Вчера на заседании правительства России утверждена федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. С этой главной для наших земляков новости и началась беседа в дальневосточном представительстве «РГ» с полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Камилем Исхаковым.

 

Российская газета | Камиль Шамильевич, принятая в новом виде программа — это и ваше детище, и итог работы всех губернаторов за последние полгода. Теперь можно сказать, что ранее бессистемная региональная политика по отношению к этой территории в корне изменилась?

Камиль Исхаков | Да. В самом деле, государство повернуло свой взор к Дальнему Востоку, это мне особенно приятно. Большая гордость и за страну в целом, что у нее наконец появилась возможность поддерживать Дальний Восток не только на словах, но и на деле, вкладывать средства в развитие этого региона. Вы знаете, что программа существует давно, и последняя корректировка ее была в 2006 году. Я помню радость министра экономического развития, когда он сказал: «Мы в два раза увеличили объем этой программы!» — причем преподносилось это как огромное достижение. На самом деле тогда это было всего 4 процента капвложений страны на 40 процентов ее территории! Остаток финансирования этой программы был 10,9 миллиарда рублей. А вчера утверждено, что из федерального бюджета на реализацию программы в течение шести лет будет выделено 567,4 миллиарда рублей, без учета средств Инвестиционного фонда. Есть разница? То есть, увеличение в 55 раз по капитальным вложениям, причем не инвесторов, а в основном российского бюджета, и это инвестиции в инфраструктуру. Нет сомнения, что после принятия программы регионы Дальнего Востока и Забайкалья получат значительный импульс для своего развития. Валовой региональный продукт увеличится в 12 раз, то есть почти втрое, а объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году по отношению к нынешнему 2007 году вырастет до 3,5 раза и составит 1386 миллиардов рублей. Это совершенно несравнимые с прежними цифры и итог работы множества людей по защите программы. Если конкретно, то на подпрограмму по развитию города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет направлено 147,5 миллиарда рублей, из которых 100 миллиардов рублей составят средства федерального бюджета, 9,8 миллиарда будет выделено из бюджета Приморского края, 37,7 миллиарда планируется привлечь из внебюджетных источников. Государство встало твердо на этот путь и уже не свернет. Дальневосточная территория должна стать привлекательной для россиян. Не случайно эта тема стала вопросом для совета безопасности.

 

РГ | А если предметно, на что пойдут эти космические средства?

Исхаков | Реализация программы даст Дальнему Востоку 6600 километров автодорог, 112 железных дорог, 2400 километров линий связи, 850 километров газопровода. Предполагается создание и реконструкция 10 морских портов и 17 аэропортов, строительство новых объектов энергетики и социально-культурной сферы. Будут созданы почти 70 тысяч рабочих мест.

 

РГ | Камиль Шамильевич, но пока будут строиться эти дороги, дальневосточники будут уезжать по имеющимся дорогам на запад, потому что им нужно жить не завтра, а сейчас. Вот строки из письма нашего читателя из Петропавловска-Камчатского: «Призывать рожать можно сколько угодно. Но демографическая ситуация на Дальнем Востоке не изменится, пока не будут решены три вещи: действительно доступное жилье, высококачественное медобслуживание и льготный проезд в европейскую часть страны. Нам на днях сообщили, что тарифы на электроэнергию вырастут еще на 17 процентов. Как долго мы будем испытывать силу этой тарифной удавки?»

Исхаков | Сегодня среднероссийский энерготариф — 1,08 рубля, и надо его везде по стране выровнять. У нас есть территории, где за один киловатт люди платят в 36 раз больше, чем в остальной России. Сейчас, пока энергетики выравнивают тарифы, нужно делать субсидирование из федерального бюджета по каждому региону отдельно. А разницу в тарифе жителям дальневосточных территорий государство должно возмещать. Раньше тоже жителям районов Крайнего Севера проезд и пролет оплачивался, но сейчас нужно это делать адресно.

 

РГ | А тарифы авиационные? Когда мы сможем летать на запад также легко, как живущие там передвигаются по Европе?

Исхаков | Думаю, в этом вопросе будет возврат к старому: поездка на запад должна компенсироваться жителям северных территорий. Плохо, что у нас выросло поколение, которое не знает своей страны, но зато знает Корею и Китай. И кстати, этот вопрос важен для жителей центральных регионов: им очень интересно побывать здесь, на Дальнем Востоке много привлекательных мест, которые они никогда не видели: Шантарские острова, Курилы, Камчатку, приморские бухты…

 

РГ | Что-то они к нам долго не едут….

Исхаков | Едут. Но пока лишь очень богатые. Едут на Камчатку в Долину гейзеров, на сплавы. Нужно, чтобы у нас было больше богатых людей, был богаче средний класс. А у нас разрыв большой, много бедных, хотя денег у людей в регионе достаточно. Мало строится комфортного жилья. У нас на всем Дальнем Востоке вводим всего миллион квадратных метров жилья. А чтобы выйти на уровень, который предлагает президент, нужно в семь раз увеличить эту цифру.

 

РГ | Камиль Шамильевич, объясните, как будет работать в регионе государственно-частное партнерство?

