Первые первопроходцы по Амурскому льду бьют колею через реку, не дожидаясь открытия официальной переправы и рискуя своими жизнями.
Первые первопроходцы по Амурскому льду бьют колею через реку, не дожидаясь открытия официальной переправы и рискуя своими жизнями.
Толщина льда у Амурска, по данным гидрологов, колеблется сегодня от 100 до 200 миллиметров. На контроле власти каждый новый сантиметр речного панциря. «Данный показатель позволяет уже начать подготовку зимника, от которого зависит жизнеобеспечение более 2 тысяч жителей правобережья», - сообщил собкору регионального СМИ глава Амурского муниципального района Иван Масько в первые дни зимы.
 
Дорого? Зато легально!
 
- К 10 декабря специалисты местного предприятия, выигравшего соответствующий тендер, обеспечат, прежде всего, все необходимые подготовительные мероприятия для строительства полноценной зимней трассы, - заверяет Иван Масько. - Приложим все силы, чтобы население нескольких деревень, входящих в состав сельского поселения Вознесенское, уже к Новому году наладило официальное сообщение с городом.
 
Глава района, подтвердив факт бюджетного финансирования зимника в размере 1 800 000 рублей, напомнил, что в крае именно эта трасса через Амур была впервые оборудована в полном соответствии с нормативами ГИБДД. Но открыть ее прошлой зимой, судя по дебатам районных депутатов, не позволили нововведения федеральных законодателей и дефицит средств в муниципальной казне.
 
Ещё несколько лет назад бюджет района расходовал на строительство и техническое обслуживание 17-километрового зимника чуть более 100 000 рублей. За 3 года цена переправы, оборудованной по новым правилам, выросла …в 18 раз. Такова нынче стоимость строительства, плюс обслуживание 2-полосного движения с целым рядом дорожных знаков, береговых КПП со шлагбаумами, палаток обогрева. Только лихие шофера одними разрешениями толщину льда не меряют. Тем более, еще пятилетку назад этого пути официально вообще не существовало, даже в проекте.
 
Говорить в то время о какой-либо гарантированной безопасности людей, пробивающихся на противоположный берег, не приходилось. Спасатели вспоминают: «Оттепель превращала несанкционированную переправу в смертельно опасную ловушку на подъезде к Амурску, где идет сброс горячей воды с ТЭЦ». Запрещающий знак не останавливал коммерсантов и таксистов, снующих с берега на берег вплоть до самого ледохода, а районное ГИБДД даже предлагало залить водой съезд на Амур, превратив его в непреодолимый ледяной горб.
 
Легализация зимника не один год обсуждалась районной властью. Но тарифы на услугу не соизмерялись с бюджетом. Бизнесмены заявляли о намерениях самостоятельно обслуживать торговый путь по льду. Однако население опасалось, что частная «дорога жизни» превратится в «платный шлагбаум». К тому же в перечне видов деятельности, предусмотренных уставом фирмы-инициатора, не оказалось прав «переправщика».
 
Позапрошлой зимой власть все же сумела обустроить социально значимую дистанцию за казенный счет. Именно тогда тысячи жителей правобережной периферии ощутили гарантии собственной безопасности и значительное улучшение снабжения товарами. Но главное, что жители нескольких сел получили возможность быстро добираться в районный центр на своих малолитражках.
 
Экскурс по «дороге жизни»
 
- Жители Амурска сегодня не менее вознесеновцев заинтересованы в безотлагательном оборудовании и техническом обслуживании официальной 20-километровой трассы с декабря по март, - констатирует 60-летний заведующий отделением центральной районной больницы (ЦРБ) Валерий Парыгин. - Благодаря зимнику амурчане едут в Хабаровск, не теряя мучительных часов по объездной трассе, при этом экономя сотни рублей, сокращая путь до краевой столицы и обратно на 300 с лишним километров.
 
Причем главный патологоанатом района отмечает: «На моей памяти не было трагедий, чтобы именно на зимней дистанции Амурск - Вознесенское легковые машины с людьми уходили под лед». Зато по словам работников станции скорой медпомощи ЦРБ, жизнь экстренных пациентов с районного правобережья зачастую зависит от легализации переправы через Амур.
 
