают. Обсуждали ее на исходе 2017 года, когда по регионам России прокатилась волна досрочных отставок губернаторов. Некоторые горячие головы прочили отставку и Шпорту. Но он ее благополучно избежал, вопреки многочисленным прогнозам.
 
С чем подошел Вячеслав Шпорт к завершению своего, скорее всего, последнего, губернаторского срока?
 
Промышленные плюсы
 
Начнем с «плюсов». В первую очередь это возрождение крупных промышленных предприятий. Хабаровский край - промышленный регион. Но долгое время, начиная с 90-х годов прошлого века, крупные промышленные предприятия, некогда бывшие гордостью края, оставались историей. Сегодня запущены и вновь работают два крупнейших в регионе судостроительных завода - Амурский и Хабаровский.
 
Да, пока нельзя сказать, что там все гладко. Да, предприятиям жизненно необходима модернизация, которая обойдется не в один миллиард рублей, и без которой они не смогут конкурировать с «тиграми» АТР - Китаем, Южной Кореей и Японией. Но, тем не менее, первые суда уже сошли со стапелей и успешно работают в море, а портфель заказов у заводов уже не пуст.
 
Работает Амурсталь, наращивает обороты Амурметалл. Конечно, работает флагман промышленности Хабаровского края - родное Шпорту Авиационное объединение им. Ю. Гагарина. В Ванинском районе введен режим Свободного порта. Там действуют крупные стивидорные компании. Понемногу, после длительной череды тяжелейших неудач, «выкарабкивается» крупнейшее в ДФО лесоперерабатывающее предприятие - «Аркаим».
 
К списку успехов можно добавить еще созданные ТОРы и запущенный в рамках этих территорий ряд производств. И даже в Николаевске-на-Амуре порт, некогда совсем было «опустивший руки», начал подавать вполне заметные признаки жизни.
 
Словом, к финишу (если так) Вячеслав Шпорт подошел точно не с пустыми руками.
 
А все в пустую…
 
Между тем, в регионе имеется и целый набор серьезных проблем, в которых губернатора и его правительство упрекают и оппозиция, и жители.
 
Хабаровский край переживает серьезнейший отток населения. В 2017 году регион вообще стал антилидером ДФО - с января по ноябрь из него уехали 3 855 человек. По данным Росстата на 1 января 2018 года в Хабаровском крае проживает 1 327 670 человек. При этом население, которое еще не уехало, все активнее перемещается в города, а отдаленные муниципалитеты пустеют. В немногочисленных городах края сегодня живут 1 090 358 человек, а в многочисленных муниципалитетах - всего 237 312 человек.
 
Шпорта в этой связи упрекают в том, что он изо всех сил старается не видеть проблемы. Во всех своих интервью, в телевизионных выступлениях он говорит одно: «Ну, уезжают. Поездят и вернутся».
 
Но - не возвращаются. Причинами бегства называют: невозможность найти достойную работу с достойной зарплатой, сделать карьеру, купить жилье. Люди недовольны плохой медициной, дорогой «коммуналкой», дорогими продуктами питания. Вообще - очень дорогой жизнью.
 
Шпорта часто, особенно в последнее время, упрекают в том, что он идет по пути Министерства по развитию Дальнего Востока, деятельность которого резко критикуют дальневосточники - изо всех сил старается наводнить регион приезжими из западных регионов страны.
 
Последнее предложение хабаровского губернатора о выделении на каждого, приезжающего в ДФО работника, по 1 миллиону рублей, вместо 225 тыс. сегодняшних, вызвало резкую критику не только в Хабаровском крае, но и во всем федеральном округе. Коренные жители Дальнего Востока считают возмутительным то, что такая беспрецедентная поддержка оказывается приезжим, в то время, как свои, местные едва сводят концы с концами.
 
