Ф. Габышева
Ф. Габышева

3 марта 2011 года в интернет-газете «В Якутии.ру» (www.v-yakutia.ru) , в материале «Гендерный застой. Женское движение Якутии вновь возглавит Валентина Кириллина», сообщалось о том, что во время проходящего в те дни в Якутске XIII съезда женщин Якутии на пост председателя Союза женских организаций РС(Я) третий раз подряд (!) должна утверждаться бессменная руководитель этой крупнейшей общественной организации Валентина Кириллина.

 

Не повторяя содержание публикации, отметим, что эти прогнозы подтвердились. Председателем СЖО РС(Я) на съезде женщин была избрана 60-летняя член ВПП «Единая Россия» Валентина Кириллина, заместитель председателя Федерации профсоюзов РС(Я), а также занимающая еще как минимум 9 постов в различных общественных организациях Дальнего Востока и Якутии: от членства в Общественной палате при полпреде Президента РФ в ДФО и членства в Совете по противодействию коррупции при дальневосточном полпреде – до антикоррупционной деятельности внутри республики и должности общественного помощника депутата Госдумы.

 

«Якутский политический портал» (www.ya-pp.com) публикует свой материал на данную тему, т.к. как наше издание подозревает, что в борьбе за сферы влияния в женском движении Якутии и в процессе наращивания «политических мускулов» со стороны отдельных уважаемых женщин-политиков, занимающих высокие государственные посты, допущены грубейшие нарушения Закона.

 

«РЕВОЛЮЦИЯ» НА СЪЕЗДЕ

 

Но прежде сообщим, что во время съезда была предпринята попытка своеобразной локальной «революции». В ходе работы пленарного заседания, когда речь шла об утверждении председателя СЖО РС(Я), группой делегаток была внесена альтернативная кандидатура – предпринимателя Марианны Андреевой.

 

При этом в адрес руководства республики, оргкомитета и президиума съезда было направлено письмо-обращение, в котором говорилось следующее:

 

«Мы, делегаты XIII съезда женщин Якутии, выражая особую признательность за внимание к вопросам женщин, материнства, семьи и детства, оказываемое со стороны руководства РФ и РС(Я), а также общественных организаций Якутии, в том числе, прежде всего, со стороны Союза женских организаций РС(Я); признавая весомый вклад в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) и развитие женского движения Якутии председателя В.И. Кириллиной и выражая ей глубокую благодарность, считаем необходимым внести следующие предложения для рассмотрения на пленарном заседании:

 

1. В целях укрепления института гражданского общества, развития принципов демократизма и соблюдения конституционных прав женщин, предлагаем провести процесс избрания председателя Союза женских организаций РС(Я) в виде выборов на альтернативной основе.

 

2. При этом в качестве альтернативной кандидатуры на данный общественный пост выдвигаем Марианну Матвеевну Андрееву – предпринимателя, экономиста, человека с активной жизненной и гражданской позицией, многодетную мать, специалиста и общественного деятеля, способного вдохнуть в работу женских общественных объединений республики новую жизнь и современный стиль работы и управления. Считаем Марианну Андрееву достойной приумножить накопленный опыт и укрепить тот фундамент в работе Союза женских организаций Якутии, который заложен под руководством действующего председателя Валентины Ивановны Кириллиной.

 

3. Учитывая заслуги В.И. Кириллиной, ее неоценимый опыт общественной и политической деятельности, а также тот опыт, который накоплен в течение ряда лет в целом действующим руководством Союза женских организаций РС(Я), в целях сохранения принципа преемственности поколений, предлагаем создать в рамках данной общественной организации Совет наставников, в лидерах которой хотелось бы видеть В.И. Кириллину и членов ее команды.

 

Надеемся, что наши предложения, которые будут озвучены 4 марта 2011 года на пленарном заседании XIII съезда женщин Якутии, найдут поддержку и одобрение со стороны делегатов съезда, а также руководства республики и общественных женских организаций РС(Я)».

