12 июня сильным ливнем был размыт участок в 750 кв. м дороги от аэропорта Владивостока до острова Русский: поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл.
12 июня сильным ливнем был размыт участок в 750 кв. м дороги от аэропорта Владивостока до острова Русский: поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл.

Обрушение после ливня трассы во Владивостоке, по которой гости саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) осенью 2012 года должны будут проехать из аэропорта на остров Русский, обернулось всероссийским скандалом. Во Владивосток с инспекцией собирается премьер-министр Дмитрий Медведев, а следователи ищут виновных в ЧП.

 

В феврале 2012 года Кремль принял отставку губернатора Приморья Сергея Дарькина, обеспечив себе еще пять лет контроля над администрацией тихоокеанской окраины, куда Москва закачивает сотни миллиардов рублей из федерального бюджета. На вакантное место был назначен присланный из столицы для руководства местным университетом чиновник министерства образования Владимир Миклушевский. Именно ему придется принимать саммит АТЭС осенью 2012 года, ради которого Владивосток в буквальном смысле отстраивают заново.

 

Когда в 2007 году президент Владимир Путин предложил провести во Владивостоке саммит стран-участниц АТЭС, Дарькин обещал создать в Приморье мегаполис на 5 миллионов жителей. Планы губернатора пошли прахом, а вот подготовка к саммиту обошлась Москве в рекордные 20 миллиардов долларов. Щедрыми вливаниями федеральный центр не столько намеревался поразить высокопоставленных гостей, сколько улучшить инфраструктуру депрессивного российского форпоста на Дальнем Востоке.

 

Критики проекта не один год указывают на неэффективное вложение столь необходимых Владивостоку средств, а также на то, что проекты, подобные саммиту АТЭС, открывают возможность не столько для экономического подъема в одном из самых динамичных уголков планеты, сколько для коррупции. И основания так считать, безусловно, есть. Команду губернатора Приморья неоднократно обвиняли в казнокрадстве и неэффективности. Сразу же после отставки Дарькина, к примеру, под домашний арест отправился спикер думы Приморья, который дожидается окончания следствия по уголовному делу о мошенничестве. А в июне под подпиской о невыезде по подозрению в растрате 250 тысяч рублей оказались сразу четыре чиновника из мэрии Владивостока, включая вице-мэра.

 

Официальных заявлений о крупных хищениях в ходе подготовки к форуму АТЭС не было (в недавнем отчете местной прокуратуры говорится, что максимальный ущерб по делам в связи с саммитом АТЭС составляет 7,5 миллиона рублей), однако большой скандал вызвало заявление местной журналистки Марии Соловьенко, которая на пресс-конференции Путина в Кремле в 2007 году не только назвала президента «несравненным», но и заявила, что за средствами, еще даже не выделенными на благоустройство региона, уже выстроилась очередь из мошенников, казнокрадов и бандитов. И потребовала ввести в Приморье президентское правление. Но тогда Дарькин сохранил пост (аналог прямого правления в Приморье, впрочем, был введен в 2012 году), а вот расходы на саммит АТЭС увеличились в 6 раз по сравнению с изначально заявленной суммой.

 

Ну а в середине июня 2012 года во Владивостоке случилось ЧП. Местные СМИ сообщили, что шедший несколько дней дождь размыл грунт на откосе свежепостроенной автострады «Седанка - Патрокл» (проложена от нового аэропорта города к бухте Патрокл), после чего оползень накрыл несколько гаражей у подножия сопки. Всего был размыт участок в 750 квадратных метров дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но резонанс вышел нешуточный. Дело в том, что обрушившуюся трассу во Владивостоке называют «дорогой к саммиту АТЭС», так как именно по ней на остров Русский из аэропорта будут ехать участники саммита осенью 2012 года.

