На протяжении многих лет одним из излюбленных мест отдыха и рыбалки магаданцев является марчеканский берег Нагаевской бухты. А памятник природы - Каменный венец - негласный символ Магадана, запечатленный в работах многих фотографов и художников. Но вот незадача: в СМИ появились публикации о том, что район ручья Холодный загрязнен нефтепродуктами. А раз уж так выходит, то можно в этом месте построить дополнительную нефтебазу, потому что монополист-поставщик горюче-смазочных материалов «Колыманефтепродукт» работает недобросовестно.

 

Итак, перед нами Марчекан. Район славного града Магадана. С эвенского «марчекан» переводится как «мальчик». Когда-то здесь был большой рыбный порт. Завод по переработке рыбы. Потом его... Да не важно, что с ним потом было... В общем нет его давно уже...
Итак, перед нами Марчекан. Район славного града Магадана. С эвенского «марчекан» переводится как «мальчик». Когда-то здесь был большой рыбный порт. Завод по переработке рыбы. Потом его... Да не важно, что с ним потом было... В общем нет его давно уже...

 

Хотя еще несколько лет назад картина представлялась радужной и захватывающей дух: в Магадане будет горнолыжный курорт! В августе 2008 года 3 участка данной территории переданы в аренду на 49 лет ООО «Русс-Олимп», которое предполагало построить здесь международный горнолыжный курорт. Да кто же против такой перспективы? Замечательно, что нашлись желающие создать современный спортивно-туристический комплекс на Марчекане. Но что-то сорвалось. То ли выяснилось, что дело это невыгодное, а может, изначально была цель получить участки нагаевского берега в аренду и использовать уже на свое усмотрение. И спустя 2 года коммерсанты решили на арендуемых участках построить перевалочную базу нефтепродуктов. Мол, раньше в том месте располагалась воинская часть, имевшая хранилище ГСМ, и земля там и так загрязнена. В конечном итоге проект был продан вместе с правом аренды земли ООО «Ист-Колыма», действующему в интересах «Полиметалла». И вот в последнее время уже посредством различных СМИ массированно началось взятие компанией «Полиметалл» марчеканского берега.

 

Напомним, сегодня территория «Ручей Холодный» состоит в перечне особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Магадан». Общая площадь 871356 кв. м.

 

Как удалось выяснить у старожилов города, в том месте некогда действительно располагалась воинская часть, имевшая в расположении склад ГСМ, но о базе с большими емкостями, а уж тем более о том, что к пирсу подходили для разгрузки танкеры, и речи не может быть.

 

За разъяснениями я обратился к специалистам. Прежде всего хотелось выяснить, насколько сегодня загрязнена особо охраняемая природная территория Магадана.

 

- Данный участок формировался для целевого использования под всесезонный комплекс отдыха и туризма, - говорит начальник отдела экологической безопасности Департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии Магадана Елена Тараканова. - Действительно, на территории бывшей воинской части располагался склад ГСМ. С 2005 по 2009 год нами проводился мониторинг состояния водного объекта - ручья Холодный. В августе 2009 года был произведен отбор проб воды, а также грунта на побережье ручья. По данным мониторинга, экологическое состояние района ручья Холодный является удовлетворительным. Превышений ни в водных, ни в почвенных пробах по нефтепродуктам и тяжелым металлам не было обнаружено. Сегодня данный участок является зоной природных территорий, а также особо охраняемой территорией местного значения. В непосредственной близости к земельному участку расположены памятники природы - Чаша, Каменный венец. Именно поэтому мэрия Магадана придерживается позиции использования данной территории только в целях отдыха и туризма.

 

Свою точку зрения высказал и председатель совета директоров ООО «Колыманефтепродукт» Михаил Суханкин.

