Михаил Курбанов (слева) получил из рук губернатора Вячеслава Шпорта (справа) почетный знак «Доброволец Хабаровского края», но его семье не удалось получить права на землю из рук главы Хабаровского района.
Михаил Курбанов (слева) получил из рук губернатора Вячеслава Шпорта (справа) почетный знак «Доброволец Хабаровского края», но его семье не удалось получить права на землю из рук главы Хабаровского района.
С самого рождения Михаил Курбанов живет на своей земле. В конце 80-х отец Михаила переехал из родного Хабаровска по направлению в село Георгиевка района имени Лазо, там и родился первенец. А в 1992-м, когда Миша пошёл в третий класс, вся семья вернулась назад в Хабаровск, в частный сектор на улицу Шелеста, где проживает и поныне.
 
- Сложно давалось решение по переезду в Хабаровск, если бы не развалился местный колхоз, то мы бы вряд ли уехали из родных мест, - с грустью вспоминает Михаил.
 
Здесь Курбановы решили реализовать свое огромное желание работать на земле, даже вопреки различным внешним «чиновничьим» барьерам, которыми пугали их скептики. В семье Курбановых Михаил - старший сын, и еще два брата.
 
Посулы чиновников
 
В июне 2011 года президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон №138-ФЗ «О предоставлении земельных участков многодетным семьям». Надо сказать, что на тот момент про этот закон только ленивый не говорил. У матери Галины Юрьевны Курбановой до сих пор хранится вырезка из газеты со статьёй тех лет с громким заголовком «Земля станет кормилицей».
 
Небольшое подворье семьи Курбановых в ту пору насчитывало несколько десятков голов птицы.
 
- В общем, мы сели, обсудили и решили, что нужно воспользоваться возможностью и по закону получить землю, тем более, это всегда было мечтой нашей семьи. Три брата и отец - уже четверо, а мама у нас всегда была идейным вдохновителем, - рассказывает Михаил.
 
Опыт у Курбановых к тому времени имелся, и вся семья, засучив рукава, включилась в долгожданный проект.
 
Первым делом после «домашнего собрания» Галина Курбанова пришла в администрацию Хабаровского района и зарегистрировалась в очереди на получение земли. Тогда перед ними числилась лишь одна многодетная семья на получение участка именно в Хабаровском районе. Курбановым присвоили порядковый номер в очереди - 1/2. Почти одновременно с этим Галина провела несколько результативных встреч на предмет сбыта будущей птицы. Курбановы уже заранее просчитывали, сколько птицы они будут сбывать и соответственно, сколько необходимо вырастить.
 
- Очень помог нам в этом действующий тогда депутат краевой Законодательной думы от Хабаровского района Дмитрий Розенков, он сразу же нашёл в Хабаровске несколько заведений общепита, готовых брать нашу птицу, - продолжает Михаил. - Средний брат уже к этому моменту отучился на тракториста и у семейства была договоренность о приобретении в рассрочку трактора, а младший брат был подростком, то есть, на подхвате.
 
Особенно вселяли в Курбановых оптимизм регулярные заверения районных властей об оказании всесторонней комплексной поддержки новым субъектам сельхозбизнеса, к коим новоиспеченные фермеры собирались себя причислять. Но, как выяснилось позже, эти обещания чиновников мало чего стоили, видимо, из-за смены глав района...
 
«Дело многодетных»
 
Надо сказать, старший сын Михаил довольно энергичный парень с активной жизненной позицией, входил в те времена в состав регионального штаба «Молодой гвардии» партии «Единая Россия». В период наводнения Михаил Курбанов возглавил отряд молодых волонтеров, безвозмездно помогавших пострадавшим от паводка людям. В конце 2013 года губернатор Вячеслав Шпорт даже наградил его почетным знаком «Доброволец Хабаровского края» и назвал «лучшим представителем молодежи нашего края».  
 
- Перед вами открыты все дороги, - говорил тогда глава региона юным спасателям на новогодних торжествах. - Мы надеемся, что вы найдете свое место в жизни Хабаровского края.
 
Трудолюбивые Курбановы верили этим словам губернатора и продолжали ждать получения заветных гектаров.
 
Минуло уже почти шесть лет с тех дней, их позиция в очереди приобрела порядковый номер 1/1. То есть, получилось, что по программе для многодетных семей землю дали всего одной семье перед ними!? Но, забегая вперед, заметим, что землю Курбановы до сих пор не получили, хотя в администрации Хабаровского района отчитались перед высоким начальством, что земля у них есть. Впрочем, все по порядку.
 