 

Губернатор Миклушевский попытался среагировать на ЧП оперативно. Чиновник распорядился закрыть на две недели разрушенный дождем участок трассы, заявив, что автомагистраль была открыта для движения в тестовом режиме и, соответственно, разрушенная часть дороги еще не принята в эксплуатацию. Он также пообещал найти виновных в обрушении подпорной стены, а администрации края срочно сообщила, что при проектировании этого участка «были допущены ошибки». Про уволенную команду губернатора Дарькина, отвечавшего за подготовку региона к саммиту и утверждение проекта автодороги, Миклушевский, в списке приоритетных задач которого есть и декриминализация местной экономики, предпочел не вспоминать.

 

С июля по сентябрь Приморье переживает сезон тайфунов, которые не раз вызывали наводнения, поэтому возможность подобного ЧП исключать не стоило. Но камни из габионов - проволочных сетей, которыми укрепляют склон сопки - посыпались на гаражи у дороги после обычного, хотя и продолжительного дождя. ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», которая также строит мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, обвинила в ЧП проектировщиков - хабаровский филиал ГипродорНИИ. Проектировщики, впрочем, заявили, что это строители не сделали водоотвод, который был предусмотрен изначально.

 

18 июня на скандал обратил внимание премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и потребовал наказать виновных в обвале участка новой трассы общей стоимостью 29 миллиардов рублей. По словам Медведева, случившееся - «большой вопрос к региональным властям, которые осуществляли контроль за всеми работами». Также премьер-министр потребовал в кратчайшие сроки восстановить трассу и компенсировать ущерб людям, имущество которых пострадало в результате инцидента. Расследование будет держать на контроле вице-премьер Игорь Шувалов, который в конце 2011 года лично открыл участок этой дороги.

 

Следственный комитет намерен в ближайшее время выяснить причины обрушения, в том числе «роль руководителей организаций и предприятий, занимавшихся проектированием и строительством дороги, а также должностных лиц, принимавших дорогу в эксплуатацию». Пока возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ («нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»). Премьер Медведев, впрочем, полагает, что уголовного преследования лиц, ответственных за разрушение трассы, недостаточно. По мнению главы правительства, необходимо взыскать со строителей упущенную выгоду, а также оштрафовать виновных так, чтобы те обанкротились. Впрочем, последнее маловероятно: ущерб от разрушения трассы едва превысил 1,7 миллиона рублей.

 

В результате всю трассу решено проверить на прочность, а на восстановление аварийного участка отведено две недели. Вице-губернатор Приморского края Владимир Балан также заявил, что власти компенсируют ущерб владельцам гаражей, а вице-премьер Шувалов рапортовал Медведеву, что движение по разрушенной трассе планируется запустить к 1 июля. Шувалов также попытался напомнить премьеру, что инцидент с дорогой - всего лишь капля дегтя в гигантской бочке меда. По его словам, все инфраструктурные объекты саммита АТЭС находятся в высокой степени готовности, за исключением злополучной дороги. К 1 июня власти, к примеру, намерены запустить в эксплуатацию новые мосты во Владивостоке (один из которых едва не сгорел в декабре 2011 года), без которых горожане задыхались в гигантских пробках.

 

В ближайшее время Дмитрий Медведев намерен посетить Владивосток, отремонтированный от и до, с инспекцией. И не исключено, что там его ждет целая обойма сюрпризов. Корреспондент BBC указывает, что в учебных корпусах Дальневосточного федерального университета, которые предполагается заселить студентами после саммита (в конце сентября) нет даже питьевой воды (привозят в канистрах), к некоторым корпусам на острове Русский не подведено отопление, а один из них и вовсе возведен на месте выхода грунтовых вод, из-за чего фундамент корпуса постоянно затапливает. Но в целом запланированное строительство в основном будет закончено в срок, а всякие недоработки от глаз премьера укроют предупредительные подчиненные, как ранее укрыли от визитеров местных проституток. Ну а в августе-сентябре синоптики обещают Владивостоку настоящие тайфуны.

 

Ключкин Антон,

«Лента.Ру», 19.06.12

Фото с сайта uralinform.ru

http://lenta.ru/articles/2012/06/19/roads/

.