 

Итогом данного обращения, а также весьма острых выступлений на самом съезде стал тот факт, что по обеим кандидатурам было проведено голосование, но победу в конечном итоге, конечно же, одержала Валентина Кириллина.

 

При этом на съезде было принято решение поддержать инициативу делегатов съезда и назначить кандидата Марианну Андрееву, а также генерального директора медиа-группы «Ситим» Марию Христофорову заместителями председателя СЖО РС(Я). Марианну Андрееву – по сфере экономики, финансов и предпринимательства; Марию Христофорову – по аграрной политике и работе с районными отделениями женского движения республики.

 

Таким образом, на сегодня обновленное руководство СЖО Якутии представлено следующим составом:

 

1. Председатель Валентина Кириллина.

 

Заместители председателя:

 

2. Заместитель председателя Правительства РС(Я) Феодосия Габышева.

 

3. Народный депутат РС(Я), постоянный секретарь Госсобрания (Ил Тумэн) Оксана Винокурова.

 

4. Генеральный директор медиа-группы «Ситим» Мария Христофорова.

 

5. Предприниматель Марианна Андреева.

 

ЗАКОНЫ ГРУБО НАРУШЕНЫ?..

 

И здесь, прежде всего, вызывает недоумение тот факт, что в руководство общественным объединением – союзом – вошла, как видите, зампред Правительства Якутии Феодосия Габышева.

 

С большим уважением относясь к самой Феодосии Васильевне Габышевой, наше издание вынуждено задаться следующими вопросами, которые в данном случае касаются только ее должности, а не ее саму как личность и руководителя.

 

Главный из них: а не является избрание и утверждение вице-премьера Правительства РС(Я) как государственного служащего высшего ранга на пост заместителя председателя Союза женских организаций Якутии нарушением федерального законодательства, в частности:

 

1. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

 

Действительно, не является ли это нарушением, к примеру, Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

 

В частности, статьи 17 указанного ФЗ «Запреты, связанные с гражданской службой», в соответствии с которой, «в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности»? (п.13).

 

А также статьи 18 данного Федерального закона «Требования к служебному поведению гражданского служащего», в соответствии с которой:

 

«1. Гражданский служащий обязан:

 

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

 

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

 

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

 

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

 

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений».

 

2. ФЗ «Об общественных объединениях».

 

Следовательно, не является ли все это нарушением Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в частности, статьи 15 «Принципы создания и деятельности общественных объединений»?

 

Ведь, в соответствии с этой статьей, в числе прочего «общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности».

 

Таким образом, не кажется ли, что из-за избрания и утверждения зампреда Правительства РС(Я) на пост заместителя председателя Союза женских организаций РС(Я) нарушены и ущемлены права других общественных объединений и организаций республики, которые в данном случае изначально автоматически оказались в ущербном статусе по сравнению с Союзом женских организаций Якутии, где одним из руководителей является вице-премьер Правительства РС(Я)?

 

Ведь нарушен один из основных принципов, прописанных законом: их равноправие.

 

3. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»

 

И, наконец, третье. Не отдает ли все это нарушением еще одного, третьего, ФЗ – Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 20 марта 2011 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»?

 

Ведь, в соответствии с п.25 статьи 2 данного ФЗ «Основные термины и понятия», «при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения».

 

То есть, не кажется ли, что избрание и утверждение зампреда Правительства РС(Я), обладающей мощным административным ресурсом, широкими полномочиями и функциями, автоматически нарушает и этот закон, т.к., как известно, Союз женских организаций при желании может принимать участие в предвыборных кампаниях путем выдвижения собственных кандидатов?

 

А ведь выборы – уже не за горами. Не только думские, в которых, конечно же, могут участвовать только политические партии, но и некоторые муниципальные, и, прежде всего, выборы мэра г.Якутска, которые предстоят уже в конце 2012 года (если правда, эти прямые выборы не будут отменены). А что говорить о выборах в Якутскую городскую Думу, Ил Тумэн, срок полномочий которых истекает в марте 2013 года?

