Владимир Путин на канареечного цвета Lada Kalina Sport совершил первый бросок по трассе Хабаровск—Чита/ Фото: Дмитрий Азаров /Коммерсантъ/
Владимир Путин на канареечного цвета Lada Kalina Sport совершил первый бросок по трассе Хабаровск—Чита/ Фото: Дмитрий Азаров /Коммерсантъ/

Вчера премьер России Владимир Путин на канареечного цвета Lada Kalina Sport совершил первый бросок по трассе Хабаровск—Чита. Специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников стал свидетелем того, как в этот же день премьер лишился очередных своих часов. На этот раз они стали жертвой традиций строителей.

 

Вчера рано утром у здания, где ночевал в Хабаровске Владимир Путин, появилась канареечного цвета машинка Lada Kalina Sport. Само по себе это словосочетание должно было вызвать противоречивые чувства у верующих в отечественное автомобилестроение.

 

По утверждению всех участников концессии, то есть поездки по маршруту Хабаровск—Чита, это был обычный серийный автомобиль (правда, никто из разработчиков не считал нужным уточнить, что машина, перед тем как выйти на трассу, прошла доводку в гараже особого назначения управделами президента РФ и сама по себе является продуктом мелкосерийным).

 

— Облегченная поршневая группа, бензин стандарта Euro 3, 98 л. с., навигация GPS-ГЛОНАСС, максимальная скорость — 174 км/час.

 

— Так много?! — недоверчиво воскликнул кто-то.

 

— Так мало? — переспросил я.

 

— А что вы хотите? — сердито сказал Александр Терьянов, один из разработчиков автомобиля.— Ну, можно было сделать больше. Как на Renault, например. Ну и что это дало бы?

 

— Ощущение скорости,— попытался объяснить я человеку, который делает автомобили.— То, ради чего и нужна машина человеку.

 

— И сколько бы тогда стоило это ощущение? — так же обидчиво переспросил он меня.— Нет уж, мы делали именно такую машину. И мы ее сделали.

 

— А цвет почему такой странный? Желтенький...

 

— Канареечный,— поправил меня разработчик.— Обычный серийный цвет.

 

Машины ему нравились гораздо больше, чем журналисты.

 

На крыльцо резиденции вышел Владимир Путин. Он развеял миф о том, что сам собирается проехать за рулем все две с лишним тысячи километров. Он назвал, уже не в первый раз, дорогу Чита—Хабаровск исторической в жизни России, потому что до сих пор Россия никогда не была от начала до конца связана шоссейными трассами.

 

Премьер объяснил, что разработчики просили поставить на трассу именно эту машину (видимо, из мелкосерийной они очень хотят сделать ее многосерийной).

 

Цвет его, кажется, не смутил.

 

— Я только вчера цвет увидел,— произнес премьер.— Ну и что? Молодежный...

 

То есть, очевидно, по мнению премьера, полностью соответствовал ему.

 

В дорогу премьер взял самое необходимое: термос, подушку, любовно расписанную двумя собачками, а также набор аудиодисков... Григорий Лепс (включая "Водонасос", 2008 год), "Чайф", "Машина времени", "Золотое кольцо", Beatles (Greatest Hits), Поль Мориа и, конечно, Наталью Кадышеву, а также mp3 "Танцевальный нон-стоп (сборник N 50) — пригодится после ужина.

 

Я сел в машину Владимира Путина на 350-м км трассы (интервью с председателем правительства Российской Федерации читайте в ближайшем номере "Ъ"). К этому времени он еще ехал по старой части дороги (министр транспорта России Игорь Левитин, сидевший в соседней машине, очень ждал участка, который строили его люди).

 

Несколько километров кортеж из черных Suburban, Mercedes и Land Cruiser, который возглавляла желтая, похожая на выцветшую на солнце божью коровку машина, полностью скрылся из вида, его окружила плотная завеса пыли: несколько километров машины шли по гравию. Все это как-то не укладывалось в голове: премьер, приручивший эту "канарейку", кортеж, перед величием которого померкло бы сопровождение президента Соединенных Штатов Америки, бескрайность всего вокруг, когда небо кажется рекой, а деревья — облаками, и это так и есть... Здесь, на этой трассе, ты и правда понимаешь, что живешь в великой стране — так она нескончаема, безлюдна и полна.