Только спустя три года (в 2014-м) после постановки семьи в очередь началось хоть какое-то «движение». Галине Курбановой пришло письмо, мол, зайдите в администрацию района для рассмотрения вопроса о выделении земельного участка. Женщина, понятно, обрадовалась, и, как на крыльях, примчалась в управу. Но там ее «малость» охолонила специалист земельного отдела, буквально с порога, нахамив многодетной матери, дескать, что вы тут делаете, я вас не вызывала, покиньте кабинет. Как говорится, дождались земельки. Законопослушной и тактичной Галине пришлось уйти не солоно хлебавши.
 
- Кстати, как я понял, это был чуть ли не единственный человек, которого не уволили после прихода на должность главы района Дениса Удода, - продолжает разговор Михаил Курбанов.
 
От Чаюка - к Чайке и обратно
 
В том же 2014-м году после неоднократных обращений семьи, на сей раз уже к губернатору, «дело многодетных» под личный контроль было поручено зампреду краевого правительства по соцвопросам Владимиру Чаюку, потом перешло к «земельному» министру региона Юрию Чайке.
 
За это время Курбановым один раз показали участок земли, но он им не подошел из-за отсутствия мало-мальской инфраструктуры, в основном это касалось элементарного подъезда к участку.
 
А семья трудилась все лето и была убеждена, что подходящую землю все же они получат. К осени 2014-го у Курбановых было около 1000 голов птицы и всё это хозяйство размещалось на девяти сотках, с учетом дома и построек. Естественно, ни о каких посадках для выращивания кормов с таким поголовьем и на такой площади не могло быть и речи.
 
- Мы хотели заняться птицеводством, - припоминает Галина Курбанова. – Насколько нам было известно, на Дальнем Востоке практически никто не занимался племенным разведением гусей, уток и тем более, индеек. Уже договаривались со знакомыми о приобретении инкубаторного оборудования.
 
Однако земли все еще не было. Большую часть живности пришлось пустить под нож, чтобы она не передохла с голода.
 
Слезы наворачиваются от умиления при виде племенных гусей хозяйства Курбановых в детском «лягушатнике». Куриная семья. Фото Михаила Курбанова.
Слезы наворачиваются от умиления при виде племенных гусей хозяйства Курбановых в детском «лягушатнике». Куриная семья. Фото Михаила Курбанова.

 
Куриная семья. Фото Михаила Курбанова.
Куриная семья. Фото Михаила Курбанова.

 
Пришел 2015-й год. Землю в администрации все также обещают. Курбановы пытаются вновь выращивать птицу на своем клочке земли в надежде на грядущие кормовые гектары. Та же процедура, и осенью опять все пускается под нож.
 
Курбановы на сей раз уже ждали весны 2016 года. Ведь когда-то земельный вопрос должен сдвинуться с мертвой точки? Хотя надежды семьи на заветный участок почему-то таяли, как весенний снег. В таких условиях дальше работать становилось невозможно, для семьи эта деятельность становилась убыточной и бесперспективной.
 
Два билета на одно место
 
В марте 2016 года мечта Галины Юрьевны и ее семьи, как тогда казалось, начала сбываться. Администрация Хабаровского района передала Курбановым 8 гектаров вблизи села Новотроицкое. Рядом для будущей птицефермы имелись дорога, река, линия электропередачи.
 
- На этом участке я за свой счет провела межевание, установила границы. Распланировала, где мы дом построим для себя и для птицы, где посеем кукурузу, пшеницу на корма. Но, увы, все эти надежды оказались тщетными, - с грустью рассказывает Галина Курбанова.
 
В мае женщина получила уведомление от регионального управления Росреестра, в котором сообщалось о приостановке государственной регистрации прав на арендованный участок. Как выяснилось, он уже был ранее оформлен на другого гражданина. Семья испытала настоящий шок, поскольку Михаил уже оформил на себя крестьянско-фермерское хозяйство, что требовалось для получения земли. И на новоиспеченное юридическое лицо тут же начались начисления налогов и социальных платежей.
 
При этом оказалось, что собственник «курбановского» участка проживает в центре Хабаровска, не зарегистрирован ни в качестве КФК, ни в качестве ИП, то есть, к сельскому хозяйству не имеет никакого отношения.
 
- У нас на руках были документы, подписанные главой администрации Хабаровского района Денисом Удодом, подтверждающие наше право на участок, а тот такой «сюрприз», - возмущается Михаил Курбанов.
 
Как нередко бывает среди чиновничества, к такому развитию событий уже был заготовлен безапелляционный аргумент, дескать, виновата не администрация района, а конкретный специалист, и он де уже уволен.
 
