Депутат Госдумы Александр Васильев рассказал в Хабаровске о гарантиях на дорогу. Фото Елены Голуб
Депутат Госдумы Александр Васильев рассказал в Хабаровске о гарантиях на дорогу. Фото Елены Голуб
Поставить дороги на гарантию - такую передовую идею озвучил в Хабаровске самый молодой депутат Госдумы от Псковской области и фракции «Единая Россия» - 32-летний Александр Васильев. Он прибыл в минувшие выходные в краевую столицу из Владивостока, вместе с «Экспедицией 2014», организованной под эгидой Общероссийского народного фронта (ОНФ) и движения «Убитые дороги». Правда, его передовая идея оказалась не такой уж и новой. И нужной ли?
 
С востока на запад
 
Итак, маршрут столь представительной госэкспедиции ОНФ проложен по федеральным трассам от Владивостока до Крыма. Старт дан 13 июня в Приморье, а финиш в планах - 9 августа тоже в Приморье, только на другом конце страны, в Севастополе. В арсенале группы - демонстрация инновационной георадарной установки «КонДор» (контроль дорог), разработанной госкорпорацией «Росатом» - которая может на 3,5 м «просветить» дорогу.
 
Участники экспедиции обследуют состояние стратегической магистрали с востока на запад и доложат о ней президенту страны Владимиру Путину. Он, кстати, в августе 2010 года сам лично проехал на «Ладе-Калине» 2 тыс. км по участку новой дороги Р-297 (бывшая нумерация М58) «Амур» от Хабаровска до Читы, которую строят еще с 1978 года, и остался, в целом, доволен.
 
Но вот только, что теперь смогут доложить и предложить об этой и других дорогах Путину участники экспедиции - 14 человек, которые едут на трех корейских авто «Сан Йонги» соллеровской сборки (г. Владивосток), двух мотоциклах «Хонда» и единственном «УАЗе Патриоте»?
 
В ненормативном состоянии
 
В Хабаровске, где был организован «круглый стол» с журналистами, представителями ОНФ и участниками «Экспедиции 2014» - все в конец запутались. Почему в городе и крае так мало строят дорог и редко их ремонтируют? Куда, кому и сколько идет отчислений от транспортного налога? Что делают дорожные фонды? И какое влияние на дорожную отрасль могут оказывать депутаты различных уровней власти? Эти вопросы от журналистов остались без ответов.
 
Актив ОНФ: руководитель регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин, заместитель руководителя исполкома центрального штаба ОНФ Наталья Костенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Галина Кононенко и городской депутат Юрий Рошка (слева направо).
Актив ОНФ: руководитель регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин, заместитель руководителя исполкома центрального штаба ОНФ Наталья Костенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Галина Кононенко и городской депутат Юрий Рошка (слева направо).

 
Сказать толком о них не могли ни депутат городской думы Хабаровска Юрий Рошка, ни его коллега - депутат Госдумы, член комитета по транспорту Александр Васильев, ни другие эксперты. Зато главной была идея о гарантиях.
 
Именно идея гарантии, оформленная уже и в законопроект в Госдуме, по мнению депутата Васильева, должна спасти Россию от плохих дорог. Точнее, плохие дороги, будут переделываться за счет заказчика столько раз, пока они не станут хорошими. И таким образом, плохие дороги строить станет невыгодно.
 
- Мы проехали 760 километров от Владивостока до Хабаровска за 16 часов. Увидели, что ведется очень много строительных работ на трассе, - сказал депутат Госдумы Александр Васильев.
 
И продолжил: «По заверениям представителей Росавтодора, если в прошлом году на трассе А370 (М60) «Уссури» ремонтировалось только 17 км дороги, то сейчас - больше 100 км. При этом, 80% дороги - до сих пор находится в ненормативном состоянии...»
 
По словам депутата Васильева, по ходу движения, экспедиция занимается общественным мониторингом дорог. И самое главное - контролем за соблюдением гарантийных сроков после ремонта дорог, и за тем, как подрядчики выполняют гарантийные обязательства.
 
- Я запросил больше месяца назад список гарантийных участков дорог Хабаровска, мне их никто так и не предоставил. Мы не знаем, кто, где, какие дороги делает, - говорит он.
 
Рентген от коррупции
 
Здесь то депутат и рассказал, что с собой они везут георадарную установку «Росатома», которая «просвечивает» на 3,5 метра дорогу. С помощью нее можно увидеть толщину слоев на трассе и степень их уплотнения.
 
Прибором «КонДор» сотрудники ФГУП «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (Росдорнии) проведут детальную диагностику автомобильных дорог по маршруту следования «Экспедиции 2014».
 
