Лидия Титова
Лидия Титова
До Хабаровского края добралась реформа местного самоуправления, и в ближайшее время депутаты хабаровской краевой думы - наши избранники, могут лишить нас, граждан, проживающих в крае, важнейшего права на осуществление местного самоуправления - права самого населения напрямую избирать своего главу.
 
см. также «Хабаровский край: прощай демократия, прощай свобода выбора»
 
Последний вариант
 
Новый законопроект Хабаровского края представлен губернатором, прикрывается новой редакцией (от 03.02.2015 г.) федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Закон о МСУ). А по нему, если конечно краевые депутаты за него проголосуют, право избирать глав районов и поселений, будет предоставлено только представительным органам и советам депутатов по предложению некой конкурсной комиссии.
 
Несмотря на то, что в поправках к вышеназванному закону МСУ указаны три варианта избрания глав (на муниципальных выборах; представительным органом муниципального образования - депутатами - из своего состава и по представлению конкурсной комиссии), краевыми властями выбран последний вариант.
 
Какова же мотивация выбора у властей этого третьего варианта? Оказывается, «что новый порядок избрания глав позволит сэкономить средства на проведение избирательных кампаний, а также свести к минимуму попадание во власть неподготовленных людей, не имеющих представления о специфике работы руководителей муниципальных образований», - так заявили в краевой думе.
 
Оказывается, нас лишают права голоса во благо! Вроде как, «мажу маслом бутерброд, сразу мысль, а как народ?» Оказывается, краевые чиновники и за бюджет переживают и за «неподготовленного» человека, который придет во власть.
 
При социализме, даже в разрушенной войной стране проводились всенародные выборы. А сейчас, при демократии, в самой богатейшей, но разворованной стране, денег на выборы оказывается уже нет? А демократия-то в Хабаровском крае еще есть?
 
Как негативный пример выборов, первый заместитель начальника главного управления территориального развития губернатора и правительства края Виктор Суриков с трибуны краевой думы напомнил, что главы Быстринского и Де-Кастринского поселений досрочно прекратили свои полномочия, что они не справились с возложенными на них обязанностями в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
 
А разве это плохо, что эти главы досрочно ушли, а не протирали штаны за народные деньги? И почему не вспомнили единороссов Владимира Алешко их Хабаровского района и Андрея Васильева из Охотского района, которые находятся под следствием, бывшего главу Солнечного района Александра Огурцова, который уже отсидел и вышел?
 
Не помню, не знаю
 
Но больше всего меня удивило в речи краевого чиновника то, что «в настоящее время проводится соответствующая работа, от двух глав - Николаевского и Ульчского районов - уже получены положительные заключения на представленный законопроект».
 
«Соответствующая» работа в родном Ульчском районе меня очень заинтересовала. И я сразу обратилась к двум депутатам районного собрания от п. Де-Кастри. Мои вопросы о новом законопроекте невыборов глав поставил их в тупик. Пообещали все выяснить.
 
Позвонила главе Ульчского района Юрию Данкану. Он ответил, что еще на собрании глав в Хабаровске обсуждался законопроект, и он его одобрил.
 
Услышав мой следующий вопрос, почему же он один дал такое согласие, вдруг вспомнил, что был он не один, а вместе с председателем Ульчского районного Собрания депутатов Александром Булдыгеровым. Я поинтересовалась, когда это было? Ни дату, ни месяц Юрий Леонидович вспомнить не смог.
 
- Когда хоть это было, в прошлом году или в этом? - спросила я.
 
- В этом, - ответил глава Данкан. И, спохватившись, заявил, что я ему мешаю, что у него идет совещание!
 
Интересоваться у поселковых депутатов обсуждением краевого проекта закона не было уже смысла, т.к. я сама являюсь депутатом, и тоже ничего не слышала и никто моего мнения о нем не спрашивал. Вот такая она демократия у нас в Ульчском районе!
 
Депутатский комитет краевой думы рекомендовал новый законопроект к принятию. И наша краевая дума его примет, в чем я даже и не сомневаюсь. Инициатива-то идет от губернатора края - представителя партии власти «ЕР» (кто стоит за ним и за этой идеей - уже второй вопрос), а значит, у депутатов-единороссов, а их в краевой думе большинство, другого мнения быть не должно.
 
Итак, по новому законопроекту, конкурсная комиссия предлагает, депутаты утверждают. И все, глава во власть готов.
 
Мечта чиновника
 
Возникают еще вопросы: кто формирует эту самую конкурсную комиссию и из кого она будет состоять? кто у нас местные депутаты?
 
Допусти, кто депутаты - нам известно, опять-таки это представители партии власти. Это я говорю о своем, Де-Кастринском поселении, хотя и не могу утверждать, что в других поселениях примерно так же.
 
Вспомним, как у нас выбирали де-кастринских депутатов. В преддверии досрочных выборов 27 января 2013 года, единороссы составили список кандидатов, согласовали его с главой района, который не жалея своего драгоценного времени, ради такого дела, приехал за 140 км в п. Де-Кастри, и незадолго до дня голосования, списки с нужными кандидатами разложили по почтовым ящикам.
 
Руководители де-кастринских предприятий (как правило, тоже единороссы) провели собрания и рекомендовали подчиненным голосовать за депутатов, согласно составленного списка, в который вошли и их сотрудники.
 