 

- Давайте сразу начнем с вопроса: в чем, кроме этого, сегодня на территории области отказали «Полиметаллу»? Лицензий много, доходы баснословные (директор Магаданского филиала ОАО «Полиметалл» считает же доходы нашей компании), на что обижаться? Здесь другая цель: дискредитация магаданской власти и борьба за местный престол, то есть сращивание власти и бизнеса. В разгаре конфликта говорится о том, что в Магаданской области нет инвестиций, что далеко не соответствует действительности, равно как и высказывания о недобросовестной деятельности нашей компании - якобы когда-то были сбои в поставках нефтепродуктов. У нас задокументированы все поставки за годы работы, и что касается этого вопроса и качества ГСМ, я любому докажу обратное. И это вместо того, чтобы сказать нам спасибо за хорошую партнерскую работу.

 

«Колыманефтепродукт» действительно сегодня является монополистом на территории области, но этот монополизм позволяет здесь держать цены ниже, чем в соседних регионах. Наша компания - единственная в России, где постановлением губернатора регулируется ценовая надбавка. Вот Валентин Кузаков заявляет о необходимости обеспечения энергобезопасности. «Полиметалл» направил нам письмо с просьбой предоставить в аренду резервуарную емкость объемом в 10 тысяч кубических метров. Мы ответили: присылайте представителя для составления договора - «Полиметалл» арендует, «Колыманефтепродукт» эксплуатирует по себестоимости. Единственное непонятно, для чего брать 10 тысяч тонн? У «Полиметалла» потребление по прошедшему году составило 34 тысячи тонны. Есть понятие оборачиваемости резервуаров, то есть хотя бы раз в месяц его нужно заполнить и опустошить, тогда будет рентабельность. А если 10 тысяч умножить на 12, получится 120 тысяч тонн в год. Для чего такая емкость? В конечном итоге ответа от недропользователя не последовало.

 

Если уж быть до конца откровенным, то «Полиметалл» стремится к такому же монополизму на рынке драгметалла, в дорожном хозяйстве, угольной отрасли. Основное выражение компании - «Мы пришли на территорию и должны быть здесь хозяевами».

 

- Михаил Васильевич, насколько Магаданская область обеспечена запасами ГСМ?

 

- Сегодня потребность по области составляет порядка 250 тысяч тонн. Что касается запасов, наша компания имеет возможность их полностью обеспечить, но наряду с этим, учитывая здешние климатические условия и непростую транспортную схему, и у самих потребителей должна быть заинтересованность в грамотно выстроенной логистике. Приведу пример: начинает работать рудник им. Матросова, и его руководство просит хранить пробы ГСМ в течение полугода. То есть уже понятно, что предприятие планирует делать запасы нефтепродуктов на такой период.

 

- Не могу не спросить, как вы считаете, будет ли выгодно появление еще одной нефтебазы автовладельцам?

 

- Сегодня нет монополизма на Камчатке, там осуществляют деятельность «Роснефть» и «Камчатнефтепродукт». Но почему у них на заправках цены выше, чем в Магадане?

 

Чем и когда закончится данный конфликт, можно только предполагать, лишь бы у холопов чубы не трещали. Упорство и труд, как говорится, все перетрут, не исключено, что на территории все-таки появится еще одна нефтебаза. Для обывателей нет разницы в том, кто будет заправлять: не один, так другой - бензин в области все равно будет, и вряд ли его стоимость станет превышать чукотские цены. И все же жаль потерять возможность совершать прогулки по побережью Нагаевской бухты до Каменного венца, да и краб в том районе неплохо ловится… Пока ловится.

 

Глеб Бояркин,

ст. «Пока ловится краб»

«Магаданская правда», №55, 18.05.12

http://site03.magpravda.ru/news.php?extend.1943

Фото: Sir Fisher

http://ru-magadan.livejournal.com/34701.html

-----------------

Справка

Краткая аналитическая справка стоимости нефтепродуктов регионов Дальневосточного округа с учетом НДС на 1 мая 2012 г. ГУП ЧАО «Чукотснаб»:

 

бензин (за литр): АИ-92 - 45 руб., АИ-95 - 46,70 руб.;

ДТ - 45 руб.; ТС-1 (за 1 т) - 49147 руб.;

ООО «Камчатнефтепродукт»:

бензин (за литр): АИ-92 - 32,90 руб., АИ-95 - 34,50 руб.;

ДТ - 34,90 руб.; ТС-1 (за 1 т) - 41830 руб.;

Магадан:

бензин (за литр): АИ-92 - 31,20 руб., АИ-95 - 33,60 руб.;

ДТ - 33,90 руб.; ТС-1 (за 1 т) - 39800 руб.