Отсутствие прямого сообщения через реку не раз вынуждало медиков Вознесенского преодолевать более 70 километров до поселка Селихино в Комсомольском районе, где их встречала подоспевшая неотложка из Амурска. Через час, как минимум, удавалось доставить тяжелобольного в городскую реанимацию.
 
Зимние ЧП в Вознесенском и окрестных населенных пунктах (Усть-Гур, Диппы и Рыббаза), увы, не редкость. По «дикому» участку ледяного пути, который на свой страх и риск ежегодно пробивали автомобилисты и даже пешеходы, проводились масштабные розыски заблудившихся в торосах путников и специальное патрулирование поисково-спасательного отряда. Циклоны не раз обрывали местную ЛЭП, останавливали деревенскую котельную, погружали прибрежные улицы во тьму. Бригаде ремонтников из Амурска оперативно прибыть на место аварий без зимника не удавалось.
 
- Мы благодарны органам власти за то, что в непростых экономических условиях под занавес 2016 года сделали все для безотлагательного строительства переправы, - делегирует признательность односельчан Анатолий Ван, пенсионер с немалым опытом депутатской и общественной работы. - Находясь по прямой всего лишь в 12 километрах от Амурска, мы не случайно называем этот путь дорогой жизни.
 
- И дело не только в помощи, которую вознесеновцы порою слишком долго ждут «по большому кругу» от экстренных служб из Амурска, - поддерживает беседу с журналистом сотрудник сельского подразделения краевой противопожарной службы Александр Лихолетов. - Среди двух тысяч моих земляков несколько сотен владеют личными авто. Они в любом случае, как показывает опыт последних десятилетий, будут к концу декабря бить колею по замерзшей реке.
 
350 делим на 10…
 
Вознесеновцы, как убедился репортер, вслед за восстановлением ледовой переправы, намерены добиваться от районной власти асфальтирования 15-ти километров подъездной дороги от основной трассы Комсомольск-Хабаровск до Вознесенского. Ведь часть пути между селом и шоссе сельчанам приходится преодолевать по разбитой грунтовке.
 
- Уже не один автомобиль пострадал на нашей «стиральной доске», - сетуют в разговоре с журналистом сельские водители иномарок Игорь и Иван, доставившие к нанайскому прилавку у обочины федеральной трассы свежевыловленных карасей. - Очередным гравийным отсыпанием здесь уже не обойтись. Добраться к нам, как видите, шибко нелегко. Ходовая джипов не выдерживает, однако.
 
- Большинство сельчан, добираясь в районный центр и обратно на общественном транспорте, вынуждены преодолевать за день 350 километров с учетом грунтовки, - отмечает 76-летний старожил села Наталья Михайловна Чида, известная прессе как основатель первой национальной родовой общины в Хабаровском крае. - В салоне пазика старики, дети, беременные женщины оставляли здоровье. Теперь им, слава богу, не придется всю зиму курсировать в Амурск и обратно автобусом, который едет только в одну сторону более 3 часов.
 
Тем временем местная компания с достаточным опытом дорожно-строительных работ и собственным парком спецтехники, выиграв конкурс на строительство зимней трасы, гарантирует результат без оглядки на форс-мажоры. К середине декабря подрядная организация, как информирует собкора газеты «Приамурские ведомости» глава района Иван Масько, начнет активную стадию работ.
 
Не исключено, что уже к будущим выходным на лед спустятся легкие грейдеры для расчистки будущей переправы от многочисленных торосов. Некоторые дистанции зимника на речных косах и крутых берегах потребуют участия надзорных органов. Но прощаясь с журналистом, вознесеновцы и амурчане заверили: «Если надо, мы не поленимся и песок в багажниках грузовичков подвезти на скользкие подъемы, а в пургу готовы браться за лопаты, помогая расчищать дорогу жизни всем миром».
 
Юрий Ковалев,
фото автора.