По словам полпреда, пока складывается парадоксальная ситуация, когда российские рыбаки вывозят продукцию в третьи страны, при этом в России не формируются условия, чтобы рыба из мирового океана ввозилась в страну. Фото пресс-службы полпреда президента в ДФО
По словам полпреда, пока складывается парадоксальная ситуация, когда российские рыбаки вывозят продукцию в третьи страны, при этом в России не формируются условия, чтобы рыба из мирового океана ввозилась в страну. Фото пресс-службы полпреда президента в ДФО
Заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке совещание о порядке распределения инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов и регулировании ввоза в Россию рыбы, выловленной в Мировом океане. В работе приняли участие представители федеральных ведомств, главы регионов Дальнего Востока, в том числе и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
 
По сообщению пресс-службы хабаровского губернатора, участники совещания обсудили выполнение поручений президента России, которые были даны на Госсовете по развитию рыбной отрасли в октябре прошлого года.
 
Речь идет об увеличении срока действия квот на вылов водных биоресурсов до 15 лет, порядке распределения инвестиционных квот, строительстве рыбоперерабатывающих предприятий на российских берегах, размещении заказов на промысловые суда на верфях Дальнего Востока.
 
Инвестиционные квоты (или «квоты господдержки») подразумевают выделение дополнительных лимитов тем компаниям, которые строят рыбопромысловый флот и перерабатывающие предприятия в России. Всего на эти цели планируется зарезервировать 20% квот от общего объема допустимого улова. Из них 15% предполагается направить на субсидирование строительства судов на российских верфях и до 5% - на стимулирование строительства береговых перерабатывающих мощностей. При этом объем выделяемой квоты в каждом конкретном случае будет зависеть от размера судна, а также наличия перерабатывающего оборудования.
 
Юрий Трутнев отметил, сообщает его пресс-служба, что разработанные предложения пока сложны, забюрократизированы и не очень прозрачны. С целью развития судостроения инвестиционные квоты на добычу водных биоресурсов предлагается «привязать» к тоннажу строящихся рыболовных судов.
 
- Вопрос распределения квот всегда вызывает определенное напряжение. Для привлечения инвестиций он начнет работать только тогда, когда будет абсолютно прозрачен. В итоге мы договорились, что будем распределять квоты в зависимости от дедвейта строящегося рыболовецкого судна. Не будем навязывать рыбакам те или иные типы судов, а просто сделаем объем квот зависимым от водоизмещения и, таким образом, будем стимулировать строительство судов, – подчеркнул Юрий Трутнев.
 
Полпред также добавил, что симметричное решение принято и по строительству рыбоперерабатывающих мощностей – квоты будут выдавать в зависимости от производительности предприятия.
 
При этом Трутнев особо подчеркнул, что не должно быть даже возможности для коррупции.
 
- Мы должны сделать условия взаимодействия бизнеса и государства максимально прозрачными. Определять, что строить, где строить и за какие деньги должны предприниматели, – сказал он.
 
Также на совещании обсуждались вопросы подготовки судов на дальневосточных верфях.
 
- Главный из вопросов - кто возьмет на себя риски рыбаков, которые придут строить на предприятия, не имеющие соответствующего опыта. Каким образом будут соотнесены расходы, связанные с проектированием, строительством, закупкой оборудования и обучением персонала. Но это проблема не предприятий, а соответствующей отрасли, и она должна быть решена в Министерстве промышленности, – подчеркнул Юрий Трутнев.
 
На заседании также обсуждались вопросы ввоза рыбы, выловленной в мировом океане, на территорию Российской Федерации.
 
По словам полпреда, пока складывается парадоксальная ситуация, когда российские рыбаки вывозят продукцию в третьи страны, при этом в России не формируются условия, чтобы рыба из мирового океана ввозилась в страну.
 
- Полгода назад мною были даны поручения, сегодня вынужден отметить, что Министерством экономики и Министерством финансов они не выполнены. Я попросил министров дать предложения о дисциплинарной ответственности лиц, не выполнивших поручения, в месячный срок завершить эту работу: обнулить ввозные пошлины, создать условия для того, чтобы все кто заинтересован в том, чтобы ловить рыбу в мировом океане, ввозить ее на территорию Российской Федерации имели режим наибольшего благоприятствования, - сказал Трутнев.
 
Полпред также отметил, что необходимо сделать механизмы распределения таких квот более эффективными, прозрачными и мотивирующими рыбаков.
 
- Мы договорились, что будем распределять квоты в зависимости от дедвейта строящегося рыболовецкого судна. Не будем навязывать рыбакам те или иные типы судов, а просто сделаем объем квот зависимым от водоизмещения и, таким образом, будем стимулировать строительство судов, – сообщил Юрий Трутнев.
 
Он также подчеркнул, что необходимо запустить механизм распределения инвестиционных квот как можно быстрее. Вице-премьер поручил сделать это максимум за два месяца, после чего необходимо приступать к строительству судов.
 
Губернатор Вячеслав Шпорт отметил, что у судостроителей края уже есть договоренности с рыбаками по заказам. В то же время он отметил, что регион подготовил свои замечания к порядку распределения «квот под киль». Сейчас в соответствующем проекте постановления правительства РФ предусматривается строительство судов для рыбопромыслового флота Дальневосточного бассейна только длиной свыше 80 метров.
 
- Это крупнотоннажный флот. Но мы на предприятиях края строим, в первую очередь, среднетоннажные суда. И уже реально есть потребность у наших рыбаков как минимум в 20 судах такого класса. Поэтому мы предлагаем скорректировать это требование в постановлении и обозначить там длину судна от 45 метров. Второй момент – необходимость серийных заказов на наших заводах. Нужны «длинные заказы», потому что если строить по одному - это очень дорого, головные суда всегда строятся с большими издержками. Наши предложения Юрий Петрович поддержал, и мы уже начали работать с Минпромторгом по их реализации, - сообщил Вячеслав Шпорт.
 
А. С.