О. Кожемяко
О. Кожемяко

Дальний Восток – это одна третья территории России, а вместе с Восточной Сибирью - более половины территории страны.

 

Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года перед нами поставлена задача ускорения экономического роста для повышения благосостояния населения, проживающего на нашей территории.

 

Для ее решения региону необходима конкурентоспособная экономика с новой структурой, в основе которой:

 

-добывающие отрасли с прогрессивными технологиями максимального извлечения и глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов;

 

- обрабатывающие отрасли с высокими уровнями передела;

 

- энергетика и транспорт.

 

Проанализировав существующие инвестиционные портфели дальневосточных субъектов, мы видим, что канва такой новой экономики уже определена.

 

На Дальнем Востоке формируются новые отрасли промышленности – в Амурской области и Еврейской автономной области размещаются производственные комплексы металлургического цикла. Амурская область стоит на пороге создания национального космического центра на базе космодрома Восточный.

 

Традиционные отрасли специализации существенно модернизируются.

 

Рыбопромысловый комплекс идет по пути реконструкции действующих заводов и строительства новых, как это делается на Камчатке.

 

Один Сахалино-Курильский биоресурсный кластер будет состоять из 17-ти новых рыборазводных заводов по искусственному воспроизводству лососевых, Морского биотехнопарка и перерабатывающих мощностей на берегу.

 

В Магаданской области создание нового Научно-производственного рыбоводного комплекса планируется на базе инновационных технологий лососеводства.

Золоторудная отрасль сегодня является полноценным горнометаллургическим производством с современными технологиями обогащения.

 

На Камчатке запланировно строительство обогатительного комбината на Аметистовом золотосеребряном месторождении.

 

В Хабаровске в стадии завершения находится целый ряд инвестиционных проектов освоения золоторудных месторождений.

 

В Амурской области начато освоение Маломырского золоторудного месторождения и идет промышленное освоение Бамского месторождения.

Угледобыча перестает быть традиционной, проекты в этой отрасли, как правило, упаковываются с выходом на обогащение или углехимию.

 

В Бурятии идет освоение Окино-Ключевского буроугольного месторождения.

 

На Камчатке на базе углей Крутогоровского каменноугольного месторождения предусмотрено создание углехимического комплекса по синтезу моторных топлив.

 

На Ерковецком месторождении идут предпроектные работы по строительству Ерковецкой ТЭС в рамках реализации проекта широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в Китай.

Инфраструктурные проекты  масштабны:

 

Создание международного авиатранспортного узла на базе аэропорта Новый в Хабаровске.

 

Строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур в Еврейской автономной области.

 

Строительство железнодорожной линии Материк - о. Сахалин с переходом через пролив Невельского.

 

Создание транспортной инфраструктуры для освоения полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края.

 

Строительство железнодорожной ветки от границы с Республикой Саха (Якутия) до Магадана.

 

На Дальнем Востоке аппробируются новые механизмы развития. В СовГавани формируется первая в России портовая ОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань.

 

Эти тенденции объяснимы.

 

Для создания новой структуры экономики на инновационной основе Дальний Восток располагает двумя основными преимуществами, за счет которых и возможна трансформация.

 

Первое из них – это обеспеченность природными ресурсами. Здесь сосредоточены основные стратегические запасы:

 

железной руды - 7 млрд.т

угля - более 15 млрд.т

нефти - 9,6 млрд.т

природного газа - 14  трлн. куб.м,

в шельфовой зоне - 29 млрд. т. нефти и газа

золота, алмазов, олова, вольфрама, свинца, цинка и ртути

лесные ресурсы составляют 35% общероссийского фонда, гидроэнергетический потенциал – 15% гидроресурсов страны.

 

Поэтому рациональное природопользование должно стать основой для экономического будущего не только Дальнего Востока, но и России.  

Второе конкурентное преимущество Дальнего Востока – близость к крупнейшим, активно растущим рынкам азиатско-тихоокеанского региона.

 

На страны АТЭС приходится 40% мирового населения, 54% мирового ВРП и 44% мировой торговли.

