В конце августа Министерство регионального развития РФ опубликовало на своём сайте (http://www.minregion.ru/activities/monitor/exec_evaluation/) сводный доклад об оценке эффективности деятельности  органов государственной власти субъектов федерации по итогам  2009 года,  из которого следует, что Хабаровский край в рейтинге российских регионов по показателю «Общий уровень эффективности» переместился с 48-го места на 57-е. Прокомментировать эту новость мы попросили директора Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нину Поличку.

Скачать файл "Итоги ДФО"Итоги ДФО
Общий уровень по ДФО за 2009 год
(xls, 1Мб)

- Нина Петровна, что это за доклад, кто и как его пишет и что означает этот рейтинг?

 

- Еще 28 июня 2007 года президент Путин издал Указ №825, в котором обязал руководителей всех регионов  страны  ежегодно к 1 мая представлять доклад о достигнутых за предыдущий год значениях показателей, перечень которых он сам в этом Указе и определил. Главная особенность этого перечня в том, что он ориентирован на качество жизни граждан и на эффективность  работы региональных властей, а не на успехи в экономике, как это традиционно бывало при подготовке документов о социально-экономическом положении. Обычно власти  отчитывались о количестве произведённой электроэнергии, выпущенных станках, закатанных консервных банках и т.д. И в конце что-нибудь про рождаемость, смертность, браки,  разводы и заболеваемость. Сейчас всё наоборот, если  достижения в  экономике не повышают качество жизни, они никого не интересуют и никому не нужны. Вот такой разворот в федеральной политике на 180 градусов.

 

Кто пишет эти доклады? Региональные власти и пишут. Но есть одна особенность - наврать нельзя,  так как федеральная служба статистики проверяет каждый показатель и исправляет, если у них другие данные. И её слово последнее.  

 

Что касается рейтинга, то судите сами. Если у нас 83 субъекта федерации, то что означает 57 место по базовому показателю «Общий уровень эффективности» в этом рейтинге?  Слабенькая тройка, говоря школьным языком.  

 

Если анализировать в масштабе ДФО, то  мы опять, как и в 2008 году,  лишь  4-ые и теперь нас обошли ЕАО (41 место), Амурская область (52-е) и Приморский край (53-е). К слову сказать,  в 2009 году вниз по общероссийском рейтингу опустились 6 регионов ДФО из 9-ти. Положительную динамик показали лишь Приморский край (с 75 места на 53-е) и Камчатский край (с 74 по 62). Амурская область второй год занимает 52 место в стране.

 

- Что же потянуло Хабаровский край вниз?

 

- Существенную лепту в негативную динамику края внесла сфера жилищного строительства и ЖКХ.

 

 

Если учесть, что всего мест в рейтинге 83, то до последней черты, как говорится, рукой подать. При таких «достижениях» министерствам и должностным лицам, курирующим данные отрасли,  впору подавать в отставку.  

 

Чуть лучше по сравнению со строительством и ЖКХ ситуация в сфере экономики и государственного управления, но тоже приятного мало.

 

 

Заметим, что экономики в этом разделе совсем мало, а основной вес здесь имеют показатели, характеризующие ход административной реформы в регионах.

 

Вот, например, в Указе №825  есть такой показатель «Доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках программ», который напрямую «завязан» на эффективность расходования бюджетных средств. В Хабаровском крае  он равен  8,7%, тогда как среднее значение по стране – 30,1%, а в Амурской области он уже достигает 43,2%.

 

Административная реформа требует, чтобы к предоставлению бюджетных услуг (это услуги оплачиваемые за счёт бюджетов) помимо государственных и муниципальных учреждений  привлекались некоммерческие организации и бизнес. Это способствует развитию конкуренции в сферах образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и социального обслуживания населения, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества этих услуг и к снижению их стоимости для бюджетов. Так вот у нас по этому показателю  0%  три года подряд!

 

Ещё одним важным направлением административной реформы является повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Результативность этой работы отслеживается через показатели удовлетворённости населения работой властью. И это как же надо было организовывать  взаимодействие краевой власти с народом, чтобы в отсутствии каких бы то ни было глобальных потрясений в крае в 2008 и в 2009 году получить такие данные по показателям удовлетворённости?

 

 

Представляется, что такая оценка населения может трактоваться только как полный провал стратегии и тактики деятельности  краевых органов власти, отвечающих за информационную политику и связи с общественностью. Для сравнения, Чукотский автономный округ по данным показателям занимает первое место в стране уже три года подряд. Может отправить туда на стажировку наших краевых чиновников? Пусть поучатся как надо работать с гражданским обществом.    

 

- И что с этим  делать?

 

- Во-первых,  начать, наконец-то, административную реформу в краевых органах исполнительной власти.  

 

Во-вторых, говоря языком бизнеса, надо строить бизнес-процессы под каждый показатель Указа  №825, которые бы гарантировали положительную динамику и получение запланированных значений показателей в заданный период времени. Такие технологии известны, нужна лишь политическая воля  для их внедрения.  

 

Одним словом, краевой власти нужны инновации, на старых технологиях уже далеко не уедешь.

 

 

Дальневосточный научный центр

местного самоуправления

http://www.dvncms.khv.ru

.