 

Но тут головная машина встала. Вокруг ее заднего правого колеса мгновенно образовалась живая очередь желающих понять, что произошло, и помогать, помогать, помогать. Оказалось, был какой-то странный скрежет, из-за этого премьер затормозил. Может, он думал, что лопнуло колесо и скрежещет корд о бетонку. Но вроде все было в порядке. Наконец, между диском и шиной нашли забившиеся в щель несколько камней — они и нервно скрежетали. Я так и не понял одного: откуда, по мотивам этой истории, в кортеже мгновенно появилась точно такая же канареечного цвета Lada Kalina Sport, только с другими номерами. И сколько их еще было попрятано в кустах по обочинам дороги на всякий случай на всех этих двух с лишним тысячах километрах исторической трассы Хабаровск—Чита.

 

Через некоторое время на дороге вдруг оказались люди. Премьер снова резко нажал на тормоз. Люди бросились к нему, и один уже протягивал ему телефон и срывающимся голосом кричал в этот же телефон:

 

— Да он это, он, я тебе говорю!

 

— Да я вчера вообще не пил,— шепотом сокрушался он потом. Видимо, на том конце провода ему не поверили.

 

Потом была еще одна остановка. В палатке на обочине премьера ждали несколько женщин. Здесь был стол, стулья, чай, конфеты.

 

Я услышал за спиной разговор:

 

— Там, впереди, пикет дорогу перекрыл. Если Путин с женщинами нормально поговорит, у одной есть телефон, она позвонит, пикет уберут.

 

Премьер хотел было угостить женщин их чаем, они отказались. Они хотели переехать из бараков, из отвратительных условий в нормальные. Причем нормальные условия строителей и их близких отличаются в этих местах от наших нормальных условий: они хотели такого минимума, который мы себе и представить не можем и не хотим. А они имели право требовать действительно хороших условий, потому что именно эти люди начинают строить Нижне-Бурейскую ГЭС, куда и хотел заехать премьер, чтобы залить первый бетон в ее основание.

 

Он пообещал женщинам и их мужьям, что им построят жилье по санитарным нормам и сделают это в ближайшее время. Одна женщина, услышав это, машинально взяла со стола конфету и проглотила ее не жуя. Другая уже звонила пикетчикам, которые к этому времени развернулись с плакатами у стелы Москва—Владивосток (зачем она здесь стоит, самая большая, по-моему, загадка этой дороги).

 

Пикет после звонка мгновенно растворился по обочинам дороги.

 

Здесь, среди кустов и рыжих скал, премьера уже ждали близкие люди — вице-премьер Игорь Сечин, министр энергетики Сергей Шматко, глава компании "Мечел" Игорь Зюзин, глава "Транснефти" Николай Токарев, глава Роскосмоса Анатолий Перминов...

 

Их появление тут, среди живой природы, казалось актом насилия по отношению к ней. Но я уже ничему не удивлялся. Подписали несколько соглашений (природа все стерпит), одно из них о сбыте энергии Нижне-Бурейской ГЭС, другое — о том, что ее построят не позже 2014 года...

 

Премьеру объяснили, что когда пойдет первый бетон, по традиции надо бросить в него часы (опять часы!).

 

— Желтоватые такие полетели,— рассказывал потом плотник-бетонщик Михаил Катринец.— Так и ушли в бетон. Я даже время на них заметить не успел.

 

И уже через несколько минут жизнь Владимира Путина понеслась по накатанной колее.

 

Газета «Коммерсантъ»   № 158 (4458) от 28.08.10

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1494846

---------------

 

ПРЕМЬЕРная закладка


Владимир Путин дал старт строительству Нижне-Бурейской ГЭС

 

Премьер и губернатор уже дали будущему объекту имя — Бурейка. Фото: Павел Кошеленко
Премьер и губернатор уже дали будущему объекту имя — Бурейка. Фото: Павел Кошеленко

Вчера в десяти километрах от поселка Новобурейский Владимир Путин заложил символический первый кубометр бетона в тело будущей плотины Нижне-Бурейской гидростанции. В Амурскую область премьер приехал из Хабаровска за рулем Lada Kalina. Оценив качество восточного участка автодороги «Амур» и перспективы избыточной дальневосточной гидроэнергетики, премьер продолжил свое путешествие по «федералке».

 

Предыдущие два визита Владимира Путина в Амурскую область были связаны с дорожным строительством и энергетикой. О необходимости завершения строительства федеральной автодороги «Амур» он говорил летом 2000 года, а спустя три года во время торжественного пуска первого агрегата в Талакане заявил: «За Бурейскую ГЭС заплатила вся страна!». Нынешняя поездка, уже в ранге премьера, а не президента, станет самой продолжительной и насыщенной — к дорожной и энергетической тематике добавятся космическая и нефтепроводная.

