Одним из ньюсмейкеров минувших выходных стал «чрезвычайный» министр Сергей Шойгу, который на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным озвучил идею создания госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

Для жителей самых дальних регионов России ничего нового не прозвучало. Различные программы «освоения» и «ускорения» кочуют по правительственным кабинетам уже лет сорок. Ни одна из них не приблизилась к заданным рубежам. У этих программ — одна общая беда: они начисто оторваны от реальности и демонстрируют полное непонимание властными структурами того, что есть Дальний Восток.

 

Свидетельствуют об этом и многочисленные абсурдные решения, «спускаемые» в регион для исполнения. Один из ярчайших примеров — введенные три года назад запретительные пошлины на ввоз праворульных автомобилей. Только по официальным данным, под удар тогда попало более 100000 приморцев. Это к вопросу о комфортности проживания и отрицательном сальдо миграции. Но тогда у властей хоть «отмазка» была: защитим, дескать, отечественный автопром. Хотя последствий никто не считал: в разгар кризиса бюджет лишился сотен миллионов, если не миллиардов рублей таможенных платежей.

 

Есть, однако, решения еще более дикие, не поддающиеся никакой логике. Тогда же, в декабре 2008 года, Федеральная таможенная служба (ФТС) издала приказ № 1514 «О местах декларирования отдельных видов товаров». Согласно этому приказу единственным дальневосточным портом, в котором разрешалось декларирование экспорта лома черных и цветных металлов, назначался Петропавловск-Камчатский.

 

Те, кто готовил и подписывал этот приказ, видать, действительно в школе сидели на «камчатке» и карты Родины не знают. Петропавловск — один из самых удаленных российских портов, куда все завозится морем и откуда практически ничего не вывозится — за исключением даров путины да скарба камчадалов, решивших уехать на большую землю. Более того, в морской логистике есть понятие «выходного» порта, т. е. порта, который включен в железнодорожную сеть и благодаря этому активно участвует в экспортно-импортных операциях.

 

Вряд ли безграмотность чиновников из ФТС зашла так далеко, что они мысленно проложили «чугунку» до Камчатки, однако понимания среди региональных экспортеров лома эти действия не нашли. Часть компаний разорилась, часть — ушла с рынка, но все без исключения понесли колоссальные убытки; это к вопросу о поддержке малого и среднего бизнеса. Однако молчать и терпеть экспортеры не стали.

 

Несколько компаний подали совокупный иск в Высший арбитражный суд РФ (ВАС), и в октябре 2009 года — через полгода после начала прямого действия разрушительного документа — приказ ФТС № 1514 был отменен. Не успокоившись на этом, одна из приморских компаний, ООО «Приморский металлоэкспорт» (бывают же смелые люди!), решила в судебном порядке добиваться от ФТС погашения реальных убытков и упущенной выгоды на общую сумму более чем в 22 миллиона рублей.

 

За полтора года истцы последовательно прошли три инстанции: Арбитражный суд города Москвы (дело № А40-89211/10-30-762), Девятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа — везде получая полный отлуп. Что значит для владивостокской компании длительное время судиться в Москве, да еще против правительственной структуры, какие при этом возникают расходы (только на авиабилеты и гостиницы) — рассказывать не стану. Но истцы пошли на принцип: в порядке надзора в октябре 2011 года дело было передано в высшую инстанцию — Президиум ВАСа.

 

И здесь случилось правовое чудо, которое — уже можно смело утверждать — вошло в историю взаимоотношений российского бизнеса с госструктурами:17 января 2012 года Президиум ВАСа удовлетворил иск дальневосточной компании в полном объеме. Это первый в новейшей истории России пример, когда оспаривание приказа федерального органа (в данном случае — ФТС) не просто увенчалось успехом, но и привело к взысканию из государственной казны убытков и упущенной выгоды.

 

Очень хочется верить, что этим решением Президиум ВАСа начал нарабатывать новую правоприменительную практику в отношениях между бизнесом и государством. Нет сомнений и в том, что 22 миллиона, которые в ближайшие месяцы истец получит из казны, ему не повредят. Потому что ситуация с экспортом дальневосточного лома вновь становится абсурдной.

