(продолжение, начало в № 46, за 11-18 ноября 2009 г.)

 

В апреле этого года в Москве тихо скончался в возрасте 56 лет мало кому известный Сергей Ровбель. А спустя шесть месяцев это имя вдруг прогремело на всю Россию. Бамовец Ровбель, который при жизни был широко известен только в узком кругу тоннелестроителей, оставил своим престарелым родителям гору денег: $200 млн и 200 млн евро. Часть наследства недавно похитили. И сейчас по всей стране гадают, где и как Ровбель «нарыл» такой капитал? Похоже, мы нашли отгадку. Несколько лет назад в Хабаровске шли «тоннельные войны», которые и сделали его, по словам наблюдателя, несметно богатым.

 

Дешевая имитация

 

Напомним, в конце октября юрист из Новосибирска Евгений Скобликов, выполняя поручение престарелых родителей покойного тоннелестроителя, вынул из депозитарной ячейки одного из столичных банков $7 млн и 6 млн евро, чтобы перевезти их поездом новосибирским наследникам. Однако эту гору денег, - почти центнер валюты, похитили из съемной московской квартиры, где остановился юрист. В милиции пришли к версии, что Скобликов инсценировал ограбление. Юрист был арестован.

 

Прошло почти три недели. За это время в СМИ появилось уже более двух сотен сообщений об этом похищении наследственных денег. Свежие новости опять-таки касаются юриста Скобликова и наследников. Первый прошел на днях проверку на детекторе лжи. Ее результаты не огласили, но юрист остался под стражей. Не сладко приходится и престарелым родителям Ровбеля. Их атакуют журналисты и всевозможные «дети лейтенанта Шмидта». Супруги держат глухую оборону: на телефонные звонки не отвечают, двери квартиры никому не открывают. Россияне, тем временем, теряются в догадках: как Ровбель скопил такое состояние?

 

В большинстве сообщений покойный тоннельщик представлен как гендиректор ООО «Крастоннель». Местные газетчики установили: эта весьма скромная по объёмам работ фирма обанкротилась пару лет назад. Зарегистрирована он была по несуществующему адресу — по тому же, что ООО «Красноярская инжиниринговая компания», где начинал свой трудовой путь юрист Скобликов. Обеими компаниями владел Ровбель.

 

Всё это, конечно, наводит на определённые размышления. Однако, по версии, которую мы хотим вам предложить, свой капитал г-н Ровбель добыл не там, а в «Бамтоннельстрое» (БТС). Головной офис этого АО располагается также в Красноярске. Правда, там газетчикам сказали, что Ровбель у них давно не работает, и о его капиталах ничего не знают.    

 

Тоннельные войны

 

Нам удалось найти хабаровчанина, который был хорошо наслышан о Ровбеле и согласился рассказать, как, по его мнению (подкрепленному рядом документов), Сергей Николаевич смог заработать такое бешеное состояние. Для удобства нашего повествования назовем свидетеля Шаховым. Свой рассказ он начал чуть издалека:

 

- Приватизация привела к образованию на Дальнем Востоке двух крупных акционерных обществ: «Дальневосточная горно-строительная компания» (ДВГСК), с главным офисом во Владивостоке, и ОАО «Бамтоннельстрой» (БТС). При этом крупные собственники ДВГСК во Владивостоке входили в совет директоров БТС в Красноярске, и, наоборот. То есть была образована такая многоуровневая структура, которая занималась весьма специфичной производственной деятельностью – строительством железнодорожных тоннелей. Вначале жили мирно. Потом начались тоннельные войны. И красноярская часть уже почти вытеснила из ДВГСК ее управление.

 

Но тут важен не сам этот факт, а, то каким образом это было сделано. Крупные железнодорожные тоннели – это объекты федерального значения. И заказчиком здесь выступало МПС РФ, преобразованное позже в ОАО «РЖД». Заказчик определял генподрядчика на ту или иную великую стройку. По словам Шахова, «Бамтонельстрой», имея  хорошие лоббистские позиции в министерстве, захватывал объект за объектом в качестве генподрядчика, а субподрядные работы оставлял ДВГСК.

 

Когда какой-то участок работ завершался, генподрядчик их сдавал заказчику. Тот подписывал акт приемки. За актом следовали деньги, которые государство переводило на счет опять-таки генподрядчика. И уже он рассчитывался с субподрядчиками, оставляя себе вполне законный процент от этих денег.

  

Итак, генподрядчик большой стройки может хорошо заработать только на своих процентах. Особенно, если все расходы по строительству несет субподрядчик. А теперь представим, что субподрядчика надо обанкротить. Для генподрядчика это проще пареной репы. Он просто задерживает субподрядчику оплату за выполненные работы. Между тем субподрядчик не только выполнил работу, но и вложил в нее свои средства: купил необходимую технику и материалы, заплатил рабочим...

 

- Создается ситуация, когда ком финансовых обязательства субподрядчика нарастает, а его денежная потенция, наоборот, падает, - поясняет наш эксперт. - В итоге у предприятия  возникает предбанкротное состояние.

