Зампрокурора Магаданской области Виктор Борисенко
Зампрокурора Магаданской области Виктор Борисенко

На Колыму после войны прибыло немало спецпоселенцев. В основном тех, кто служил в формированиях немецко-фашистских войск. Одни потом возвращались на довоенное место жительства, другие оставались на Колыме и выписывали семьи. Но прошлое из памяти не выкинешь. И даже на старости лет вряд ли кому-то из них пришла бы в голову мысль о реабилитации: они понимали, что изменникам Родины нет прощения. Однако такую  попытку за них сделали другие…

 

Общественные организации «Прибалтийское землячество Колыма-Балтия» и «Колыма-Славутич». Они обратились с запросами в УВД по Магаданской области, которое уполномочено заниматься реабилитацией лиц, высланных в административном порядке. И получили справки о реабилитации, восстанавливающие бывших власовцев в гражданских правах.

 

За предателей хлопотали

 

В ходе проверки, проведенной в конце прошлого года, прокуратура Магаданской области выявила ряд таких заключений и принесла протесты, однако облУВД их отклонило. С заявлениями о признании заключений о реабилитации незаконными прокуратура области обратилась  в суд.

 

Присяга Русской освободительной армии генерала Власова
Присяга Русской освободительной армии генерала Власова

После победы в Великой Отечественной войне пособники фашистов подвергались фильтрации (тщательной проверке), по результатам которой участвующие в боевых действиях против СССР были осуждены судебными органами к таким наказаниям как расстрел или лишение свободы сроком до 25 лет. Лица, которые служили в немецкой армии, но не принимали участия в боевых действиях, по решению несудебных органов были высланы в административном порядке на положении спецпоселенцев с обязанностью отработать на промпредприятиях не менее 6 лет.

 

Дела в отношении таких лиц, которых мы называем спецпоселенцами, и подверглись проверке. По мнению прокуратуры области, по 10-ти проверенным нами делам лица были реабилитированы незаконно, без достаточных на то оснований. Приведу несколько примеров.

 

Дело Щербины

 

В марте 1945 года ряды власовцев пополнил украинец Иван Степанович Щербина. Как следует из материалов архивного дела, в начале войны он был мобилизован в ряды Красной армии и воевал рядовым в 593-м стрелковом полку на Киевском направлении. 5 сентября 1941 года  попал в окружение и был пленен немецкими войсками. До марта 1942-го содержался в лагерях для военнопленных в городах Житомир и Ямполь, а затем был вывезен в Германию. До июня 1944 года трудился у Бауэра, а затем был зачислен в одну из немецких компаний, где занимался физическим трудом.

 

Победа советских войск была близка, на подступах к Берлину плясали фонтаны бомбовых взрывов, а он 15 марта 1945-го поступил на службу в РОА. Решение перейти на сторону врага было вполне осознанным - все же за плечами 37 лет. Написал заявление, принял воинскую присягу.

 

Щербина был зачислен в 9-й зенитный полк. В мае 1945-го в составе РОА сдался в плен американским войскам и до 24 февраля 1946 года находился в лагере для военнопленных в Платтлинге. Затем его вывезли в зону советских войск и поместили в проверочно-фильтрационный лагерь.

 

После всех необходимых проверочных мероприятий постановлением старшего оперуполномоченного отдела контрразведки Смерш группы советских оккупационных войск в Германии от 9 апреля 1946 года Шербина был репатриирован в СССР и направлен в  спецлагерь НКВД - Севвостлаг МВД СССР. А когда проверка закончилась, переведен на положение спецпоселенца, которое отбывал в Магаданской области с 30 ноября 1946-го по 6 февраля 1953 года.

 

Документального подтверждения наличия у Щербины оружия, а также участия в боевых действиях в архивном деле нет. Это и определило решение УВД по Магаданской области.

 

Областной суд отказал прокуратуре в удовлетворении заявления о признании реабилитации незаконной. Кассационное представление по делу И.С. Щербины и возложении на начальника УВД обязанности по отмене реабилитации прокуратура области направила в Верховный суд РФ.

 

Дела Сахно и Коренева

 

А в облсуд ушло кассационное представление на решение Магаданского городского суда в отношении Федора Ефимовича Сахно - еще одного изменника Родины, который также был реабилитирован УВД.

