MA-60 - ближнемагистральный пассажирский, разработанный китайской компанией Xian Aircraft Industry(Group) Company Ltd. Самолет является развитием самолета АНТК Антонова Ан-24
MA-60 - ближнемагистральный пассажирский, разработанный китайской компанией Xian Aircraft Industry(Group) Company Ltd. Самолет является развитием самолета АНТК Антонова Ан-24

Похоже, кризис управляемости в Якутии привел к потере управления некоторыми отраслями народного хозяйства республики. Вот как описывает типичное проявление кризиса управляемости руководитель консалтинговой компании «Орго-систем» Феликс Шмидель: «Переполненная приемная и множество сотрудников, рвущихся к директору, – ситуация распространенная. Это явный симптом болезни, которая называется «кризис управляемости».  

 

Кризис управляемости может и не сопровождаться кризисом в собственном смысле этого слова — компания выполняет обязательства, имеет хорошие показатели, ее продукция или услуги востребованы на рынке. Тяжелой проблемой кризис управляемости становится в периоды развития. Возможности развития оказываются в жесткой зависимости от самого узкого места. И этим узким местом, практически бутылочным горлышком, становится кабинет руководителя».

 

Система не может функционировать надежно, когда решение всех, даже самых мелких вопросов сосредоточено в кабинете Главного Начальника. Рано или поздно объем информации, необходимый для принятия правильных решений, начинает превосходить индивидуальные возможности руководителя. И тогда такая система дает сбой.

 

Например, такой сбой произошел во время ликвидации летних пожаров 2011 года, когда только после личного вмешательства президента республики Егора Борисова и прокуратуры Якутии были приняты меры по ликвидации стихийного бедствия.

 

Другой пример кризиса управляемости в республике – широко разрекламированный пилотный проект по строительству жилья в Якутске. Есть указ президента, в котором четко расписан весь механизм реализации проекта. Но наши чиновники его не торопятся исполнять.

 

Так, министр экономики и промышленного развития Якутии Михаил Осипов со страниц республиканской прессы публично рассуждает о целесообразности исполнения указа Президента РС (Я) и постановлений правительства республики и  приходит к выводу, что выполнять указы и постановления «нецелесообразно по организационным причинам». Точно так же поступает и первый вице-премьер Якутии Алексей Стручков, заявив: «мы приняли решение о том, что новый конкурс в текущем году объявлять не будем». Хотя по указу президента новый конкурс о дополнительном наборе участников проекта  должен быть проведен в безусловном порядке.

 

И таких примеров можно привести массу – от реализации «антиалкогольного» указа Егора Борисова до разработки параметров бюджета 2012 года.

 

Но рано или поздно кризис управляемости приводит к потере управления. И в республиканской авиации, на мой, авторский взгляд, такая потеря управления отраслью уже произошла.

 

В Минтрансе республики так и не смогли прийти к единому мнению по поводу единого типа самолета, который должен прийти на смену стареющему АН-24, и потому две республиканские государственные авиакомпании объявили о закупки двух разных типов самолетов. АК «Якутия» объявила о закупке канадских Dash 8-300, а АК «Полярные авиалинии» решили закупать китайские Ма-60.

 

И это несмотря на то, что 12 октября 2011 года Егор Борисов утвердил отраслевую программу «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы», в которой приоритет отдан другому самолету – Ан-140. Расходы на приобретение авиатехники по этой программе вошли в бюджет 2012 года и утверждены Ил Тумэном законом о бюджете.

 

И это несмотря на то, что 17 декабря 2011 года на совещании в Магадане «Об обеспечении доступности авиационных перелетов», которое провел Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, президент Якутии лично «внес на рассмотрение участников заседания ряд предложений, в том числе по вопросу о типах самолетов, применяемых на местных и региональных авиалиниях».

 

Как сказано на официальном сайте якутского президента, «сейчас многие отечественные авиакомпании предпринимают действия по обновлению своих самолетных парков. Но при этом каждая компания решает данный вопрос самостоятельно, что в конечном счете может привести к появлению в воздушном пространстве страны множества разнотипных воздушных судов – со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

По мысли Егора Борисова, в целях снижения эксплуатационных расходов и ремонтных издержек профильные федеральные ведомства должны дать регионам четкие единые рекомендации по типам воздушных судов, рекомендуемых для внутренних авиаперевозок на всей территории страны.

 

Предложение было поддержано Владимиром Путиным и другими участниками совещания».

 

И это несмотря на то, что 6 декабря 2011 года в Хабаровске, на расширенном совещании сотрудников аппарата полпреда президента в ДФО, представителей Минтранса и регионов под председательством замглавы Минтранса В.Окулова решение АК «Якутия» выбрать Dash 8–300 в качестве замены Ан-24 было подвергнуто резкой критике со стороны отраслевых специалистов и чиновников. Например, глава министерства промышленности и транспорта Хабаровского края Владимир Быченко Dash-8 раскритиковал, заметив, что они вряд ли смогут садиться на грунтовую полосу, такую как в Охотске. «Опираться на Dash-8 можно, но есть свои особенности», – согласился гендиректор Петропавловск-Камчатского авиационного ФГУПа Алексей Твердохлеб.

 

И это несмотря на то, что, ели не ошибаюсь, китайский МА-60, выбранный «Полярными авиалиниями», не имеет сертификата эксплуатации в условиях низких температур.

 

А ведь цена вопроса обновления парка республиканской авиации – 20 миллиардов рублей.

 

Кроме того, до сих пор остается неясной судьба Мирниского авиапредприятия АЛРОСА. Недавно в официальной республиканской газете Якутия прошло сообщение, что «в самой «АЛРОСА» признают, что по поводу дальнейшей судьбы МАПа сегодня ведется активная переписка с авиакомпанией «UTair». Правда, источник оговаривается, что АК «Якутия» по-прежнему рассматривается в качестве основного варианта».

 

Как известно, один из крупнейших авиаперевозчиков России UTair проводит некую, похоже на агрессивную политику внедрения на региональные рынки. Например,  совсем недавно, 15 декабря 2011 года, сургутская авиакомпания купила контрольный пакет акций хабаровской  авиационной компании «Восток», которая  выполняет региональные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты, а также наземное обслуживание воздушных судов.

 

В принятой программе развития республиканской авиации сказано, что укрупнение республиканских авиакомпаний будет идти не путем слияния компаний, а «путем передачи активов МАПа авиакомпаниям «Якутия» и «Полярные авиалинии». И как уточнял на своей пресс-конференции Егор Борисов, его интересуют только рейсы и вертолеты МАПа, а «большие самолеты меня не интересуют».

 

Поэтому вполне возможна такая ситуация, что передав определенную технику и часть летно-технического состава республике, остальное будет продано UTair. Туда же уйдут объемы авиаработ и перевозки пассажиров АЛРОСА. Своя база в Якутии у UTair есть – это недавно построенный Сургутнефтегазом большой аэропорт на Талакане. Аэропорт способен принимать большие самолеты и оборудован стояночными местами для вертолетов.

 

Как мне кажется, министр транспорта Якутии Семен Винокуров не в состоянии решить вопрос о выборе типа самолета, не управляет своим министерством и подведомственными предприятиями. Похоже, и президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов не управляет собственным правительством и не может заставить министра нормально работать...

 

Таким образом, налицо – потеря управления важнейшей отраслью народного хозяйства республики.

 

Что называется «приехали», точнее «прилетели»…

 

Александр Злобин,

YKTIMES.RU, 10.01.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/est-li-kapitan-za-shturvalom/

.