 

Именно такой, по мнению Шахова, была политика БТС по отношению к ДВГСК. Из-за чего и  и вспыхнули «тоннельные войны». Они продолжались с 2004 по 2007 годы. А одним из разработчиков схемы этого банкротства, по версии нашего аналитика, был ныне покойный Сергей Ровбель. Напомним, он являлся председателем совета директоров «Бамтоннельстроя» в 2002-05 гг. Однако, по некоторым сведениям, и после этого срока Ровбель продолжал в этом совете выполнять роль «серого кардинала» еще пару лет.

      

Финансовая труба

 

По мнению нашего аналитика, немалую часть своего капитала г-н Ровбель сколотил во время «тоннельных баталий».

 

- В той ситуации можно было неплохо заработать на свой карман, - пояснил Шахов. - И отнюдь не только за счет генподрядного процента. Поскольку БТС задерживал оплату своему субподрядчику, то в распоряжении управленческой верхушки предприятия некоторое время находились огромные деньги, выделенные из бюджета. Их можно было прокручивать на различных операциях, получая навар.

 

Схемы, по его словам, известны «кому надо». «Начнем с того, что сметы на такое нестандартное строительство, как большие тоннели,  нередко сильно завышены, – говорит специалист. - Ведь их невозможно проверить. Аналогов-то нет. До непосредственного исполнителя эти огромные финансовые потоки доходят в достаточно усеченных объемах. Часть денег «теряется» по дороге. Например, в виде официального процента или отката. В общем, все великие стройки изначально таят в себе коррупционную составляющую».

 

Итак, завышенные сметы строительства – это тот изначальный источник, от которого  начинаются все остальные схемы увода денег по карманам. Потом следует процесс встраивания в цепочку субподрядчиков фирм-однодневок. Они якобы выполняют какие-то работы, а на самом деле отсасывают деньги из бюджетного потока, превращая их в долларовую массу. Вроде той, что засветилась после смерти Ровбеля.

 

Кроме того, такие предприимчивые люди, стоящие у руля генподрядной организации, могли обогащаться, играя деньгами, которые вовремя не выплачивали субподрядчикам. Весомую часть своего капитала Ровбель, действительно, сделал на ценных бумагах. Но не надо думать, что их он покупал исключительно на свои личные сбережения.

 

- Имея в своем распоряжении некоторое время те огромные суммы, Ровбель приобретал на эти деньги акции, а потом их возвращал обратно, но уже по большей стоимости, - считает наш эксперт. - Какие там были движения, мы, конечно, можем только предполагать. Однако мне известно, что акции «Амуринвестстроя», в совете директоров которого был Ровбель, в свое время были каким-то мошенническим путем выведены из прав ряда собственников. Эти акции ушли в другую схему.

 

Птенцы одного гнезда

 

У Ровбеля был талант на изобретение таких схем. В 2002-05 гг БТС был в фаворе у московских чиновников. А гендиректором БТС в это время был напористый Александр  Голышев, учителем и наставником которого в бизнесе многие считали опять-таки Ровбеля. Он старше Голышева на 8 лет. Оба – выпускники Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Этот же вуз закончил и Николай Аксененко, который в 90-х возглавлял МПС РФ. Возможно, благодаря Аксененко, «Бамтоннельстрой» и завоевал лоббистские позиции в Москве, которые сохранились и после скандального ухода министра?

 

Во всей этой истории еще много темных пятен. Например, непонятно, почему Ровбель так старался не засветиться со своими миллионами (о них не догадывались даже его родители).

 

Возможно, причина в том, что Ровбель действовал не один, а в составе беловоротничкового сообщества. После «тоннельных войн» в БТС убрали не только Ровбеля. Некоторые его бывшие коллеги по тоннельному бизнесу потом неплохо пристроились в вертикаль власти. Например, Голышев работал заместителем мэра Красноярска, а в начале нынешнего года занял пост первого замглавы правительства Хакасии.

 

Очень странная смерть Ровбеля («уснул и не проснулся») наводит на мысль, что она, возможно, была не случайной... Трудно поверить, что у человека, который никогда не жаловался на сердце, инфаркт случился не при физическом или нервном напряжении, а почему-то во сне. Кстати, после скандальной отставки Николая Аксененко, на тот свет ушли буквально за несколько месяцев четверо руководящих сотрудников МПС. Трагическое совпадение?

 

Эта история с миллиардами не ограничивается рамками железной дороги. Еще при жизни Ровбеля «Бамтоннельстрой» являлся генподрядчиком на больших стройобъектах и РАО «ЕЭС», и Росатома. А сейчас удачливые тоннельщики влились в холдинг «МОСТ», который строит всем известные объекты в Сочи и Владивостоке. Интересно, сколько после этого в России появится тайных миллиардеров?

 

Ирина Харитонова,

Константин Пронякин,

«Хабаровский Экспресс», № 47.