К огромной радости главы района, в результате имеем 9 из 10 депутатов из того списка с их же предвыборными обещалками, о которых они сразу же вроде и забыли. Глава района победно отчитался вышестоящему руководству о победе единороссов.
 
Не радуется только население. Думается, что и список тогда был тщательно продуман: один на высокооплачиваемой должности председателя совета депутатов, два депутата - от которых  зависит исход принятых решений, шестеро - проголосуют как надо, причем одна из них по одному вопросу может дважды проголосовать по-разному. Если окажется, что неправильно, то в следующий раз пообещает проголосовать правильно. Ну а один голос против 9 - роли не играет.
 
За два с лишним года не только де-кастринцы не знают, чем занимаются их избранники (хотя таковыми их назвать нельзя, т.к. участие в выборах принимала небольшая часть жителей поселения), но и сами депутаты. Вся их деятельность сводится к принятию документов, которые им приносят из администрации. Причем голосуют, даже не вникая в суть документов.
 
Такие депутаты - мечта любого главы. И вот им-то, этим депутатам, сейчас будет предоставлено право утверждать еще и главу поселения. Не рискуют ли де-кастринцы заполучить худший вариант главы поселения? И кто понесет за это ответственность. Депутаты и за свою-то работу ответственности не несут...
 
Имею право
 
Возвращаюсь к проекту закона и хочу высказать свое мнение, на которое, согласно Конституции РФ пока имею права.
 
Итак, отвечу на главный вопрос: В связи с чем у правящей партии возникла необходимость выборов глав муниципальных образований третьим способом через комиссии?
 
Думаю, что в связи с тем, что авторитет у партии власти давно потерян, и раз за разом они не могут убеждать население, голосовать за «нужного» им кандидата. Да и судя по тому, сколько уголовных дел связано с представителями этой партии от высших до муниципальных эшелонов власти и не только в центральной части России, но и на Дальнем Востоке, авторитет партии шибко пошатнулся.
 
Уровень жизни населения хорошо выглядит только в чиновничьих отчетах. Безработица, особенно в северных сельских районах края по факту превышает уровень в отчетах тех же чиновников.
 
Почему глава Ульчского района одним из первых одобрил законопроект? Предполагаю, что у него, при таком варианте, больше шансов стать бессменным главой района, надо всего лишь подсуетиться, используя административный ресурс, протащить ручных депутатов и место главы района обеспечено пожизненно.
 
Выборы депутатов в районе всегда проходят намного спокойнее, чем выборы главы: электроэнергия не отключается, столбы на территории участковых комиссий во время подсчета голосов не падают, опять же бюджетные деньги на свою предвыборную кампанию можно не тратить. Сколько сразу плюсов.
 
Пришедшие к власти своего уже никогда не упустят. Система воспроизводит сама себя. А для народа уже ничего не изменится. Пример тому: в нашем районе первым замом главы района был А. Шевцов от которого мы, борясь с организованными пьянками в сельском Доме культуры, во время строительства нефтеналивного терминала и когда деньги от американцев текли рекой, два года получали отписки.
 
В них он нас убеждал, что пьянок в ДК нет, что там, 3 раза в неделю, проводятся «корпоративные вечера» для строителей терминала и ничего, что на эти «корпоративы» продавались билеты от 150 до 300 рублей, что на этих «корпоративах» присутствовали старшеклассницы, что после этих «корпоративов» нередко в больницу поступала молодежь с резано-колющими ранениями и с огнестрелом. Главное что «корпоративы» проходили под красивыми названиями «Кому за» (кому после и около).
 
А недавно, уже из правительства края, де-кастринцы получили от него, А. Шевцова - начальника главного управления территориального развития губернатора и правительства Хабаровского края, ответ по жалобе на работу главы поселения (теперь уже бывшего), вернее не ответ, а сопроводительное письмо с приложением объяснительной главы, из которой следует, что глава весь белый и пушистый, а вот с народом ему крупно не повезло.
 
Посидел в районе, особо не утруждая себя работой, теперь сидит в крае...
 
Самый значимый институт народовластия
 
Кроме всего сказанного, в новом краевом законопроекте я усматриваю еще и коррупционную составляющую. Кто будет формировать конкурсную комиссию и из кого она будет состоять? А сформировать ее ведь хочется так, чтобы туда обязательно вошли те люди, от которых будет зависеть результат отбора... Вот вам и коррупция!
 
Я считаю, что думцам нужно совершенствовать выборное законодательство, а не ликвидировать выборы как таковые, притом, что это самый значимый институт народовластия.
 
К тому же представленный законопроект лишает представителей других партий и беспартийных людей с активной жизненной позицией войти во власть, и, к примеру, стать главой поселения или района.
 
Еще Сталин говорил, что «кадры решают все» [4 мая 1935 г. из речи перед выпускниками военных академий]. Вот нынешние кадры и стали все решать. А обеспокоенность за бюджет - это только повод протащить необходимый законопроект, гарантирующий им несменяемость власти.
 
Конституционная норма предусматривает, что все равны и имеют права избирать и быть избранными.
 
А при формировании местного самоуправления - порядок может избираться законом. Порядок - это процедура, а процедура избрания не может лишать конституционного права - выборов.
 
Конституция России является законом прямого действия и имеет высшую юридическую силу. Поэтому я выступаю против принятия проекта закона «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» и лишения права избирателей выбирать себе глав.
 
Лидия Титова,
депутат Де-Кастринского сельского поселения