 

В 2009 году страны АТЭС привлекли более 27% мировых прямых иностранных инвестиций и в то же время инвестировали в другие страны свыше 63% общего объема прямых иностранных инвестиций.

 

Интеграция в азиатско-тихоокеанский регион обеспечит привлечение не только прямых иностранных инвестиций и капитала, но и следующих за ними передовых технологий и управленческого опыта.

 

Это позволит создать на Дальнем Востоке вторую экспортную базу России. Наряду с этим внутренний рынок России – один из крупнейших в мире, по этому показателю Россия занимает 8 место из 139, что является привлекательным для иностранных инвесторов.

 

При таких потенциальных возможностях Дальневосточный регион производит всего 5% валового внутреннего продукта страны. Если в добыче полезных ископаемых региону принадлежит 12-процентная доля, то в обработке - только 1,5 %.

 

К сожалению, набранные за последние годы темпы экономического роста дальневосточных субъектов не соответствуют динамике, заданной Стратегией. Ежегодный рост ВРП не более 2-3% при необходимых 6-7 % для достижения среднероссийского уровня развития. Не говоря уже об опережающем развитии.  

Несмотря на рост реальной заработной платы, процесс социальных преобразований идет крайне медленно. По-прежнему умирает больше, чем рождается, продолжается миграционный отток, который не смогли преодолеть только два федеральных округа  - Северо-Кавказский и Дальневосточный.

 

По итогам последней переписи, только за последние восемь лет мы «потеряли» 400 тыс. человек (это 6%), при среднем снижении численности по стране на 1%.

 

Хотя надо признать, что миграционный отток в  текущем году в сравнении с 2010 годом сократился наполовину.

 

Основой экономического роста является инвестиционный поток, от масштабов и структуры которого зависят темпы преобразований. За последние десять лет объем инвестиций в экономику Дальнего Востока, с учетом иностранных, увеличился с 54 до 726 млрд. рублей.

 

Если доля инвестиций в ВРП в среднем по России составляет 21%, то в дальневосточных субъектах этот показатель вдвое выше – 43 - 47%. Основная их часть, около 40%, идет на реализацию инфраструктурных проектов, обеспечивая долгосрочный экономический рост. В Амурской области на инфраструктурные проекты идет около 80 % инвестиций. Но они, как правило, носят транзитный характер и в краткосрочной перспективе не интенсифицируют экономический рост.

 

Сегодня в субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона сформированы инвестиционные портфели различного масштаба и уровня проработки. Но имеющийся региональный опыт позволяет сформулировать общие проблемы, связанные с его реализацией. Остановлюсь на основных.  

 

Первый ограничитель – инфраструктурный.

 

Ключевым условием интенсификации экономического роста и в целом социально - экономического развития является снятие существующих инфраструктурных ограничений для реализации флагманских инвестиционных проектов, формирующих новую экономику региона.

 

Экономическая конкурентоспособность региона определяется  многими факторами, но в основном – наличием разветвленной и эффективной инфраструктуры. Развитая инфраструктура нивелирует эффект удаленности, способствует снижению уровня бедности и неравномерности в распределении доходов и является решающим фактором при принятии решения инвестором о размещении производств и целых отраслей.

 

Имею в виду всю инфраструктурные составляющие – транспортную, энергетическую, социальную, коммуникативную, жилищно-коммунальную, таможенную, пограничную и другие.

 

Возьмите любой показатель и его динамика будет не в нашу пользу.

 

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в целом по стране 31 км на 1 тыс. кв.км, в Амурской области – 20 км, в северных районах области – 5 км. 109 населенных пунктов не имеют круглогодичной автомобильной связи с сетью автомобильных дорог.

 

Существенное отставание в развитии инфраструктуры в той или иной степени характерно для всех субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона.

 

Второе ограничение связано со стоимостью инфраструктурных услуг.

 

Дальний Восток – это высокие транспортные и  жилищно-коммунальные тарифы, энерготарифы, тарифы за тепловую энергию и на другие услуги, формирующие высокий уровень издержек ведения бизнеса, а значит, и низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции.  

