В 2009 в Комсомольске обанкротилась вторая по величине библиотека ДК ЗЛК. Поскольку я писал о предстоящем юбилее города в край, мне разрешили забрать любые издания после 1924 года, так как дореволюционные город оставил себе.
 
Электричества во дворце часто не было по причине его переменного банкротства. И вот, когда я в темноте при свете маленького фонарика пытался читать корешки в главном книгохранилище 40-х годов, то как-то интуитивно нагнулся под старый, стеной стоящий посреди Зала Пограничника, дубовый шкаф.
 
Под шкафом глубоко внизу лежало что-то тяжелое, большое. Я по примеру Владивостока знал: такое убрано не зря. Поскольку такой же двухтомник Шекспира 1890 года комсомольчане мгновенно утащили при мне, я также машинально вытащил книгу-невидимку и вместе с другим старьем увез её под одобрительные рукоплескания дворца - меньше макулатуры.
 
Дома я наконец на эту книгу взглянул. Я сейчас пишу этот пост с правительственного учреждения, поэтому разместить все обработанные фото мы не сможем, не те программы визуализации. Но фото титула выставляю.
 
Книга называлась Каталог АМТОРГ 1937, издана была в НЬЮ-ЙОРКЕ нашими эмигрантами специально для сталинских стахановских пятилеток.
 
Тысяча мелованных страниц - реклама поставляемых в СССР американских товаров. На титуле стоял штамп: Завод номер 199,- на других книгах литера 199 совмещалась с АЗЛК. То есть при Сталине 199 был номер судостроительного.
 
Почему книга оказалась запиханной под шкаф? Может, чтобы никто не знал, что судостроительный в 30-х строился за счет... американского или другого импортного оборудования?
 
Я написал статью об этом в «Молодой дальневосточник», она была опубликована в 2013, но речь там шла о старом паровозе в депо Комсомольска.
 
Всем известно, что КнААПО и Амурсталь строились отчасти на западных технологиях. Возможно, что и АЗЛК. Наличие такого каталога много значит, - впрочем, не факт.
 
К сожалению, наши интенсивные контакты привели к тому, что я поменялся этим каталогом с моими хабаровчанами, они еще с кем-то, и летает где-то АМТОРГ сейчас по России.
 
Оказалось, в интернете очень элитные коллекционеры собирают эти каталоги, но они за 40-е. Возможно, у кого-то полное собрание, включая комсомольский, теперь украшает полку.
 
Так какую роль мог играть АМТОРГ в строящемся Комсомольске 30-х и в строительстве АЗЛК, - кто нибудь знает ответ на этот вопрос?