 

До 30 сентября 1942 года Сахно воевал в рядах Красной армии, но был ранен и попал в плен. Содержался в лагерях на территории Литвы, Восточной Пруссии и Польши. В сентябре 1944-го в числе 120 военнопленных немцы вывезли его в Хорватию, где он  был зачислен в 69-й кавалерийский батальон 1-й казачьей дивизии.

 

Как свидетельствуют многочисленные источники, комплектование коллаборационистских формирований немцы часто проводили примерно по такой схеме. В лагерь военнопленных прибывали вербовщики из представителей немецкого командования, белоэмигрантов, власовских эмиссаров и  выявляли лиц, которые не противились предложению вступить на службу в германскую армию. Из них и создавалось ядро будущих подразделений.

 

Коллаборационизм (от французского - сотрудничество) в юридической трактовке международного права - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах. Является преступлением против своего государства. В уголовном законодательстве большинства стран мира квалифицируется как государственная измена.

Ф.Е. Сахно добровольно поступил на службу во вражескую армию, ему выдали обмундирование, трофейную винтовку, боеприпасы,  выплачивали зарплату. Он служил в дивизионе, который принимал участие в боевых действиях против партизан. То есть являлся солдатом действующей вражеской для СССР армии…

 

Обращение с просьбой реабилитировать Афанасия Ильича Коренева поступило в УВД по Магаданской области от его детей из Омска. Как следует из заключения о реабилитации, он попал в плен к немцам 23 сентября 1941 года. В марте 1943 года был зачислен в 212-й артиллерийский полк немецкой армии ездовым, где и прослужил до конца войны. После репатриации в СССР и окончания проверки по постановлению начальника УМВД по СДС направлен на спецпоселение, которое отбывал на территории Магаданской области с 12 декабря 1946 года по 12 декабря 1952-го.

 

И в этих случаях Магаданский горсуд отказал прокуратуре в требовании о признании незаконным заключения о реабилитации.

 

Судом удовлетворено только одно подобное заявление прокуратуры области. Такое решение Магаданский облсуд вынес в отношении Дмитрия Евстафьевича Иорданиди. В мае 1944 года в Югославии он добровольно поступил на службу рядовым солдатом в 6-й Терский казачий полк немецкой армии, получил обмундирование, винтовку, питание и денежное содержание хорватскими деньгами. И, конечно же, воевал.

 

Судебные коллизии

 

Основанием для отклонения заявлений прокуратуры области послужил тот факт, что перешедшие на сторону врага лица в боях не участвовали, в связи с чем в их действиях не содержится состава преступления, а служить в немецкую армию пошли потому, что хотели сохранить жизнь. Возникает резонный вопрос: «А 27 миллионов советских граждан, погибших в годы войны, не хотели сохранить свою жизнь»?

 

Даже в концлагерях создавались подпольные группы сопротивления - в тяжелой неволе, в мучительных для человека условиях, в которых можно было сойти с ума, патриоты своей Родины вступали в борьбу с фашистами. А некоторые их соотечественники в это время клялись «… быть верными и беспрекословно повиноваться Вождю и Главнокомандующему всех освободительных армий Адольфу Гитлеру».

 

Такое противоправное деяние как государственная измена не утратила общественной опасности в современном гражданском обществе и отнесена к особо опасным преступлениям, предусмотренным гл.29 УК. Положения ч.1 ст. 4 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривают две категории лиц:

 

- осужденных судами,

 

- подвергнутых наказаниям по решению внесудебных органов.

 

При этом законодатель оговаривает, что и те, и другие не подлежат реабилитации, если имеются доказательства по их обвинению, в том числе - в измене Родине.

 

Такие доказательства есть. А вот нет в материалах дел доказательств того, что эти военнопленные были принудительно мобилизованы в немецкую армию и поставлены перед выбором между жизнью и смертью. Они поступили на службу добровольно, за деньги, ежемесячно получали зарплату и были солдатами действующей вражеской для СССР армии…

 

Реабилитировав их, УВД по Магаданской области тем самым обязало государство предоставить им льготы, предусмотренные Законом «О реабилитации жертв политических репрессий». Фактически милиция поставила их на одну ступень с теми гражданами, которые самоотверженно защищали нашу Родину. Стыдно оправдывать предателей и уравнивать их в правах с фронтовиками, которых мы бесконечно будем благодарить за их героизм, проявленный в годы войны, за свободу и независимость нашего государства.

 

Зампрокурора Магаданской области Виктор Борисенко,

«Хабаровский Экспресс», № 19.