Бурное экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет нас сегодня по-новому взглянуть на роль и место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России. Дальневосточный федеральный округ - это 6215,9 тысячи квадратных километров (36,4% территории России), 9 регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

 

Наш регион обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов, земли, воды, территорий дикой природы, освоение которых определяет развитие важнейших отраслей экономики. Рациональное использование этих природных богатств может стать ключевым фактором изменения геополитического значения Востока России. Основные конкурентные преимущества Дальнего Востока - это выгодное экономико-географическое положение (в том числе кратчайшие транспортные пути), протяженная внешняя граница, «базовая» портовая инфраструктура.

 

На вопросы корреспондента «Тихоокеанской звезды» отвечает полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.

 

В. Ишаев. Фото:  www.dfo.gov.ru
В. Ишаев. Фото: www.dfo.gov.ru

 

- Виктор Иванович, подводя итоги первого полугодия 2011 года, как можно оценить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке?

 

- Если в целом, то в первом полугодии у нас отмечалась положительная динамика экономического развития Дальневосточного округа. При сохранении этого положительного вектора развития по итогам 2011 года бюджетная обеспеченность в расчёте на душу населения в среднем по округу составит 75 тыс. рублей на человека. Это больше, чем в среднем по Российской Федерации. В субъектах округа её диапазон будет колебаться от 339 тыс. рублей в Чукотском автономном округе, 104 - 169 тыс. рублей в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областях до 42 - 55 тыс. рублей в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области и Еврейской автономной области.

 

Темпы промышленного производства на Дальнем Востоке также опережают среднероссийские. Если в целом по Российской Федерации индекс промышленного производства (по основным видам экономической деятельности) в январе-июне 2011 года составил 105,3%, то по Дальневосточному федеральном округу его показатель равен 107,4%.

 

При этом следует отметить, что в целом по округу продолжается наращивание достигнутых в 2009 и 2010 годах темпов развития, в то время как в целом по России происходит восстановительный рост после падения в кризисный период.

Наиболее же динамично промышленность развивается у нас в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Республике Саха (Якутия).

 

- У экономики Дальнего Востока есть своя специфика, отличающая ее от западных регионов страны?

 

- В отличие от регионов Центральной России в структуре производимого в округе валового регионального продукта (ВРП) большую долю занимает добыча полезных ископаемых (24,6%), на втором месте - транспорт (12,7%), на третьем - строительство (11,6%). В среднем же по России структура ВРП формируется с большей долей торговли, обрабатывающего сектора и операций с недвижимостью. Мы прогнозируем, что объём выработки валового регионального продукта на одного дальневосточника составит по итогам 2011 года 367 тыс. рублей. При этом его величина распределится от 191 тыс.  рублей в Еврейской автономной области до более одного миллиона рублей в Сахалинской области и Чукотском автономном округе.

 

При этом для того, чтобы создавать условия для развития, а у нас это развитие должно быть опережающим, необходимо повышать бюджетную обеспеченность регионов, а следовательно, увеличивать их доходную базу. Важно, чтобы каждый вложенный в развитие рубль приносил доход, чтобы предприятия платили налоги там, где они работают - на Дальнем Востоке, а не в других территориях.

 

Сегодня необходимо менять и структуру нашей экономики - переходить от добычи ресурсов к их глубокой переработке, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, заниматься развитием лесной, рыбной промышленности и других отраслей, которые сегодня используются не в полной мере.

 

- Сегодняшняя специфика ДФО - это еще и крупные государственные инвестиционные проекты. Насколько долгосрочно их влияние на развитие нашей экономики?

 

- Большинство реализуемых в настоящее время на Дальнем Востоке крупных инвестиционных проектов имеют транзитный характер. То есть на этапе строительства формируют достаточно большой приток инвестиций и рабочих мест, а по окончании строительства - рабочие места сокращаются, инвестиции уходят. Поэтому органам исполнительной власти субъектов необходимо активнее формировать условия по освоению новых производств и закреплению трудовых ресурсов. Обратить особое внимание на формирование благоприятного инвестиционного климата и создание социальной инфраструктуры.

 

Необходимо привлекать на Дальний Восток крупные инвестиционные проекты. Например, в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области есть все условия по формированию соевого кластера, способного не просто выращивать сою, но и на ее основе производить соевый белок и другую продукцию с высокой степенью обработки. Для этого есть всё - и земля, и благоприятный климат.