---------------

 

Мэр колымской столицы дал официальный ответ руководству «Полиметалла»

 

В. Печеный
В. Печеный

На пресс-конференции в Магадане член совета директоров и генеральный директор ОАО «Полиметалл» Виталий Несис, отвечая на вопрос журналистов о планах работы предприятия в регионе, заметил, что «в Магаданской области по многим вопросам не можем найти взаимопонимания и самое главное - не чувствуем заинтересованности в дальнейших инвестициях в регион».

 

Выяснилось, что речь идет о строительстве склада ГСМ и пункта слива-налива танкеров. По словам В.Несиса, «строительство большого предприятия в области приведет к критической  перегрузке Магаданского морского торгового порта (ММТП), который временами с трудом справляется с потоком груза». Кроме того, гендир «Полиметалла» высказал опасения, что «если будет построено новое крупное предприятие и объемы потребления дизтоплива резко возрастут, возникнет проблема с нехваткой перевалочных мощностей».

 

На пресс-конференции В.Несис заявил, что «Полиметалл» хотел поучаствовать в решении этой проблемы. Но, мол, понимания ни у властей города, ни у властей области, компания не нашла. По его словам, попытки реализовать проект по строительству новой нефтебазы были сорваны. Однако...

 

До сих пор отношения властей Колымы и «Полиметалла», который, напомним, ведет добычу золота и серебра на территории региона, были конструктивными, без явных конфликтов. Теперь же Виталий Несис заговорил о низкой активности городских и областных властей в сотрудничестве с «Полиметаллом».

 

Мэр Магадана Владимир Печеный прокомментировал эту ситуацию:

 

- Тот факт, что ОАО «Полиметалл» давно и безрезультатно пытается добиться строительства в Магадане склада ГСМ и пункта слива-налива танкеров, не соответствует действительности. И «категорического отказа», как сказал Виталий Несис, «Полиметалл» никогда от нас не получал.

 

В 2006 году мэрия Магадана и ООО «Русс-Олимп» заключили договор «О совместном сотрудничестве по созданию и развитию многофункционального всесезонного курорта». Тогда «Русс-Олимп» взял на себя обязательства в срок до 1 августа 2006 года разработать его концепцию, провести комплекс проектных работ и расчетов по экономическому, экологическому и социологическому обоснованию проекта, пройти государственную экологическую экспертизу, представить проект для общественных слушаний.

 

- Мы, в свою очередь, готовы были провести работы по отведению и оформлению земельных участков под здания и сооружения, необходимые для курорта.  Замечу, что предложение «Русс-Олимпа» получило широкую общественную огласку и теплые отклики магаданцев. Была проведена масса  широких рекламных кампаний курорта, много внимания уделялось созданию курорта в прессе и на телевидении, логотипы с названием «Марчекан» были растиражированы тысячами и использовались по поводу и без повода. Как городская администрация, так и тысячи горожан с удовольствием откликнулись на это предложение, -добавил мэр Владимир Печеный.

 

В этот же период, по данным мэрии, специалисты утвердили проекты границ 49-ти земельных участков,  согласовали место размещения комплекса «Марчекан» в районе ручья «Холодный». Обо всем этом шла речь в местных СМИ: газетах, телевидении, интернет-изданиях. Причем, что с согласия «Русс-Олимпа» под комплекс отвели три  земельных участка - площадью 23986 кв.м., 30167 кв.м. и 5058 кв.м.  Также приняли решение установить срок аренды земельных участков – 49 лет. Оставшиеся по договору 46 земельных участков  в аренду «Русс-Олимпом»  истребованы не были.

 

Прошло более двух лет, но ООО «Русс-Олимп» так и не приступил к обещанным работам. Тем временем в Магадане судьбой разрекламированного курорта строительство продолжают интересоваться журналисты, бизнесмены, обычные жители.

