Не одна я заметила: чем громче власть говорит о какой-то проблеме, тем проблема только пуще крепчает. Становится шире и глубже. Будто так, с точностью до наоборот, и было задумано.
 
К примеру, вот уже с год краевая администрация Приморья и лично губернатор Владимир Миклушевский озабочены своей оторванностью от народа, а потому без устали говорят в микрофоны о необходимости добиваться максимальной открытости и прозрачности в работе. Да не просто говорят, но создают «под проблему» общественные спецструктуры - открытое правительство, экспертные советы… Заряжают эти «обоймы» беспокойными активистами всех сфер и мастей и даже проводят с ними встречи и совещания. А потом сообщают, что их провели.
 
А если не сообщают ни до ни после, значит, знать об иных мероприятиях ни общественникам, ни прессе, ни прочим посторонним не положено.
 
Недавно я попыталась пройти на одно совещание. Узнала, можно сказать, случайно: и. о. начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды краевой администрации Алексей Почекунин пригласил к себе специалистов на обсуждение проблемы сколь острой, столь и «долгоиграющей» - создания охранных зон вокруг заповедников и прочих особых территорий. Вернувшись из командировки в Лазовский район, где из-за нерешаемых земельных проблем перессорились охотники-любители и национальный парк «Зов тигра», точно знала: разговор на совещании будет горячим.
 
- Вас туда не пустят, - вежливо сообщила мне пресс-служба. - Совещание рабочее, Почекунин решил провести его без журналистов. Вы ж понимаете: хозяин барин.
 
- Не пущу! - подтвердил, закрыв грудью вход в кабинет, вскоре и сам Почекунин.
 
Дискутировать на тему открытости и прозрачности краевых властей, а также общественного интереса к земельной проблеме и законных прав журналиста на информацию этот чиновник явно не собирался. Совещание - внутреннее дело департамента, объяснили мне. Как семейные отношения. Как частная собственность. Как отношения с женой. Короче, не нарушайте интим.
 
В общем, так и не продвинувшись глубже приемной, я покинула «гостеприимный» краевой департамент природных ресурсов - особо охраняемую (от чужих) территорию.
 
Написать, что ли, жалобу на Почекунина его непосредственному руководству - стремящемуся к максимальной прозрачности губернатору? Чтоб оценил правомерность действий своего подчиненного на встрече с открытым правительством или на общественном экспертном совете по охране природы?
 
Я бы послушала, что там скажут.
 
Так ведь снова не пустят.
 
ПОД ТЕКСТ
А судья Логинов - против…
 
Если в краевой администрации Приморья от журналистов охраняют тайны распределения земли вокруг национального парка, то в Тихоокеанском флотском военном суде, где все еще идет повторный (после оправдательного вердикта присяжных) судебный процесс по аварии на АПЛ «Нерпа», свято берегут сведения, составляющие гостайну.
 
Именно под предлогом того, что кто-то такие сведения разгласит, а пресса услышит и тут же их широко разнесет, председательствующий в суде Даниил Логинов выставил журналистов за дверь, объявив прения сторон закрытыми. И это само по себе удивительно, потому что начавшийся еще в середине января судебный процесс первоначально шел, по сути, в открытом режиме. Но чем ближе к финалу (похоже, совсем скоро присяжные вынесут очередной вердикт), тем чаще судья волнуется за гостайну: не попала бы та в руки врагов-журналистов.
 
На самом деле «посторонним», то есть обществу, просто мешают составить независимое мнение как о причинах трагедии на «Нерпе», так и о качестве расследования, проведенного Военной прокуратурой ТОФ. В зале судебного заседания в живом диалоге сторон, непричесанном и несогласованном, открываются не гостайны, а куда более важные вещи. Интонация, отдельная фраза, тот или иной аргумент… И ты понимаешь, за кем - правда и правота, а за кем - одна сермяжная служба мундиру.
 
Наверное, будь на то судейская и чиновная воля, в перечень сведений, составляющих гостайну и подлежащих охране от журналистов, угодили бы и прения в суде, и спор на рабочем совещании. Само собой, под призывы к предельной открытости.
 
Островская Наталья,
«Новая газета во Владивостоке», №184, 25.04.13