Второй год нездоровая ситуация вокруг пограничного перехода Покровка-Жаохэ. На консилиумах «по оздоровлению» разноцветные мундиры, рябит в глазах от звезд на погонах – МВД, ФСБ, Росграница, МЧС и Роспортребнадзор, таможня и прокуратура; одна другой выше должности федеральных и краевых чиновников. Суть проблемы: на переходе не справляются с потоком туристов. Значит, одних пропускают, других – нет. Люди сутками маются в автобусах, жгут костры, ждут очереди. «Дурдом» - назвала всё это наша читательница. Кажется, чем сильней все тужатся развязать узел конфликта, тем туже он затягивается. Никак не лечится! А бессилием силовиков и власти уже вовсю пользуются криминал и китайцы, а главное – фирмы, близкие к военно-семейной группе чиновников.    

 

Скандал этот в минувшем году мы уже освещали. В двух статьях под одинаковым заголовком «Покровка – переход раздора» (29 июня, 7 декабря) и опубликовав 13 июля письмо хабаровчанки Лёли Светловой «Таможенный пункт Покровка: мы тут люди или скот?!» Все  затронутые ведомства, кроме Росграницы, выступлений газеты «не заметили». Отмолчались. Нечего сказать общественности? В таком случае, вынуждены продолжить тему.  

 

Медведь на переходе

 

Покровка, что под Бикином, - единственный в Хабаровском крае международный автопереход раньше всегда работал в режиме т.н. нерегулярных пассажирских перевозок. Набрала фирма группу туристов, оформила документы, усадила в автобус – и в Китай. 19 хабаровских предприятий, имея статус международных перевозчиков и 64 лицензированных автобуса, возили туристов в приграничный Жаохэ. Без всяких склок туры организовывали 30 туркомпаний нашего края. Всем было удобно в одной избушке.  

 

А потом пришел медведь и всё разломал. С 1 июня 2011 г. в Покровке воцарилось автомобильное предприятие из Владивостока ООО «РосТранс-ДВ». Приморцы, заявив себя «регулярными перевозчиками» и выбив себе через  Минтранс России расписание, можно сказать, оккупировали единственный у хабаровчан пункт пропуска в КНР. «Оккупанты» тут же перекроили устоявшуюся и выгодную для всех схему – исключительно в свою пользу!

 

Рассказывает директор ООО «Конекс-Трансавто» из Вяземского Сергей Минин:

 

- Лет десять назад мы брали кредиты, покупали и лицензировали автобусы, становились туроператорами и развивали этот бизнес. Среди нас была здоровая, нормальная конкуренция – выигрывал тот, у кого лучший сервис и ниже цена. Сложилась система и порядок определения очередности прохождения через границу. Но летом, особенно после появления «РосТранс-ДВ», усилилась неразбериха, возникли стихийные живые очереди из автобусов с туристами, которые стояли на переходе по двое суток… В общем, около четырехсот работников 19 хабаровских транспортных предприятий, вместе с автобусами, фактически остались без работы.  

 

Рухнули нерегулярные перевозки из нашего края, и население лишилось привычной, хорошо организованной возможности съездить в Китай через Покровку. Даже министр промышленности и транспорта правительства Хабаровского края Владимир Быченко признал: «Компания «РосТранс-ДВ» стала монополистом, практически лишив 19 других компаний возможности работать на данном международном направлении…»  

 

От хабаровских туркомпаний и международных перевозчиков, от их некоммерческих и общественных организаций посыпались жалобы. Прямо в Кремль президенту Медведеву, в приемные премьера Путина и полпреда Ишаева, губернатору Шпорту и прокурору Каплунову, руководителю УФАС Бодрову и генералу Елютину из Росграницы, не считая уже вице-губернаторов с министрами.  

 

Как же чиновники решали возникшую в крае проблему?

 

Узкое «горлышко»                                

 

Но прежде дадим необходимые пояснения. Ажиотаж на Покровке возник неспроста. Туры на Жаохэ стали пользоваться высоким спросом. Так, если в 2007 году через переход проследовало 11 289 человек, то за 2010 год 37 869 - в три с половиной раза больше!