Правда, чудо-инновационный прибор «КонДор» - это обычный рентгеновский аппарат с расшифровочным комплексом, и скорость исследования его дороги - 10 км/ч. Значит - включаться он будет только на небольших участках. И еще, прибор только проходит испытания, а его использование в автопробеге позволит лишь проверить установку на практике.
 
- Если руководитель региона скажет: «Да, прибор интересный, он мне позволяет узнать, сколько и где денег украли. Я заинтересован в таком», - то он готов в борьбе с коррупцией, - приводит пример депутат Александр Васильев.
 
По его словам, мэр Москвы Сергей Собянин уже купил таких шесть штук (цена каждой - 190 тыс. руб. - Авт.). В Хабаровске пока такой установки нет!
 
«А процент с продаж Народному фронту?» - возник вопрос из зала.
 
- Вообще, процент с продаж получают граждане Российской Федерации в натуральном виде, когда любое коррупционное дело раскрыто, чиновник ушел и деньги вернули в казну.  От этого выигрываем все мы, - не растерялся и ответил депутат Васильев. - А Народный фронт - это структура от людей.
 
- С помощью георадарной установки можно выявить коррупционные моменты при строительстве дорог, - дополняет депутата заместитель руководителя исполкома центрального штаба ОНФ, прибывшая из Москвы на встречу экспедиции в Хабаровск Наталья Костенко.
 
«Получается, мы боремся не с причинами, а со следствием? Ищем - кого поймать...», - еще одна колкая реплика от участников встречи.
 
- В качестве нашего эксперимент, мы должны системно решать проблемы. В частности, на законодательному уровне, чтобы обязать строителей дорог через четыре года - таков гарантийный срок, - если развалится дорога, отремонтировать ее за свой счет, - взяла инициативу ответа Наталья Костенко. - Кроме того, мы предлагаем публиковать акты выполненных работ и фамилий людей, принявших некачественные участки дорог. А еще мы должны узнать, в каком состоянии находится дорога, которую посетил президент страны в 2010 году.
 
Как объяснила Наталья Костенко, это дорога должна выполнять свою стратегическую функцию - обеспечить транспортный коридор и связь через Россию - Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой. А активисты движения «Убитые дороги» должны контролировать дороги. «Мы готовы в регионах создавать для этого даже филиалы», - заверила она.
 
Недостроенная, но «убитая»
 
«А что значит контролировать дороги? Вот дорога Хабаровск - Лидога - Ванино, которая строится уже 16 лет, она еще недостроенная, а уже «убитая». Вы туда, конечно, со своей установкой не заедете, но что нам делать?» - очередной вопрос представителям экспедиции.
 
И следом: «Прежде чем говорить об «убитых» дорогах, надо говорить об «убитых» предприятиях, об «убитых» отраслях, об «убитых» специалистах. В Хабаровском крае стоит на коленях «Крайдорпредприятие» - основной дорожный комплекс, который строит и ремонтирует дороги. Сегодня добивают это предприятие. Журналисты пишут, никакой реакции! Сегодня дороги строят мелкие подрядчики, деньги распылены. Никакой гарантии через четыре года эти фирмы не дадут, их просто через год уже не будет...»
 
«Если бы деньги от транспортного налога оставались в Хабаровске в том объеме, в котором он их заслуживает, то наверное, здесь бы тоже купили, как и Собянин, георадарную установку. Сейчас у региона нет полномочий оставить эти деньги у себя», - очередное мнение из зала.
 
- С налогов, с 1 рубля, в городе остается 20 копеек, - утверждает городской депутат, руководитель регионального исполкома ОНФ в Хабаровском крае Юрий Рошка. - А 80 копеек - куда?
 
- Я уже не первый раз это слышу именно от хабаровчан, что все решает Москва! - обратил внимание на необычную тенденцию у нас депутат Госдумы Александр Васильев, который кстати, в 2011 году уже бывал в Хабаровске, инициировав еще не в статусе депутата, а как активист движения «Убитые дороги Пскова» - автоэкспедицию от Владивостока до Калининграда. Тогда же, из Читы по видеомосту он рассказал о дорогах премьер-министру РФ Владимиру Путину, и был замечен властью, что позволило ему стать депутатом (он кстати, хоть и во фракции «Единой России», но избирался по квоте ОНФ).
 
И теперь, уже в статусе депутата, уточнил для хабаровчан, что «транспортный налог все же остается в регионе».
 
- Все решить в Москве невозможно, - убеждает Александр Васильев. - Что тогда будете делать вы?
 