«Должностным лицом администрации была допущена функциональная ошибка, нарушены должностная инструкция и Земельный кодекс РФ, - сообщил ошарашенным птицеводам председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Эдуард Кононов. - В настоящее время это должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Администрация ведет активное содействие по предоставлению земельного участка многодетной матери».
 
Стоит спросить руководство района, а разве оно не отвечает за действия своих подчиненных? По версии семьи Курбановых, скорее всего, уволенного специалиста просто сделали крайним, дабы уберечь от ответственности за бюрократическую волокиту первое лицо.
 
«Реальная» помощь из Интернета
 
Курбановы после этого попробовали обратиться с жалобой уже не к краевым чиновникам, а к региональному уполномоченному по правам человека Юрию Березуцкому. Но у омбудсмена письмо фермеров вроде как «потерялось». Он даже не счел нужным просто ответить людям. Видно, выборами в Госдуму занимался «правозащитник»?. Направились Курбановы в ведомство повыше - Минвостокразвития, обратились также в несколько хабаровских СМИ. Кто только не рассказывал об их «хождениях по мукам», начиная с влиятельных информационных агентств, главной региональной газеты, и заканчивая краевыми телеканалами. Это лишь формально «помогло».
 
Курбановым позвонил первый заместитель главы Хабаровского района, бывший краевой министр сельского хозяйства Александр Яц, отвечающий нынче за агровопросы в бюрократическом муниципалитете.
 
Галина приехала к Александру Петровичу. Тот посоветовал ей зайти в какой-то кабинет, где, дескать, расскажут о поддержке сельхозпроизводителей. Женщина в свою очередь деликатно заметила экс-министру, что поддержка семье не нужна, землю бы дали наконец. Но чиновник ее уговорил не отказываться.
 
А в том кабинете Курбановой попросту выдали на руки огромную кипу распечатанных из Интернета документов о сельскохозяйственных программах - эта, видимо, и была «реальная помощь» будущим фермерам с точки зрения чиновников Хабаровского района?
 
По словам Михаила, после попыток чиновников исключить Курбановых из очереди на землю, их хотели, действительно, поставить в очередь уже заново, за всеми остальными.
 
- Теперь всеми этими бумагами с ответами и программами нам осталось лишь оклеить свой сарайчик для птицы, - сетует Галина. – Потому что поучаствовать хотя бы в одной из этих сельхозпрограмм мы не можем, на это надо, как минимум иметь участок земли.
 
Как припомнила Галина Курбанова, сотрудники администрации района все же сами вызвались отвезти ее на служебной машине в окрестности села Заозерное, где имелись свободные земли. Однако по пути чиновный внедорожник чуть не утонул в грязи, получил серьезные повреждения. Браться за освоение участка без коммуникаций Курбановы не рискнули. От второго предложения экстремальной поездки в Заозерное по крутому бездорожью Галина вежливо отказалась, поскольку видела своими глазами как там один трактор вытаскивал из грязи другой. На кой ляд в этих нехоженных и неезженных местах открывать птичью ферму?
 
Свободные участки отсутствуют?
 
Между тем, районные чиновники быстренько отчитались министерству по развитию Дальнего Востока о том, что гражданка Курбанова землю получила.
 
Соответственно Минвостокразвития ответило и Курбановым, что коль участок у них имеется, то их из очереди на землю исключают. Против такой чиновной «логики» у семьи остается лишь один законный путь - встать в очередь заново и опять начать «хождение по мукам».
 
- К кому мне сейчас идти, коль все уровни власти пройдены? – задается вопросом Галина Курбанова. – Ну не к Путину же, в самом деле?
 
А тем временем краевое министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики уже, по сути, хоронило планы многодетной семьи заняться фермерством на пригодных землях в Хабаровском крае. «Свободные от прав третьих лиц земельные участки отсутствуют», - цитирует ответ профильного министерства Михаил Курбанов.
 
При этом долги зарегистрированного крестьянско-фермерского хозяйства, так и не начавшего работать и не получившего землю, уже превышают несколько сотен тысяч рублей.
 
- После пятилетних мытарств у нас сложилось впечатление, что в Хабаровском «сельском» районе земли сельхозназначения попросту нет, или она тихой сапой передана каким-то «своим» людям под элитные коттеджи, - возмущаются чуть ли не единогласно взрослые члены работящей семьи Курбановых. - А если и есть какие свободные участки, то они почему-то до сих пор не прошли процедуру межевания и не попали на кадастровый учет? Тогда спрашивается, а для чего в районной управе существует целый земельный отдел?
 