Хабаровский край занимает также и лидирующие позиции по зарплатным долгам. Но тут, строго говоря, вины региональных властей нет. Львиная доля задолженности образована крупными банкротами федерального подчинения- бывшим Дальспецстроем и бывшим же Дальмостостроем. По Дальспецстрою ситуация практически решена, благодаря вмешательству федеральных властей и главы государства. По второму крупному банкроту все пока неясно.
 
Ситуация с долгами по зарплате зашла так далеко, что Следственный комитет в регионе пообещал нерадивым работодателям СИЗО и реальные сроки. В Хабаровске долго обсуждали историю, когда один их таких работодателей был отправлен в СИЗО прямо с заседания межведомственной комиссии по зарплатным долгам.
 
Надо отдать должное - региональные власти проблемой занимаются, вопрос на личном контроле губернатора, но до полного решения вопроса пока очень далеко. А поскольку количество банкротов в регионе растет, стоит ждать новых долгов и новых обездоленных жителей.
 
В регионе есть экологические проблемы. И если часть из них властям удалось купировать - речь об угольной пыли в Свободном порту Ванино - то проблема загрязнения реки Амур никуда не делась. Никуда не делись лесные пожары, от которых страдают тысячи жителей региона.
 
По данным на конец ноября 2017 года, Хабаровский край накопил кредитов на сумму 36,3 млрд рублей.
 
В этом Шпорта нередко упрекает оппозиция. Равно как и в чрезвычайно разросшемся чиновничьем аппарате. Но если многочисленные структуры «по развитию всего» в регионе губернатор объясняет выросшим количеством полномочий, целей и поставленных задач, то введение полномочных представителей губернатора в пяти муниципалитетах не на шутку разозлило жителей региона.
 
Шпорт в интервью объяснить - зачем губернатору полпреды в районах, если есть главы и мэры - доходчиво не смог. Сказал лишь, что «сам не знает, что из этого получится». Полпреды между тем есть, они получают зарплату из бюджета.
 
Как видим, регион накопил значительное количество проблем, решать которые, судя по всему, придется уже новому губернатору.
 
О кандидатурах ничего не известно. В досужих разговорах называют разных чиновников. Чаще всего упоминают москвича Дмитрия Волкова, прибывшего из столицы развивать Комсомольск-на-Амуре и ныне занимающего должность зампреда правительства региона по вопросам развития города.
 
Но Волкова в регионе почти не знают. А Комсомольск-на-Амуре продолжает терять жителей: в 2017 году потери составили 1300 жителей, из них половина умерли, половина уехали.
 
Обсуждали в регионе и еще одного претендента, точнее претендентку - депутата ГД РФ Ирину Яровую.
 
Однако даже серьезных споров эта кандидатура не вызвала. Жители Хабаровского края так и писали в социальных сетях: «Несерьезно. Нечего и обсуждать. Никогда женщине не стать губернатором Хабаровского края».
 
Правда, в конце декабря 2017 года хабаровчан успокоила новость, пришедшая совсем с другого региона России - Северо-Кавказского федерального округа. Неожиданно в социальных сетях и некоторых СМИ появилась информация о том, что Ирина Яровая может занять пост губернатора Ставрополья.
 
«Автор одиозных законов Ирина Яровая может стать губернатором Ставрополья. Это единственный регион СКФО, где это вообще может быть. Потому, что другие регионы Северного Кавказа уж точно не потерпят, чтобы ими руководил варяг, да еще и женщина».
 
Как видим, вопрос о трудоустройстве госпожи Яровой, как и вопрос о том, кто займет место губернатора Хабаровского края, пока открыт.
 
Впрочем, может статься, что обсуждать возможных кандидатов на главную должность Хабаровского края и вовсе бессмысленно: как известно, президент поручил рассмотреть новую структуру - по макросубъектам. И вполне возможно, что в России могут официально появиться макрорегионы со своими правительствами. В таком случае все сегодняшние политические прогнозы попросту теряют всякий смысл.
 
Vostok.Today, 01.02.18