 

«Анализ формирования пассажиропотока свидетельствует о ежедневной потребности в пропуске групп организованных туристов, выезжающих в КНР, от 800 до 1000 человек в день. Между тем по паспорту пропускная способность погранперехода ограничена количеством 300 человек в день. В связи с чем на туристическом рынке сложилась крайне напряженная ситуация», - отмечалось 15 декабря 2011 г. на совещании в министерстве промышленности и транспорта правительства Хабаровского края.

 

Напомним, и сам пункт пропуска, и его паспорт появились еще в далекие 90-е годы. Много воды с тех пор утекло в Уссури, а в Покровке и гвоздя нового не забили.

 

«Недостаточен уровень оснащенности современными техническими средствами специализированного контроля, а также межведомственного информационно-технического взаимодействия в процессе пограничного, таможенного и иных видов контроля», - называются в решении Межведомственной комиссии полпреда в ДФО от 7 декабря 2011 г. и иные причины слабой, неэффективной работы наших пунктов пропуска.

 

26 декабря 2011 года, «круглый стол» пограничного управления ФСБ по Хабаровскому краю и руководителей туристического бизнеса. Директор представительства «Пегас-туристик» Александр Жириков вдруг спросил: а почему так медлительны наши пограничники, проводя паспортный контроль? Мол, ваши китайские коллеги тратят 17 секунд на человека, а у нас две минуты - в семь раз дольше! Тишина повисла. Вопрос на засыпку. Но товарищ в синих погонах «срезал» по-шукшински: «Так у нас административный регламент – три минуты!»

 

Очевидно, и этот регламент, и тот, на 300 человек, технический паспорт Покровки - ровесники царя Гороха. Как и компьютеры у пограничников: «Денег пока нет, техника у нас старая, обещают в следующем году заменить…»

 

«Просим решить вопрос по увеличению до 800 человек в сутки пропускной способности перехода Покровка-Жаохэ, учитывая его большую востребованность у жителей нашего края. Что повлечет за собой возможность работы хабаровских перевозчиков на прежних условиях», - обращался прошлым летом к полпреду Виктору Ишаеву представитель Ассоциации стран международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)  в Хабаровске Михаил Лобастов.

 

Где собака зарыта                            

 

Устарелость перехода и своеобразный темп работы пограничников с таможенниками – лишь вершина айсберга. Главное скрыто от глаз общественности, под темной водой. Вспомним  Паниковского: господа, как мы будем делить наши деньги? Где ажиотажный спрос, там и рейдеры. «Некоторым всегда нужно больше всех денег и мест на переходе», - выразился как о приморцах, так и про некоторые хабаровские турфирмы предприниматель Сергей Минин.  

 

«Прежние условия», о которых упоминал Михаил Лобастов из АСМАП, заключались в той очередности прохождения пункта пропуска, которую сами перевозчики и турфирмы разрабатывали и согласовывали со всеми. Контролировал этот процесс «Хабаровскводтранс», краевое госпредприятие.  Все были довольны.

 

А потом пришел прокурор и пояснил: такое администрирование – незаконно. А затем на переход насел «РосТранс-ДВ». Китайцы в таких случаях шутят: двойная неприятность - палкой да прямо по чирею!

 

В минувший понедельник, 16 января, на очередном заседании в Хабаровской таможне вновь недобрым словом поминали знаменитый переход: там по-прежнему костры, неразбериха, ссоры, ОМОН, на въезде в пункт пропуска - скопище пассажирских автобусов.  

 

- Общественные организации пытаются скоординировать действия перевозчиков и туроператоров, и большинство соблюдает разработанный нами график движения. Но часть компаний, нарушая данный порядок, не дает возможности нормально работать остальным, - констатировал Александр Осауленко из ДВ отделения Российского союза туриндустрии и осторожно намекнул, кто в конце концов обязан развязать покровский узел. – Проблему невозможно урегулировать без вмешательства государственных органов.  

 

Михаил Лобастов, хабаровский представитель АСМАП, не стал ходить кругами:

 

- Проконтролировать соблюдение установленной очередности и графика движения не представляется возможности без урегулирования вопроса правительством Хабаровского края!