 

Новый импульс развитию округа могут придать такие мощные проекты, как БАМ-2 и мостовой переход с материка на остров Сахалин.

 

- Какие инвестиционные проекты сегодня для Дальнего Востока можно назвать ключевыми? В каких проектах в перспективе было бы желательно сотрудничество с иностранными компаниями?

 

  - Сегодня реализуется очень перспективный и интересный проект по газификации. ОАО «Газпром» совместно с властями регионов Дальнего Востока России работает над выполнением  так называемой «Восточной газовой  программы». Первоочередным ее объектом стала газотранспортная система (ГТС) «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», которую ввели в эксплуатацию в 3 квартале 2011 года.

 

В текущем году компания «Транснефть» приступила к строительству второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан».

 

В Амурской области будет реализован проект нового космодрома «Восточный». Предполагается, что в строительство будут вовлечены как федеральные средства, так и средства внебюджетных источников, в том числе, возможно, иностранных инвесторов.

 

  В наших планах - дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на перспективу. Так, по прогнозным оценкам экспертов, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов и потребностей крупных грузоотправителей, объем перевозки грузов в направлении БАМа составит к 2015 году 50 млн. тонн, а до 2030 года увеличится до 100 млн. тонн.

 

Необходимый объем инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учетом подвижного состава) составляет до 2015 года более 400 млрд. рублей, а до 2030 года - около 1,1 трлн. рублей.

 

Проведение коренной модернизации и реконструкции Байкало-Амурской магистрали создаст условия для многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона.

 

Будет дан мощный импульс развитию прилегающих территорий, освоению богатого природно-ресурсного потенциала, разработке новых месторождений угля, нефти, газа, драгоценных и цветных металлов, освоению лесных ресурсов.

 

Времена меняются, и через десять-двадцать лет Дальний Восток станет центром экономической жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами этого региона, а соответствующее развитие его инфраструктуры будет способствовать более быстрой интеграция Дальнего Востока и всей России в АТР.

 

Добыча полезных ископаемых в округе по итогам первого полугодия 2011 года увеличилась на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Золотодобывающими предприятиями на 4,4% больше добыто золота. Лесозаготовительными предприятиями на 2,4% больше заготовлено древесины.

 

Рыбаками Дальнего Востока выловлено более 1,4 млн.тонн водно-биологических ресурсов, что на 8,7% больше, чем в первом полугодии 2010 года. Экспорт рыбы и рыбопродукции составил 669,9 тыс.тонн. Однако в структуре экспорта по-прежнему более 88% занимает свежая и мороженая рыба.

 

В среднем на 17,2% увеличился выпуск продукции обрабатывающими предприятиями округа. Наибольшие темпы развития обрабатывающего сектора наблюдаются в Приморском крае (35,9%) и Амурской области (21,8%).

 

В агропромышленном комплексе округа в этом году наметилась тенденция повышения урожайности зерновых культур. На сегодняшний день она составляет в среднем по округу 19,9 центнера с гектара, тогда как последние годы колебалась от 10 до 15. В Амурской области урожайность зерновых в этом году составляет 20,4 центнера с гектара.

 

Грузооборот в Дальневосточном федеральном округе (а это один из показателей, характеризующих динамику развития экономики в целом) вырос на 5,8%.

 

В структуре инвестиций 15% - это средства федерального бюджета, 5,8% - консолидированных бюджетов территорий и 79,2% - внебюджетные источники. При этом основная доля внебюджетных средств приходится на крупные российские акционерные компании, такие как Газпром, Транснефть, РЖД.

 

За половину текущего года на территорию округа привлечено 417,4 млрд. рублей инвестиций. Это почти на 54% больше, чем в первом полугодии 2010 года. В том числе на реализацию действующих на территории округа 24 федеральных целевых программ было направлено 158,3 млрд.рублей.

 

Дальневосточными строителями введено жилья почти на 20% больше, чем в первом полугодии прошлого года.

 

Виктор Илин,

«Тихоокеанская звезда», № 182, 30.09.11

http://toz.khv.ru/newspaper/forum/verim_v_dalniy_vostok/

.