 

Пока в недрах Президиума ВАСа готовилось решение о полном удовлетворении иска к госструктуре, в недрах правительства РФ вызревало постановление № 1148, которое было подписано премьер-министром Владимиром Путиным 26 декабря 2011 года. 13 января 2012 года оно было официально опубликовано, а еще через месяц, 13 февраля, должно вступить в силу. Вы будете смеяться, но согласно этому постановлению экспорт металлолома со всего Дальнего Востока снова ограничивается одним-единственным портом, на этот раз — Магаданом. Снимите шляпу, как пел Высоцкий…

 

История, говорят, повторяется дважды: сначала — как трагедия, потом — как фарс. Но смеяться уже нет сил. Да и средств, похоже, тоже…

 

— Это полнейшая экономическая безграмотность, — так по просьбе «Новой» прокомментировал ситуацию завкафедрой Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса доктор экономических наук Александр Латкин. — Государство в очередной раз показывает себя в качестве крайне неэффективного и безграмотного хозяйствующего субъекта. С Петропавловском-Камчатским был абсурд, с Магаданом будет абсурд вдвойне — там в течение пяти месяцев продолжается ледовая навигация, а значит, со всех грузов берется потонный ледокольный сбор. Я уж не говорю о том, что теперь для того, чтобы вывезти лом из «железнодорожных», базовых портов Дальнего Востока (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Ванино), каждому судну нужно будет делать крюк в пять тысяч километров только для того, чтобы поставить печать в магаданской таможне. Не пробовали возить грузы из Москвы в Питер или наоборот через Новосибирск?

 

— Возможно, в этом решении есть какой-то смысл, но нам он пока непонятен, — говорит Владимир Корчанов, который руководит в регионе активами транспортной группы FESCO — ведущей судоходной компанией ОАО «ДВМП» и Владивостокским морским торговым портом. — Как судовладельцы мы заработаем на дополнительных перевозках, но ясно, что на плечи отечественного бизнеса ложится дополнительная нагрузка, благодаря чему конечная цена экспортируемого металлолома может оказаться нерыночной.

 

По осторожным оценкам, если постановление вступит в силу, работы в регионе лишатся несколько десятков тысяч человек, а казна недосчитается миллиардов рублей, которые экспортеры ежегодно перечисляют в бюджет в виде таможенных пошлин.

 

Понять логику нового правительственного постановления трудно. На местных сайтах муссируется несколько откровенно конспирологических версий. Наиболее популярная из них вращается вокруг расположенного в Комсомольске-на-Амуре единственного на Дальнем Востоке металлургического комбината «Амурметалл», который в качестве сырья использует не руду, а лом. Его закупочные цены существенно ниже мировых, и рыночным путем переориентировать компании-экспортеры невозможно. Контрольный пакет акций «Амурметалла» (после завершения процедуры банкротства) принадлежит Внешэкономбанку, а председатель наблюдательного совета последнего, Владимир Путин, по совместительству возглавляет правительство РФ.

 

— Что за глупости? — спросит читатель. — Слишком «мелкая» тема для премьера.

 

Наверное, действительно глупости. Но разве постановление № 1148, подписанное 26 декабря, «под елочку», не глупость? Разве традиционная русская забава (наступание на грабли), системно реализуемая на правительственном уровне, не является примером явного сбоя в управленческой машине государства?

 

Правоприменительная логика говорит о том, что сейчас экспортеры металла вновь обратятся с исками в ВАС. Созданный прецедент, в свою очередь, говорит о том, что у ВАСа будет очень мало поводов, чтобы им отказать. А значит, подписанное Владимиром Путиным постановление должно быть отменено в судебном порядке. Более того, казна в очередной раз может быть принуждена к погашению прямых убытков и упущенной выгоды. Хватит ли на это духу у председателя ВАСа Антона Иванова и его подчиненных?

 

Пока эти вопросы повисают в воздухе. «Новая» полагает пристально следить за развитием событий.

 

На минувшей неделе одной из самых распиаренных новостей стало сообщение о запуске «Большим правительством» электронного портала «бездураков.рф», созданного для того, чтобы с его помощью коллекционировать наиболее яркие примеры бездарных и непродуманных чиновничьих решений. Полагаем, что подписанное премьером Путиным постановление № 1148 достойно украсит этот предвыборный проект.

 

Островский Андрей,

«Новая газета» во Владивостоке», №120, 26.01.12

http://novayagazeta-vlad.ru/120/Mestosobitiy/ZHeleznieargumenti

.