 

- Постепенно эту тему пришлось закрыть.  С 2010 года началась  активная переписка между ООО «Русс-Олимп» и мэрией Магадана. Из писем стало ясно, что арендатор вовсе и не собирается строить курорт, а запланировал «вдруг» строительство причала, складов для хранения ГСМ, гостиницы и просил изменить территориальную зону и вид разрешенного использования земельных участков.

 

В другом письме говорилось, что ООО «Русс-Олимп» приступил к проектным работам для строительства перевалочной базы для нужд горнодобывающих предприятий, в том числе и опасных производственных объектов: складов МТО и причалов для получения, хранения, перевалки оборудования и материалов,- продолжил мэр.    

 

Он подчеркнул,  что такие резкие изменения не предоставлялись возможным, поскольку эти земельные участки всегда были расположены в зоне природных территорий и в пределах водоохранной зоны Охотского моря.  По словам градоначальника, «это решение было принято в Правилах землепользования, что соответствует Генеральному плану 1974 года, а вовсе не «скоропостижно участок был признан особо охраняемой природной территорией», как заявил глава «Полиметалла».  А в зоне промышленных земель в районе торгового морского порта предлагали на выбор другие земельные участки, но ООО «Русс-Олимп» ими не воспользовался.

 

Это означает, что объекты, предполагаемые к возведению на  арендуемых ООО «Русс-Олимп» земельных участках, должны были соответствовать видам разрешенного использования и целевого назначения, а именно – строительства всесезонного спортивно-развлекательного комплекса «Марчекан».

 

К тому же в мэрии подчеркнули,  что ООО «Полиметалл» ни в адрес мэрии Магадана, ни в адрес иных отраслевых органов управления с момента выделения земельных участков и до сих пор не обращался - ни за разрешением на строительство, ни за выделением им земельных участков. И о том, что учредителями ООО «Русс-Олимп» является ОАО «Полиметалл» мэрии Магадана ничего не было известно.

 

В.Печеный считает, что еще одна нефтебаза городу абсолютно не нужна. В Магаданской области уже существует развитая инфраструктура объектов нефтепродуктообеспечения, которая позволяет осуществлять прием и переработку свыше 1 млн. тонн ГСМ в год. Только на территории бухты Нагаево в Магадане построено три нефтехранилища общим объемом свыше 60 тыс. м. куб.

 

По словам специалистов, ежегодная потребность региона в нефтепродуктах, с учетом всех горных предприятий, составляет не более 230 тыс. тонн в год, а существующая инфраструктура переработки топлива загружена менее чем на 30 %.

 

А с учетом перспективной потребности ОАО «Полиметалла» и «Полюс Золота» в нефтепродуктах загруженность составит около 50-ти %. Поэтому еще создание еще одной нефтебазы станет экономически необоснованным.

 

Что касается цен на топливо, то, по данным ООО «Колыманефтепродукт», Колыма, Чукотка и Камчатка имеют одинаковую транспортную схему доставки нефтепродуктов, отличную от других регионов Дальнего Востока. Их доставляют морем из Хабаровского и Приморского краев.

 

При этом, морская транспортная составляющая до Камчатки короче, чем до Магадана и не включает ледокольную проводку зимой, а соответственно, требует меньших затрат. Поставка же нефтепродуктов в большинство районов Чукотки проходит летом, поскольку срок завоза грузов в эти районы ограничен климатическими условиями и их цена фиксируется до следующих закупок.

 

В Магаданской области цены на нефтепродукты ниже, чем на Камчатке и Чукотке, поскольку ценообразование имеет ограничитель в виде предельного размера торговых надбавок, которые устанавливает департамент цен и тарифов администрации региона. На Камчатке, к примеру, таких ограничителей нет.

 

Лера Тарханова,

«Север-ДВ», 28.02.12

http://severdv.ru/news/show/?id=58605&search=%EF%EE%EB%E8%EC%E5%F2%E0%EB%EB&order=d&p=

.