В последней декаде декабря 2009 года по Пожарскому району поползли слухи о том, что, якобы глава районной администрации в одностороннем порядке прервал свои полномочия и неизвестно куда убыл, забыв про своих избирателей и свою команду. А накануне столь же досрочно скрылся в неизвестном направлении один из его заместителей.

 

Спокойная подготовка различных партий к осенним выборам 2010 года главы и депутатов законодательного собрания сменились срочной подготовкой их досрочного переизбрания. Закипели нешуточные страсти по кандидатурам. Всех относительно способных людей перебрали. Всех отмели. Одних за то, что любую рубашку тянут на свои «телеса», других за низкие моральные и деловые качества, третьих за полное отсутствие организаторских способностей. В растерянности развели мужики руками. Как быть?.. Что делать?..

 

В момент полного отчаяния политсовет «Единой России» выдвигает на главу района своего секретаря Соболева Ю.А. и отправляет протокол на согласование в Приморский региональный политсовет. Там, конечно же, ждали – насколько зрело периферия, наученная горьким опытом, решит свою кадровую проблему, но с ответом не торопились.

 

Тем временем районные лидеры КПРФ и ЛДПР на своих политсоветах и собраниях первичек рассмотрели предложенную единороссами кандидатуру и пришли к выводу, что лучшего кандидата, по тем самым качествам, по которым других отклоняли, в главы района, чем Ю.В. Соболев, в районе не найти. И подтвердили свои решения: выписками из протоколов.

 

В кои веки партии с различными политическими взглядами и платформами консолидировались по общему для всех жителей района вопросу. И вздохнули люди с облегчением!

 

Не успел народ порадоваться. Последовал звонок Королева Игоря Александровича – секретаря Приморского регионального политсовета – заговорила краевая партийная власть. А она (власть) устами этого «дяди» рекомендовала решение районных партийцев отменить и заменить утвержденную местным органом кандидатуру на ту, что рекомендует она (краевая партийная власть), якобы с подачи самого губернатора Приморья. Вроде как ему и делать больше нечего. Местные заупрямились, дескать:

 

– Шлите документ на основании чего, и по каким причинам снимаете кандидатуру Соболева, и вместо него предлагаете другую, раннее отклоненную в районе кандидатуру председателя думы Николая Ивановича Чайки. Нет, нет, человек он хороший и достойно украшает место главного районного законодателя, где за что ни возьмись, отвечать не приходится. Да и не можем мы этого сделать, поскольку согласно уставу партии решение политсовета может утвердить или отменить только районная партийная конференция.

 

И таких звонков было немало...

 

Без малого через месяц, а конкретно, утром 22 января 2010 года, Соболев написал заявление на самовыдвижение своей кандидатуры на должность главы районной администрации и зарегистрировал его в ТИКе. Вечером того же дня состоялась конференция, на которую приехал с кандидатурой Чайки Н.И. сам Сергей Михайлович Маминов – руководитель регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия».

 

Сергей Михайлович предупредил Соболева, что краевой исполком может, в случае противодействия его рекомендациям, отменить все решения местных партийных органов, в том числе и по формированию нового депутатского корпуса. А это коллективный и напряженный труд более десятка умных людей. Юрий Владимирович заявил о своем самоотводе в пользу Чайки, и только после того, как в списке на голосование осталась одна кандидатура, за Николая Ивановича проголосовало 27 делегатов из 41. Как выдвиженца от партии его зарегистрировала Территориальная Избирательная Комиссия (ТИК).

 

Остальные шесть кандидатов – самовыдвиженцы. Чтобы их зарегистрировала эта самая ТИК, каждый обязан собрать в ограниченное сроками время (в нашем случае с 23 января по 01 февраля 2010 года) не менее 250 голосов в поддержку своей кандидатуры. Как правильно оформлять подписные листы при сборе подписей, знают только работники избирательной комиссии да инструкции которые адресуются опять же только этим комиссиям.

 

Вот тут-то и начинается время бюрократического крючкотворства, и снять с регистрации любую кандидатуру проще пареной репы хоть по инициативе ТИК, хоть по требованию уже зарегистрированного кандидата, поскольку у него есть время и административный ресурс на проверку правильности оформления подписных листов другими кандидатами, хоть по требованию вышестоящих чиновников,

 

ТИК принимает от кандидатов подписные листы, и в течение 10 дней обязан или зарегистрировать человека кандидатом на должность, или отказать ему в регистрации, обосновав причину отказа. Соболев Ю.В. сдает свои листы 29 января 2010 года. Уже 05 февраля 2010 года ТИК выдает ему на руки «Итоговый протокол о проверке достоверности подписей», где указано, что только 23 из 275 подписей признаны недействительными, но почему-то тянет время с регистрацией его как кандидата.

 

07 февраля 2010 года тот же ТИК выдает ему второй итоговый протокол. Здесь уже все подписи считаются недействительными по той причине, что дата заверки подписного листа кандидатом не как в образце ___ 20__, а пропечатана следующим образом ___ 2010 год. На основании чего ТИК 09.02.2010 г. выносит решение об отказе ему в регистрации.

 

Напиши в рукопашную «десятый год», и придраться было бы не к чему? Или нашли бы?

 

И никого уже не интересует избиратель с его паспортными данными и пропиской. Его уже в упор не видят, его уже на первом этапе не уважают, не ценят, не видят. Какой тут избиратель, когда цифра 10 в 2010 году не от руки написана, а пропечатана, как будто в выборы 10 года могут каким-то образом влезть 2009 или 2011 годы?

 

Мало того, эта же избирательная комиссия регистрирует другого кандидата – Барчо Аслана Аскербеевича. В его подписных листах все без исключения данные лица, заверяющего подписи, были напечатаны, а не сделаны собственноручно, как того требует параграф 13 статьи 42 избирательного кодекса Приморского края.

 

Сам собою напрашивается вывод: или в территориальной избирательной комиссии работают безграмотные люди, что мало вероятно, или власть таким образом давит на ТИК и его руками вышибает из избирательной гонки достойных и принципиальных людей. Конечно, можно судиться, добиваясь достойного решения, но предвыборная кампания потому гонкой называется, что проводится в конкретные сроки несопастовимые со сроками рассмотрения исковых заявлений в судах.

 

Когда же кончится беспредел в предвыборных делах? И настанет ли у нас время, когда обыкновенного человека не за быдло будут держать, а станут ценить как полноправного гражданина своей страны?

 

Галина Борисенко, житель Пожарского района,

«Арсеньевские вести», № 7.