 

А что же само правительство? Там «обеспокоены создавшейся ситуацией на Покровке, связанной с невозможностью регулирования (прокуратура запретила – Ред.) очередности прохождения пункта пропуска перевозчиками и туркомпаниями, что приводит к конфликтным ситуациям, требующим вмешательства органов полиции…»

 

И что же предлагалось на совещании в нашем Белом доме 15 декабря? «Заместителю председателя правительства края А.Н.Мкртычеву совместно с М.В.Лобастовым в ближайшее время довести до туркомпаний края и перевозчиков информацию о необходимости самостоятельного регулирования очередности прохождения пункта пропуска…»

 

Об успехах «регулировки» смотри выше протокол другого заседания. Круг замкнулся. От слова «график» слаще во рту не становится.                      

 

Кому быть смотрящим?

 

Итак, летом на переходе было всё плохо, зато теперь – еще хуже! Сегодня «пасутся» вокруг Покровки, пальцы веером, некие «бикинские» - торгуют за 6-7 тысяч рублей очередью на переход. У китайских контролеров к одним российским автобусам – улыбка у рта, если их номера внесены в бумажку, присланную из краевого правительства. К другим, как сказал поэт, отношение плёвое.

 

«Мы выражаем согласие с позицией китайской стороны по вопросу осуществления международных пассажирских перевозок уполномоченными компаниями с российской и китайской стороны… Для работы по предложенным маршрутам с российской стороны могут являться КГУП «Хабаровскводтранс» и ООО «Автолидер» - сочинил и подписал сию бумагу первый зам. краевого министра промышленности и транспорта Сергей Ивашкин. В письме любезно указаны номера автобусов двух осчастливленных предприятий.  

 

- Насколько мне известно, - говорил Сергей Минин из Вяземского, - под настойчивым давлением министерства транспорта Хабаровского края Хабаровскводтранс» готовит документы в Москву на регистрацию регулярных рейсов через Покровку, где … 50% рейсов будут осуществлять китайские перевозчики. Напрашивается закономерный вопрос: неужели нашему краю не обойтись без китайских перевозчиков!  

 

«По проекту китайской стороны на международные перевозки через Покровку на Жаохэ, 49% дохода мы должны отдать китайской стороне. Причем осуществляя эти перевозки на своем транспорте и отдав им сформированный нами же пассажиропоток! Чем не экономическое поглощение нас китайской стороной? – задавался вопросом Михаил Лобастов (АСМАП) в своем обращении на имя губернатора Вячеслава Шпорта.

 

Такое братание министерства промышленности и транспорта Хабаровского края с китайской стороной многим непонятно. «Или тут скрыты определенные меркантильные интересы?» - гадают предприниматели.

 

Собакой на сене в этой законодательно невнятной, «мутной» истории прокуратура:  администрировать, т.е. регулировать очередность на переходе предприятиям исполнительных органов власти – запрещается, а кому это можно - не называют! В свою очередь, проявив неумение (или все-таки нежелание?) распутать «покровский узел» в интересах большинства перевозчиков, краевые транспортные чиновники, судя по всему, кинулись в другую крайность.  Обеспечить преференции избранным.

 

Под дымовой завесой правильных фраз об ответственности перевозчиков и безопасности пассажиров на переходе Покровка, похоже, будут «в законе» только «Хабаровскводтранс» и «Автолидер».

 

«Это наша лунка!»                                

 

В заключение – о заголовке этой статьи. Приведены золотые слова, которые якобы произнес однажды вице-губернатор Аркадий Мкртычев. Человек эмоциональный, он как-то вызвал к себе Михаила Лобастова. Насколько известно, горячий разговор зашел, когда хозяин кабинета стал усиленно рекомендовать представителю общественной организации, кому давать, а кому не давать т.н. бланки вида «В» (без такого бланка нельзя проезжать через пункт пропуска).