 

Отсюда вытекает и другой вопрос.

 

Неужели о том, что зампреду правительства нельзя ни по закону, ни по простой человеческой и политической логике возглавлять общественное объединение, не знают в аппарате Правительства РС(Я) и Госсобрании (Ил Тумэн)?

 

А также, что немаловажно, неужели законы не знают в аппарате Уполномоченного по правам человека в РС(Я) Федоры Захаровой, которая, насколько нам известно, как раз-таки и была за назначение Феодосии Габышевой на данный общественный пост? Безрадостно.

 

Может быть, это мы, не будучи юристами, ошибаемся и неправильно растолковали для себя эти законы? Очень хотелось бы на это надеяться.

 

РАБОТА СЪЕЗДА ВЫЗВАЛА КРИТИКУ ПРЕЗИДЕНТА

 

В завершение – в целом о съезде.

 

Что интересно, как мы заметили, после нынешнего съезда ни в республиканской, ни, тем более, в дальневосточной и федеральной прессе почему-то не вышло подробных публикаций, отвечающих на вопрос: зачем же все-таки собирался XIII съезд женщин Якутии, какая от него польза для народа?..

 

Радует, что на днях, 30 марта, об итогах съезда подробно рассказала в своей статье «Реальные итоги XIII съезда женщин Якутии», опубликованной на сайте парламента Якутии, постоянный секретарь Госсобрания (Ил Тумэн), заместитель председателя Союза женских организаций РС(Я) Оксана Винокурова.

 

В статье говорится о том, что резолюция съезда в части обращений к Президенту Республики Саха (Якутия) начала практически реализовываться, ряду министерств даны конкретные поручения.

 

Между тем, тема съезда женщин была вкратце затронута в материалах сайта Президента РС(Я) и федерального сайта «Клуб регионов», где сообщается, что 9 марта, на совещании с членами правительства, а также с руководством и главами структурных подразделений Администрации Президента и Правительства РС(Я), Президент РС(Я) высказал ряд замечаний по поводу прошедшего XIII съезда женщин республики.

 

В частности, по его мнению, доклады, прозвучавшие на пленарном заседании форума, не полностью отражали реальные проблемы, порой носили «излишне декларативный характер».

 

О чем могут свидетельствовать подобные критические замечания Президента Якутии Егора Борисова?

 

Скорее всего, о том, что руководство республики не согласно с «комсомольско-партийным» методом работы Союза женских организаций, с теми ура-докладами и в целом пафосом, который, к сожалению, по всей видимости, стал стилем работы в СЖО Якутии.

 

Отсюда, наверное, можно сделать вывод: руководство республики в лице Президента РС(Я) Егора Борисова требует от женского движения и, в частности, Союза женских организаций Якутии реальной, практической работы, направленной на улучшение социального положения женщин, семьи и детства в республике.

 

И, в первую очередь, правды. Правды, которой надо смотреть в глаза, а не прятать ее за ширму красивых фраз.

 

P.S.

Не исключено, что государственные служащие, причем высшего ранга, входят и в состав Президиума и Пленума СЖО РС(Я). И, что немаловажно, и в руководство другими общественными объединениями Якутии. Но это уже, по всей видимости, - тема отдельных публикаций.

 

P.P.S.

Кстати, стоит заметить, что все 5 женщин-руководителей Союза женских организаций Якутии – представительницы т.н. «титульной нации». Корректно ли это в глазах федерального центра?

 

ССЫЛКИ НА ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

 

http://www.v-yakutia.ru/?id=17887

 

http://il-tumen.sakha.ru/?id=16918&y=2011&m=3

 

http://www.egorborisov.ru/news/1210-planernye-soveschanija.html

 

Автор: Елена Тихонова

Якутский политический портал, 05.04.11.

http://www.ya-pp.com/node/260

.