Исхаков | Государство создает условия, подводит дороги, энергию, а инвестор вкладывает деньги в развитие. Например, частник хочет построить здесь горно-обогатительный комбинат, и ему нужна соответствующая инфраструктура. В инвестиционном фонде аккумулируются средства, заключается договор. Этот договор не должен быть по объему менее пяти миллиардов. На его основе строятся дальнейшие проекты. Уже в Якутии первые подобные проекты, связанные с освоением угольных месторождений, защищены. Теперь нужно подготовить проектно-сметную документацию — и вперед.

 

РГ | Кстати, наш читатель из республики Саха (Якутия) пишет: «В Якутии считают, что республика является одним из лидеров по социально-экономическим показателям в ДФО. Придерживается ли такой точки зрения полпред, или у Якутии, образно выражаясь, «звездная болезнь»?

Исхаков | Якутия лидирует в том, что здесь глубоко изучают состояние дел и умеют детально и продуманно планировать свою работу. У них все инвестиционные предложения доказуемы и обоснованы. Такого нет ни в одном субъекте. Правда, богатства Якутии, алмазы, приносящие в копилку республики приличные доходы, там по-разному используются, в этом есть проблемы.

 

РГ | Вопрос от нашей приморской читательницы из города Владивостока: «25 июля арестован вице-губернатор края Александр Шишкин за получение взятки при исполнении служебных обязанностей. Это фигура из нового призыва в вице-губернаторские ряды. Недавно отстранен от должности начальник департамента управления госимуществом Владимир Книжник за продажу госсобственности. Можно ли такой команде (а команды-то нет уже) доверять миллиарды рублей на подготовку края к проведению форума АТЭС? Как Вы вообще оцениваете криминальную ситуацию в Приморье, корни которой растут от чиновничьей головы?

Исхаков | Интересные вопросы люди задают… По-моему, очень прискорбно, когда человека назначают на должность в июне, а 25 июля берут с поличным, причем на предмет преды¬дущей работы. Сейчас система такая, что губернатор с нами не согласовывает кандидатуры вице-губернаторов. Между тем Александр Шишкин прошел достаточно примечательный путь: в его руках был водоканал «Юг Приморья» в 1993 году, который успешно за год обанкротился, и было возбуждено дело о преднамеренном банкротстве. В дальнейшем из него выводятся активы, и на этих активах создается новая организация, приморский водоканал, и, уже работая там, он делает сто миллионов убытков… Вобщем, немало «ярких» страниц в биографии. Это далеко не украшает губернатора, и я ему сказал об этом. Он объясняет: я, мол, не знал. А разве не показательна история бывшего мэра и те обвинения, которые сейчас бесконечно идут?…

 

РГ | Во Владивостоке люди давно отвыкли верить власти.

Исхаков | И это, кстати, подтверждают опросы населения на предмет доверия губернатору: цифра падает.

 

РГ | Камиль Шамильевич, недавно мы с вами летали в командировку на процедуру назначения новых губернаторов. Их теперь называют по-всякому: назначенцы, варяги, антикризисные управляющие… Видно было, что назначенцев Кремля встречали на территориях настороженно. Ведь происходит исторический процесс: впервые вместо доморощенных, которых все знали с юности, вместо избираемых народом, появляются лидеры нового типа. Кто больше противится варягам — местная элита или бизнес? Почему?

Исхаков | Вы помните, что наибольшее противостояние было в Корякии из-за амбиций отдельных людей. Приходилось готовиться очень серьезно к встречам с депутатами и находить разные аргументы, которые бы дошли до каждого. Но я отмечу, что назначенцы — это тоже люди, избираемые парламентами. Поймите, пройти процедуру назначения — не самое основное для губернаторов. Им непросто сначала, но дальше еще труднее: сделать что-то, доказать, что ты лидер.

 

РГ | Губернатор Амурской области Николай Колесов уже проходит испытание Зеей. А сколько времени, кстати, им выделяется на ознакомление?

Исхаков | Нисколько. Что касается кадров во власти, замечу, что в нашей ситуации, дальневосточной, эта форма назначения лидеров правильная и не последняя. В руководстве территориями нужны иные подходы и темпы. О здешних темпах расскажу историю. Как-то в первые месяцы на заседании совета губернаторов услышал: «Камиль Шамильевич, не торопите вы нас. Это же Дальний Восток. Вся Россия узнала о революции 1917 года 25 октября, а мы — почти неделей позже…»

 

РГ | Кстати, на днях исполнился месяц, как Алексей Кузьмицкий вступил в должность губернатора Камчатского края. Как оцениваете этот первый месяц работы главы нового региона? Оправдывают ли ваши надежды новые руководители регионов?

Исхаков | Признаюсь, мне хотелось бы, чтоб все было намного энергичнее. Алексей Кузьмицкий работает старательно, очень много, день и ночь на работе. Но очень медленны изменения в кадрах и принятии многих решений. А нужно еще энергичнее. В этом смысле по-иному работает Николай Колесов (кстати, тоже исполнился месяц его работы в новом качестве): он через несколько дней переделал структуру администрации и Устав области, ввел новые назначения, его энергичность чувствуется. В Амурской области много нового не только говорится, но и делается, что подтверждается опросами населения.

 

Подготовила Ирина Степура,

«Российская газета», № 168.