 

Проект Нижне-Бурейской ГЭС разработан еще в советское время — в 1983 году готовились строить комплекс из двух станций. Однако в 90-х проект разделили на два и о «младшей сестре» на некоторое время забыли. Сейчас Бурейская ГЭС практически достроена, но она не сможет полноценно работать без второй станции — Нижне-Бурейская ГЭС будет контррегулятором.

 

К приезду экс-президента на створе Нижне-Бурейской ГЭС было все готово еще в полдень. Около 16 часов на косе Буреи приземлился вертолет с курирующим топливно-энергетический комплекс вице-премьером Игорем Сечиным, руководителями компаний «Транснефть», «Мечел», «РусГидро» и другими гостями. Гендиректор ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС» Александр Гаркин провел для Сечина небольшую экскурсию, «пробную» перед Владимиром Путиным.

 

Среди ожидающих был и глава Бурейского района Павел Штейн, именно он во время июльского визита в Благовещенск президента Дмитрия Медведева озвучил главе государства вопрос о начале строительства новой ГЭС. И получил ответ: «Я вас услышал и дам поручение».

 

— Значит, не зря я тогда выступал, — рассмеялся в ответ на вопрос корреспондента АП Павел Семенович. — Начинается стройка, будут рабочие места и налоги. Раз раньше начнут, то раньше и закончат — поступлений в районный бюджет станет меньше, но у нас будет новое предприятие, и у властей не будет голова болеть за участки, которые могли бы быть подтоплены зимой.

 

Дело в том, что незамерзающая полынья под Бурейской ГЭС составляет 80 километров, и если в это время «старшая» станция начнет работать на полную мощность, то вода пойдет поверх льда. Водохранилище «младшей» ГЭС позволит избежать таких проблем.

 

—Я очень рад этому событию — сначала мы ориентировались на 2011 год, потом на 2012— 2013, — сообщил АП член правления ОАО «РусГидро», бывший «генерал» Бурейской ГЭС Юрий Горбенко. — Проект был доработан в плане безопасности после событий на Саянах, нужно получить еще кое-какие согласования, но работы начинаются, и это самое главное.

 

В настоящее время дальневосточная энергосистема избыточна, но и амурские власти, и гидроэнергетики уверены: без ввода новых мощностей к 2014 году она может стать дефицитной. Подтверждение этого вскоре последовало.

 

В 17:45, на три четверти позже запланированного, к створу будущей станции в сопровождении джипов с мигалками и номерами Хабаровского края подъехала ярко-желтая Lada Kalina, из-за руля которой в коричневых джинсах, светлой полосатой рубашке с длинными закатанными рукавами и в черных очках вышел Владимир Путин.

 

Премьер сразу проследовал в установленный на смотровой площадке шатер, оснащенный по последнему слову техники. Посмотрев видеоролик о будущей ГЭС, премьер встал за столом, на котором началась процедура подписания соглашений.

 

Глава «РусГидро» Евгений Дод методично ставил автографы на документах, в то время как его напарники менялись — губернатор Олег Кожемяко, руководитель группы компаний «Петропавловск» Сергей Ермоленко, «Мечела» — Игорь Зюзин, «Транснефти» — Николай Токарев.

 

Глава «Мечела» не стал отвечать на вопрос корреспондента АП о работах на строительстве трассы Улак — Эльга и лишь с улыбкой показал сжатый кулак с поднятым большим пальцем.

 

— Сам по себе металлургический комбинат, который мы собираемся построить, — очень энергоемкое предприятие, — отметил в разговоре с АП генеральный директор управляющей компании «Петропавловск» Сергей Ермоленко. — Поэтому у нас есть интерес поддержать этот проект. Если все получится так, как задумал губернатор, то после строительства ГЭС мы получим дешевую электроэнергию. Нам это будет очень выгодно — мы снизим себестоимость нашей продукции.

 

Затем гости отправились к макету будущей станции, у которого Александр Гаркин сообщил Путину об известной традиции — бросать в бетон наручные часы. Премьер послушно поднял правую руку и начал расстегивать черный, похоже, резиновый ремешок. Затем гендиректор только готовящейся к строительству станции и премьер спустились на маленькую нижнюю смотровую площадку. Рядом уже стоял «миксер» — 17-кубовый бетоновоз, на котором, тем не менее, было написано «1-й кубометр бетона».

