За последние три месяца не было, наверное, другой темы, за исключением разве что коронавируса, к которой «Новая газета во Владивостоке» обращалась бы с такой частотой, как вопрос присвоения звания «Почетный гражданин города Владивостока». По большому счету, каждый год эта процедура становится предметом если не скандалов, то как минимум бурных споров. (Что уже, наверное, говорит о несовершенстве системы присвоения звания.) Однако на этот раз градус накала страстей оказался так высок, что, на наш взгляд, напрямую связан с известными политическими рисками.
 
На минувшей неделе, 4 июня (с нарушением всех мыслимых и немыслимых сроков, что повлекло за собой и последующие нарушения), прошло заседание «согласительной» комиссии, состоящей из трех депутатов гордумы, трех чиновников горадминистрации и трех представителей Совета почетных граждан города. В предельно динамичном режиме рассмотрев 11 представлений, комиссия единогласно одобрила две кандидатуры - председателя городского совета ветеранов Сергея Кондратенко и писателя (по совместительству тренера по боксу) Александра Ткачука.
 
Наблюдателей работы комиссии, а среди них был и ваш корреспондент, неприятно поразило абсолютное единодушие и полное отсутствие обсуждения кандидатур соискателей. Сложилось твердое ощущение, что в последнем не было никакой нужды; будто бы в зале сидели не живые люди со своими мнениями и взглядами, а абсолютно управляемые марионетки, голосующие исключительно по команде, причем за решение, принятое вдали от этого зала.
 
Несколько иллюстрирующих деталей. Обоих одобренных номинантов представляла замглавы администрации Владивостока госпожа Козерацкая. Тем самым демонстративно показав выбор мэрии. Но мэрия ли была источником принятия решения - вопрос открытый. Другой момент: говоря о Ткачуке, Козерацкая особо напомнила о его возрасте, подчеркнув, что важно успеть. Аргумент серьезный, но не для данного случая: на почетное звание уже далеко не первый год выдвигается кандидатура уважаемого Владимира Платоновича Легецкого, которому вообще-то 90. Но о нем мэрия, похоже, забыла.
 
И мы не говорим в данном случае о галлеристе и меценате Александре Ивановиче Городнем, которого на момент выдвижения поддержало рекордное (так - !) за всю историю присвоения звания количество общественных организаций.
 
Результаты действия комиссии вызвали оживленное обсуждение в локальных социальных сетях и пабликах. Однако настоящая буря разразилась во вторник, 9 июня. В этот день, пусть и в онлайн-режиме, заседал социальный комитет гордумы, через который - согласно Положению - проходят рекомендации «согласительной» комиссии прежде, чем в форме проекта постановления попасть в повестку заседания думы города.
 
Заседание транслировалось в YouTube, где его может найти всякий желающий. Чтобы читатель не тратил час времени на просмотр этого позора (оценочное суждение. - Ред.), изложим суть вкратце.
 
В комитете пять человек: трое представляют «Единую Россию» во главе с председателем комитета Людмилой Таран, двое - КПРФ.
 
Так и разделились голоса: три - за рекомендацию комиссии, два - против.
 
При этом само заседание прошло с многочисленными нарушениями, которые были старательно не замечены присутствовавшими представителями городской прокуратуры и юридической службы мэрии.
 
Ключевое, пожалуй, нарушение состоит в том, что, согласно действующему Положению, на комитете обсуждаются все выдвинутые кандидатуры, а не только одобренные комиссией.
 
Однако стараниями Таран и депутата-единоросса Станислава Примаченко обсуждение было свернуто.
 
Важно: депутат Примаченко, пытавшийся урезонить депутатов-коммунистов, в качестве аргумента-документа апеллировал к старой (то есть уже не действующей) формулировке положения.
 
Очевидно, что это может говорить только о двух вещах: или о полной профессионально-депутатской непригодности Примаченко (что очень плохо), либо о его прямой и умышленной лжи (что еще хуже). То же самое, очевидно, следует сказать и о юридической службе мэрии. Что касается прокуратуры города, то пока не ясно, какой будет ее реакция: во всяком случае, в ходе заседания представитель прокуратуры отмолчалась.
 
…Я старый человек и половину жизни провел в СССР, при власти коммунистической партии. Коммунистов откровенно не люблю и многих вещей им никогда не прощу. Но на заседании комитета думы по социальной политике именно коммунисты Надежда Телелюева и Евгений Ляшенко проявили принципиальность и способность прислушиваться к мнению горожан.
 
Их, естественно, а как же иначе, заткнули. Совершенно эпично в этот момент прозвучала фраза Людмила Таран: «У нас комитет начал превращаться в дискуссию». Грех не вспомнить другого почетного гражданина Владивостока (еще один позор городской думы) Бориса Грызлова, в свое время выдавшего чеканное: «Дума - не место для дискуссий». Читай: вам велели? голосуйте!..
 
В тот же день в социальных сетях началась настоящая буря. Вызвана она была двумя моментами: самой организацией процедуры выбора почетных граждан и кандидатурой Александра Ткачука (что касается глубокоуважаемого Сергея Константиновича Кондратенко, то его кандидатура вызвала, что неудивительно, массовое одобрение).
 
Процедуры мы уже выше вскользь коснулись, пора поговорить о писателя и боксере.
 
В Сети немедленно всплыли публикации о криминальных связях Ткачука времен девяностых. Впрочем, «связи» - не преступление, и никто и никогда ему этого не инкриминировал. А вот найти упоминание фамилии Ткачука в устоявших решениях арбитражных судов в контексте «…создания фиктивных АО с целью незаконной приватизации государственного имущества» - совсем нетрудно. Может быть, об это не знали ни «согласительная» комиссия, ни комитет по социальной политике гордумы, ни думская же юридическая служба? Но тогда грош им цена.
 
Если говорить о писательской деятельности соискателя, то думаю, что среди тех, кто старательно голосовал, не найдется ни одного человека, читавшего бульварные «бандитские» повести Ткачука (см. иллюстрации на этой полосе) и способного внятно пересказать хоть один сюжет.
 
Не убежден, что описанные с глубоким знанием дела нравы бандитского Владивостока девяностых являются «почетным» вкладом в отечественную культуру.
 
Что касается боксерско-тренерской стези номинанта, то дело это - возиться с мальчишками - безусловно благое. Другой вопрос, что таких тренеров (честь им и хвала!) во Владивостоке десятки, если не сотни. Однако, чтобы стать «Почетным», нужно выйти как минимум на уровень легендарного Виктора Сорванова, который воспитал целый ряд многократных чемпионов мира по самбо и совершенно заслуженно получил это звание в 2002 году, за десять лет до смерти. Боюсь, правда, что такое сравнение будет далеко не в пользу нынешнего кандидата.
 
…Как бы там ни было, окончательное решение пока что не принято. Оно, решение, за депутатами Думы города Владивостока, которые соберутся на свою очередную сессию через две недели, аккурат в первые дни голосования за (или против) поправки к Конституции.
 
Вещи, казалось бы, мало взаимосвязанные, однако, судя по настроению многих участников бурных дискуссий в социальных сетях, вполне могут оказаться звеньями одной цепочки.
 
Андрей Островский,
«Новая газета во Владивостоке», №546, 11.6.20
https://novayagazeta-vlad.ru/546/obshhestvo/ne-mesto-dlya-diskussij.html