 

Примеров этому достаточно:

 

ООО «Амурагроцентр» - крупнейшее, второе в России предприятие по объему производства соевого шрота из отечественного сырья.

 

Сегодня основные потребители шрота находятся в Сибири и Европейской части России. 90% производимого в Амурской области шрота вывозится за ее пределы. Область имеет возможность увеличить производство шрота в 3 раза, полностью решив задачу импортозамещения.

 

В стоимости амурского шрота транспортные затраты составляют 28%, а для поставщиков, находящихся в европейской части России, доля транспортных затрат 3-13%.

 

Еще один пример – лесопромышленный комплекс. Создается парадоксальная ситуация, при  которой  отправка лесных грузов с территории Тындинского района Амурской области до ст.Гродеково в Приморском крае равна стоимости ее перевозки до Санкт-Петербурга, при этом дальность перевозки составляет 1:4.

 

Низкая рентабельность выпускаемой продукции повышает риск успешного ведения предпринимательской деятельности.

 

В среднем по России доля прибыльных предприятий в общей их численности 66%, на Дальнем Востоке этот уровень самый низкий в стране – 58%. Иными словами практически каждый второй предприниматель, начавший бизнес на Дальнем Востоке, становится банкротом.

 

Этим объясняется низкий уровень собственных средств в объеме инвестиций в дальневосточном регионе – 21% при среднероссийском уровне – 46% и 55% - в Приволжском, Уральском, Сибирском федеральных округах.

 

Банковское участие в формировании инвестиционного потока на Дальнем Востоке также не велико – 5%, а без учета лидера банковского кредитования - Сахалинской области, менее 2%. В среднем по России  банки формируют около 9% инвестиционного потока.

 

Причем доля кредитных ресурсов при высоком инвестиционном спросе на них устойчиво снижается. Это еще одно подтверждение низкой коммерческой привлекательности инвестиционных проектов из-за их капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, отсутствия инфраструктуры.

 

Из-за отсутствия долгосрочных кредитных продуктов и их высокой стоимости для местных инвесторов такие кредитные продукты являются непосильными. А своих сильных инвесторов на Дальнем Востоке нет, в качестве инвесторов выступают государство, государственные корпорации или иностранный капитал.

 

Третье ограничение связано с высоким уровнем дотационности региональных бюджетов.

 

Историческая слабость бюджетных систем дальневосточных субъектов и отдельные моменты проводимой сегодня политики разграничения полномочий между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ существенно ограничивают возможности субъектов проводить активную бюджетную политику поддержки инвестиционных проектов.

 

В 2005 году 184-ый ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закрепил за субъектами 55 полномочий, за органами местного самоуправления – 32 полномочия.

 

С 2005 по 2011 год полномочия, закрепленные за субъектами РФ, увеличилось до 94-х, за органами местного самоуправления – до 43. При этом нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов практически не изменились.

 

Помимо этого отдельными федеральными законами на субъекты РФ возложены дополнительные полномочия. В результате этого наблюдается существенная разбалансированность бюджетов.

 

При этом ежегодно вносятся изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, что сокращает объемы дотации из федерального бюджета.

 

В таких условиях органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ не имеют возможности не только финансировать инфраструктурное оформление инвестиционных площадок, предоставлять субсидии на погашения части производственных затрат и удешевления стоимости кредитных ресурсов, но и содержать бюджетную сеть.

 

Еще одно ограничение – дефицит высококвалифицированных кадров.

 

Сегодня именно этот фактор является значительным ограничением реализации инвестиционного потенциала региона. А ведь потребность в квалифицированной рабочей силе должна обеспечиваться, прежде всего, за счет местного населения, адаптированного к далеко не комфортным условиям жизнедеятельности. Если в период строительства вахтовый режим работы оправдан, то для эксплуатации инвестиционных объектов он вряд ли возможен.

 

В июле текущего года этот вопрос рассматривался на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Отмечено, что в подготовке кадров на Дальнем Востоке имеется явный перекос. Сегодня на 10 подготовленных рабочих приходится 15 человек со средним образованием и 23 выпускника с высшим образованием. Были названы основные проблемы подготовки и закрепления рабочих кадров и определены меры по совершенствованию кадровой политики.