 

Гаркин пять, а то и десять минут беседовал с Путиным, и только потом премьер бросил часы вниз. Плотник-бетонщик Михаил Катринец продемонстрировал начальству памятную табличку и водрузил ее на след от часов. Поговорив еще немного, Владимир Владимирович махнул рукой рабочим и поднялся наверх. Подтолкнув вперед Олега Кожемяко со словами «пусть губернатор скажет, что это значит для региона», Путин остался вторым номером.

 

— Состоялось радостное событие — закладка первого кубометра бетона Нижне-Бурейской ГЭС, — объявил Олег Николаевич. — Семь лет назад Владимир Владимирович присутствовал при пуске первого гидроагрегата Бурейской ГЭС. И вот пришло время «Бурейки» — это дает дополнительные возможности не только Амурской области. Но с учетом развития сетевого хозяйства, всего Дальнего Востока здесь будут металлургические комбинаты, ВСТО, Эльгинское месторождение, и все эти новые заводы получат новую недорогую электроэнергию. Это большой праздник для всех амурчан. Огромные слова благодарности вам, Владимир Владимирович.

 

Премьер в этот раз не был краток. Напомнив о том, что Бурейская ГЭС уже практически достроена, он согласился с Олегом Кожемяко насчет того, что «сегодня тоже очень важное событие».

 

— Это строительство элемента, который завершает весь комплекс в целом. Это значит — вся система Верхней и Нижней «Бурейки» будет работать устойчиво, создавать надежность энергоснабжения во всем регионе, — отметил Путин. — Это означает, что регион получает новый, экономичный и очень приемлемый по ценам источник развития. Уверен, первые шаги приведут и к последующим. Это говорит о закладке фундамента для будущего развития региона. Я вас всех поздравляю, и энергетикам большое спасибо. Но, прежде всего, спасибо надо сказать вот тем мужикам, которые внизу сейчас осуществляют закладку первого бетона. 15 кубометров будут положены сегодня в основу нового мощного энергетического комплекса.

 

После этого Путин сел в машину и отправился было дальше, но вдруг притормозил у стоящих у обочины рабочих.

 

У монтажника Ивана Серкина и мастера участка Игоря Филимонова премьер узнал, что они приехали на Бурею из Хакасии, и предложил им постоянную работу в Приамурье.

 

Вспомнив, что процедура бетонирования часов не всегда проходит безболезненно (однажды высокого чиновника забыли предупредить о традиции, и ему пришлось за компанию «утопить» «Роллекс» за несколько десятков тысяч долларов), корреспондент «Амурской правды» спустился на будущее дно плотины и поговорил с тем самым бетонщиком, который видел Путина в двух метрах и трогал его часы.

 

— Красивые часы, дорогие, наверное — время не засек, — отшутился Михаил Катринец. Традиция такая везде: на Бурее, на Зее Шохин бросал, много еще кто… Дай бог, достроим эту станцию и начнем строить Нижне-Зейскую.

 

Владимир Путин: «Покупайте «Ладу-Калину» — не пожалеете!»

 

Из Хабаровска в Амурскую область Владимир Путин приехал по автодороге «Амур» за рулем «Лады-Калины».

 

По дороге он остановился на АЗС, где заправлялись отдыхающие с Дальнего Востока. Они спросили у премьера, почему он выбрал этот автомобиль. «Неожиданно, на самом деле оказалась очень удобная, комфортная и надежная машина», — ответил Путин, отметив, что не жалеет о своем выборе, проехав почти 350 километров. Он порекомендовал этот автомобиль своим собеседникам, которые, по их словам, ездят на «японках».

 

— А вы попробуйте приобрести такую машину. Уверяю вас, не пожалеете, — отметил Владимир Владимирович.

 

На границе Амурской и Хабаровской областей, у стелы Москва — Владивосток Путин остановился побеседовать с несколькими местными жительницами, которые приготовили для премьера чай и плюшки.

 

— Мы живем в строительном поселке, который обветшал. Нас 44 семьи здесь. Переселить обещают почти десять лет, — сообщили женщины.

 

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко подтвердил, что в планах переселения этот поселок числится. Женщины также поинтересовались у премьера, почему повышаются цены на хлеб. «Повышение цен на хлеб не диктуется объективными обстоятельствами. Это спекулятивный рост. Просто кто-то наживается на обстоятельствах», — сказал Путин.

 

Он распорядился, чтобы региональные антимонопольные структуры проверили и отследили причины роста цен, а правительство области приняло меры.

 

Павел Кошеленко,

«Амурская правда», 28.08.10, № 157

http://www.ampravda.ru/2010/08/28/027098.html

.