Михаил вспоминает, что когда был мальчишкой, то с дедом частенько ездил в Приморье. В те годы вдоль федеральной трассы на территории Хабаровского района тысячами гектаров тянулись ухоженные поля. А теперь молодой человек вместо плодородной нивы с болью в сердце оглядывает огромные пустыри, заросшие деревьями и кустарником.
 
Поставщик, кормилец – он же инвестор
 
Краевые масс-медиа не раз сообщали, что с земельными проблемами в Хабаровском районе помимо начинающих фермеров сталкиваются и те, кто давно и прочно зарекомендовал себя на земле-матушке. Так, российский гражданин азербайджанского происхождения Физули Алигусейнов недалеко от села Матвеевка больше десятка лет выращивает коров, коз, овец и лошадей. И его баранина пользуется у хабаровчан приличным спросом. Однако местные чиновники не так давно неожиданно для фермера разорвали договор аренды в одностороннем порядке.
 
После долгих бюрократических процедур и бумажной волокиты животновод Алигусейнов добился-таки возобновления арендных отношений с районом, но, к сожалению, только на три года. И убедительных гарантий, что его вдруг не попросят завтра освободить занимаемый участок, сейчас никто не дает.
 
Ну а семья Курбановых, судя по всему, нынче устала от чиновной бюрократии, бездушия и, наконец, безысходности. Старший сын Михаил уже для себя решил, что не будет заниматься сельским хозяйством на территории Хабаровского края, и вообще не видит себя фермером в нашем регионе. Сейчас он ищет для основания семейного хозяйства землю в Приморье, где нашлись достойные варианты и - без проволочек.
 
Кстати, когда-то прадед Михаила Курбанова по материнской линии Петр Ковалев поднимал именно в Приморском крае сельское хозяйство, имел правительственные награды. Петр Яковлевич был директором колхоза, председателем разных сельсоветов. И в нескольких районах Приморья в память о его заслугах установлены мемориальные доски. В последние годы существования СССР Петр Ковалев разработал уникальную и эффективную систему выпаса и откормки свиней. И вскоре эту программу, как ни странно, приняла на вооружение холодная Якутия, которая нынче отличается от других дальневосточных территорий довольно высокими показателями в развитии аграрной сферы и того же фермерства.
 
- Достаточно напомнить тем же районным чиновникам слова президента Владимира Путина, сказанные на недавнем форуме Общероссийского народного фронта, о том, что сегодня доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции почти сравнялись с доходами от экспортной продажи вооружений, - прокомментировал ситуацию для портала «Дебри-ДВ» глава хабаровского краевого отделения ОНФ Сергей Мазунин. - Но в нашем крае мы пока такого, к сожалению, не видим. А ведь те, кто производит нынче боевые самолеты и подводные лодки должны питаться, желательно нашей местной продукцией. В ином случае руководство территорией должно признаться и себе и людям в том, что развивать сельское хозяйство оно не будет и полностью перейдет на поставки продукции из других регионов и государств.
 
Почему-то до руководства Хабаровского района, который раньше именовался сельским, аграрные посылы главы государства пока, видимо, не дошли?
 
К тому же очевидно, что тот же фермер, работающий на своей земле, не просто поставщик местной продукции, так скажем, кормилец, но и инвестор, в том числе и инвестор дырявого бюджета, что районного, что краевого.
 
Андрей Мирмович, Хабаровск.
* * *
 
Кстати
 
Когда готовился этот материал, в Хабаровске вице-премьер российского правительства, дальневосточный полпред президента Юрий Трутнев провел совещание по вопросам реализации федерального закона о «дальневосточном гектаре».
 
По словам полпреда, Хабаровский край занимает «неплохие позиции» по числу зарегистрированных участков и доле отклоненных заявок, лидерами же по количеству заявлений на Дальнем Востоке остаются Якутия, Приморье и Сахалин.
 
- Отклонение заявок - одна из основных проблем в реализации всего проекта. Она связана с тем, что многие участки, уже находящиеся в собственности, не поставлены на кадастровый учет. Только в Хабаровском крае таких земель около 200 тысяч, - сказал Трутнев.
 
Присутствующий на совещании зампред краевого правительства по инвестиционной, территориальной и промышленной политике Юрий Чайка отметил, что в основном граждане берут участки для сельскохозяйственного производства, ведения дачного и личного подсобного хозяйства.
 
О том, как совмещаются и пересекаются в нашем крае федеральные законы «о дальневосточном гектаре» и, к примеру, «о предоставлении земельных участков многодетным семьям», а также другие нормативные акты, направленные на развитие фермерства и сельского хозяйства, на совещании, похоже, не говорили? А не мешало бы всерьез обсудить эту тему отдельно, пригласив для отчета глав муниципальных образований и поселений региона.