 

Присутствовали тогда ставший недавно начальник «Хабаровскводтранса» Сергей Тивиков, из военных, полковник, командовал в ДВО по линии КЭЧ, а также руководитель ООО «Автолидер» Виктор Корниенко – человек молодой и по возрасту, и по опыту международных перевозок.

 

Автобусы этих предприятий и вошли в тот заветный списочек номеров, зажигающий им зеленый свет  на Покровке. Именно только за эти два предприятия и хлопотал министр промышленности и транспорта краевого правительства Владимир Быченко перед Минтрансом России (см. приложение к этой статье). Телегу, как говорится, стали готовить зимой. И этим летом эти два обласканных предприятия, очевидно, станут такими же монополистами, как минувшим было ООО»РосТранс-ДВ».

 

- Почему именно эти два предприятия, хотя на переходе работают около двадцати опытных международных перевозчиков? «Автолидер» - тот вообще только в начале декабря пришел с АСМАП заключать договор. Странно…

 

- Нет тут ничего странного – они обратились ко мне первыми, - с неохотой объяснил г-н Быченко, отведя глаза.  

 

О том же - почему, не принимая во внимание других, в краевом правительстве усиленно лоббируется «Автолидер», я также поинтересовался на встрече с вице-премьером. Как я понял из нашего по-солдатски прямого и откровенного разговора с бывшим генералом Мкрытычевым (он пришел в наш Белый дом с должности заместителя командующего ДВО), он протежировал этому ООО по части письма в Москву.

 

Не потому ли, что у руководителя «Автолидера» Виктора Корниенко ближайшим родственником является Анатолий Размахнин – советник нашего губернатора по пограничной политике? И по удивительному совпадению, тоже генерал, тоже бывший зам. командующего ДВО?

 

Аркадий Николаевич, в ответ на мой вопрос, неопределенно пожал плечами: «Ну, родственники они, ну и что?» Как вице-губернатор, курирующий в краевом правительстве туризм, он всячески стремится укрепить Покровку: «Автолидер» имеет возможность инвестировать в обустройство перехода…» А в конце нашего разговора вообще выразился как-то отстранено:

 

- Там большие деньги… Они не смирятся…

 

Ну над словами про «нашу лунку, из которой только мы будем ловить!» мой собеседник посмеялся и как-то вяло их опроверг. Мало ли чего наговорят на него люди!

 

Станислав Глухов,

главный редактор

«Хабаровский Экспресс», 18-25 января 2012, №3(959)

http://habex.ru/paper/349/4757/

-----------

 

Правительство края лоббирует два предприятия. Почему?

 

Директору Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Л.М.Липсицу

 

Уважаемый Леонид Моисеевич!

 

В соответствии с Регламентом выполнения Министерством транспорта Российской Федерации функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении в части согласования регулярных перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2009 г. № 20, решения Рабочей группы по морскому, речному, автомобильному транспорту и автомобильным дорогам 14 заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительству Российской Федерации и Китайской Народной Республики, в рамках существующей и планируемой увеличенной в 2012 году пассажирской пропускной способности смешанного пункта пропуска «Покровка», Правительство Хабаровского края считает возможным согласовать расписание регулярного движения автобусов по следующим маршрутам:

 

- 1 расписание на один год по маршруту «Лучегорск - Жаохэ» перевозчики ООО «РосТранс-ДВ» и ООО «Жаохэ-Луньюнь» (КНР);

 

-1 расписание на пять лет по маршруту «Бикин - Жаохэ» перевозчики ООО «Автолидер» и ООО «Тумбэйя» (КНР);

 

- 1 расписание на пять лет по маршруту «Бикин - Жаохэ» перевозчики КГУП «Хабаровскводтранс» и ООО «Тумбэйя» (КНР);

 

- 1 расписание на пять лет «Бикин - Жаохэ» перевозчики ООО «Автолидер» и ООО «Жаохэ-Луньюнь» (КНР);

 

- 1 расписание на пять по маршруту «Бикин - Жаохэ» перевозчики КГУП «Хабаровскводтранс» и ООО «Тумбэйя» (КНР).

 

Заместитель Председателя Правительства края -

министр промышленности и транспорта края   В.Н.Быченко

.