«А что вам давно мешало принять закон о гарантийных обязательствах, как депутату Госдумы? Вы уже два года там работаете», - новая претензия от хабаровчан.
 
- Эта идея возникла только недавно, - поспешила ответить замруководителя исполкома центрального штаба ОНФ Наталья Костенко...
 
Чужая идея
 
Тот самый передовой законопроект за №212549-6, с длинным и нудным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» был внесен на рассмотрение в Госдуму еще год назад, 28 января 2013 года. Он как раз и предполагает гарантийные обязательства подрядчиков в отношении строительства и ремонта автомобильных дорог.
 
Однако уже известно, что правительство РФ этот законопроект не поддерживает. Получен на него и отрицательный отзыв.
 
Вот выдержки из документа: «Материалы к законопроекту не содержат обоснований установления конкретных гарантийных сроков на участки автомобильных дорог, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт которых закончены, а также на средства обустройства, искусственные сооружения и подходы к ним. ...Установление таких гарантийных сроков не соответствует 12-летнему межремонтному сроку эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, поэтапный переход к которому осуществляется в настоящее время...»
 
Более того, эти гарантийные обязательства (в пределах двух лет со дня передачи результата работы) прописаны давно в ст.724 Гражданского кодекса РФ под названием «Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы». На что также указывает в официальном отзыве на законопроект от правительства РФ за подписью заместителя председателя правительства РФ - руководитель аппарата правительства РФ Сергей Приходько.
 
Но оказывается и идея о гарантиях возникла даже не год назад. А раньше. И уж никак она не депутата Васильева.
 
Так, на радиостанции «Финам FM» (ныне, с 1 марта 2014 г. «Столица FM») еще 11 июля 2012 года с участием депутата Васильева, слушатель как раз и рассказывал о гарантийных обязательствах строителей дорог, приводя в пример Польшу. Кто не верит, может прослушать эту трансляцию в архиве радио.
 
И вот, через два года эту идею депутат преподносит чуть ли не как свою, новую, передовую, только что придуманную. И ОНФ, не разобравшись, тоже бросается ее активно лоббировать. Зачем так?
 
Помнится, депутат Александр Васильев был одним из инициаторов (вместе с Михаилом Сердюком от фракции «СР») и другого, шумевшего законопроекта №243636-6 об установлении на отдельные категории транспортных средств (пассажирские автобусы) контрольных устройств - алкозамков. Это такой прибор, не допускающий пуск двигателя автомобиля без предварительного прохождения проверки состояния водителя через алкотестер. Закончилось все пшиком.
 
Законопроект был отозван самими авторами через несколько месяцев, а по заключению правового управления Госдумы он «вызывал сомнения возможности установления административной ответственности для водителя», где «некорректно приравнивали управление транспортным средством неоснащенным контрольным устройством «алкозамком» - к управлению в состоянии опьянения».
 
...«Экспедиция 2014» уехала из Хабаровска в тот же день, 14 июня. А мы остались в недоумении: успеет ли депутат Госдумы Александр Васильев свой законопроект о гарантиях на строительство дорог довести до ума и принять до конца своих полномочий, к 2016 году?
 
И что еще надо нам принять за законы, чтобы качественно строились дороги? А может просто надо начать выполнять те из них, которые уже приняты. И не депутатам и журналистам икать виновных, а контролирующим и надзирающим органам. А то как известно, в России две беды, и тут главное, чтобы инициативу борьбы с бездорожьем не перехватили...
 
Константин Пронякин, Андрей Мирмович.
 
Комментарий
Александр Соколов, мэр Хабаровска:
 
- Налогов на содержание и развитие транспортной сети на этот год запланировано собрать 100 млн рублей. У нас разрешено транспортный налог отправлять в доход муниципального дорожного фонда.
 
На содержание дорожной сети Хабаровска требуется 3 млрд 800 млн рублей. В прошлом году мы получили кредиты, набрали по разным статьям около 400 млн! И на это пытаемся еще что-то сделать, чтобы было лучше, чем у других. Но мы же не может все время брать кредиты, чтобы самые узкие места закрывать.
 
С того объема налогов, который собирается в городе, остается менее 9%. А если говорить об основном налоге - налоге на зарплату - НДФЛ (налог на доходы физических лиц) или как его еще называют - подоходный налог, то он сегодня всеми законными актами, установлен в объеме 15%. Это та часть с отчислений налога на доходы физлиц, которая остается в муниципалитете. При этом гражданин сегодня требует, чтобы ему были созданы за эти 15% - достойные и комфортные условия для жизни в городе.
 
Представьте себе, из 50% отчислений с дохода НДФЛ (что у нас было раньше) - теперь на муниципальном уровне оставляют 15%.