 

22 сентября на рабочей встрече с Президентом Российской Федерации обсуждалась ситуация в сфере высшего и среднего специального образования. В качестве положительного отмечен опыт государственно-частного партнерства для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. В частности, речь шла об успешном опыте работы Покровского горного колледжа, который готовит кадры для УК«Петропавловск», и организации обучения на базе Амурского государственного университета по специальностям, связанным со строительством и обеспечением деятельности космодрома «Восточный».

 

Устранить указанные ограничения невозможно без участия государства.

 

Необходимыми условиями реализации ключевых инвестиционных проектов являются:

 

-формирование специальных государственных институтов развития Дальнего Востока и Байкальского региона (Фонд прямых инвестиций Дальнего Востока);

 

-адаптация финансовой политики действующих государственных институтов развития (Инвестиционного фонда, государственных корпораций развития - ВЭБа, Венчурного фонда, Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства и других), мер государственной поддержки (государственные гарантии, субсидии) к условиям ведения бизнеса на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе;

 

-формирование институциональных основ для комплексного и системного взаимодействия государства и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства;

 

-переформатирование особых экономических зон;

 

-формирование государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона;

 

-формирование ФЦП и ведомственных целевых программ федеральных органов государственной власти, инвестиционных программ госкомпаний с учетом равного представительства всех регионов с целью выравнивания их социально-экономического положения и недопущения дальнейшей дифференциации по уровню социально-экономического развития;

 

-формирование системы налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную деятельность в депрессивных территориях.

 

Государственные институты развития, несмотря на то, что созданы за счет государственных средств, носят все же коммерческий характер. Подход к оценке и отбору инвестиционных проектов сугубо коммерческий, выбор, как правило, делается в пользу проектов с высоким уровнем рентабельности и минимальными рисками.

 

Существующие модели, по сути, копируют традиционные финансовые институты. Нам нужны государственные институты развития для диверсификации экономики, формирования новой ее структуры. А это другие проекты по объему финансов и по длительности и комплексности:

 

кредиты начинающим предприятиям на срок 10-15 лет, беспроцентные на срок до 2-5 лет с отсрочкой погашения основного долга на первые четыре года. Это принципы работа известных в мире институтов развития, с льготными кредитными продуктами, в которых банковские институты не заинтересованы.  

 

Еще одним действенным механизмом привлечения инвестиций может стать создание Особых экономических зон федерального и регионального значения. На приграничных территориях такие зоны крайне необходимы для повышения конкурентоспособности страны в отношениях с сопредельным государством.

 

Действующий механизм ОЭЗ не выполняет задачу поддержки отстающих территорий, в России зоны создаются в экономически развитых регионах. Регионы, претендующие на создание ОЭЗ, должны иметь стабильную экономику, опыт реализации крупных инвестиционных проектов и готовую инфраструктуру. Объем предоставляемых льгот зарубежным инвесторам в России на порядок ниже тех, которые, предоставляются компаниям-резидентам, например, в Китае и Индии.

 

Региональные модификации зон позволят эффективно организовать разработку и запуск инвестиционных проектов, не требующих серьезных вложений в инфраструктуру, крупных закупок импортного оборудования и уже имеющихся потенциальных инвесторов.

 

Учитывая, что Дальний Восток богат полезными ископаемыми считаю необходимым:

 

- расширить перечень видов Особых экономических зон с их ориентацией на добычу полезных ископаемых и переработку добытых ресурсов, а также введение нового вида зон – приграничных;

 

- узаконить на федеральном уровне создание региональных зон с сохранением всех преференций за счет федерального бюджета.

 

Перечисленные механизмы привлечения инвестиций на Дальний Восток позволят получить мультипликативный эффект, изменить сырьевую направленность региональной экономики за счет создания производственных цепочек добавленной стоимости.

 

Олег Кожемяко.

Хабаровск, Дальневосточный международный экономический форум, 04.10.11.

Фото: ampravda.ru

.