Летчик Александр Светогоров
Летчик Александр Светогоров
Облик пассажиров и экипажа разбившихся в 1935 году на самолете «Савоя C.55X» на востоке Хабаровского края попытаются восстановить по методу портретной реконструкции Герасимова.
 
Сейчас все костные останки (193 ед., в том числе и черепа), изъятые в п. Лазарев Николаевского района доставлены в Хабаровск. В КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» назначена первая судебно-медицинская экспертиза.
 
На месте крушения самолета с 28 сентября по 5 октября с.г. работала бригада следователей и экспертов-криминалистов Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольский отдел на транспорте), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).
 
Это была завершающая экспедиция, которая призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, но и после всех экспертиз, в том числе судебно-медицинской генетической идентификации, захоронить пассажиров и экипаж в братской могиле в Хабаровске. Их останки все эти годы лежали на земле на месте аварии на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, набредших на самолет, несколько лет назад была прихоронена на краю местного кладбища в п. Лазарев. Сейчас все останки собраны у экспертов.
 
Пролетел на север
 
Пассажирский гидросамолет (катамаран) «Савоя C.55X» (борт № СССР Л-840) 26 июня 1935 года вылетел по маршруту Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) - Хабаровск. На борту было 9 пассажиров, включая ребенка и 3 члена экипажа - всего 12 человек. Полетное время в пути - 5 ч. 20 мин., протяженность - 1200 км (через п. Де-Кастри).
 
С Сахалина борт взлетел 26 июня 1935 года в 10 ч. 40 мин. Больше его никто не видел. Сейчас можно понять, что разбился самолет примерно через час полета, ориентировочно после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., должен был выйти на связь через 1 ч. 10 мин.).
 
Маршрут гидросамолета лежал от Александровск-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, выйти на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск, по правой стороне.
 
Однако, из-за тумана, командир корабля, прославленный летчик, спасатель челюскинцев, Александр Светогоров ворота материка почему-то пролетел. Он взял курс на север, и пролетев еще 50 км, оказался за п. Лазарев, в районе р. Тыми.
 
Схема полета Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Схема полета Светогорова

 
Схема (увеличена) полета Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Схема (увеличена) полета Светогорова

 
По одной из версии, именно по этой реке, он намеревался выйти на Амур, однако не учел, что все реки в этом районе текут в другую сторону - в Татарский пролив (за перевалом, на границе Ульчского и Николаевского районов все реки текут наоборот от Татарского пролива в Амур), и таким образом, ориентируясь по реке, зашел по ней в каменную ловушку из гор - в верховья Чертова хребта.
 
На небольшой высоте самолет задел макушку лиственницы, оторвал одну лодку, потом машину резко повернуло против оси и следующий удар уже пришелся по кабине пилота (нами найдена рулевая колонка, которая переломилась пополам, штурвалы в виде рулей обломаны по кругу). При таких ударах, вряд ли кто выжил...
 
В эту лиственницу врезался самолет (нажмите, чтобы увеличить)
В эту лиственницу врезался самолет

 
Общая картина места катастрофы (нажмите, чтобы увеличить)
Общая картина места катастрофы

 
Запуск двигателей - тумблеры (нажмите, чтобы увеличить)
Запуск двигателей - тумблеры

 
Рулевая колонка (нажмите, чтобы увеличить)
Рулевая колонка

 
Разбитая лодка от самолета (нажмите, чтобы увеличить)
Разбитая лодка от самолета

 
Лодка самолета (нажмите, чтобы увеличить)
Лодка самолета

 
Кабина самолета - фонарь (нажмите, чтобы увеличить)
Кабина самолета - фонарь

 
Все что осталось от крыла (нажмите, чтобы увеличить)
Все что осталось от крыла

 
Обувь пассажиров (нажмите, чтобы увеличить)
Обувь пассажиров

 
Разбитые приборы (нажмите, чтобы увеличить)
Разбитые приборы

 
Ручка радиостанции и иллюминатор (нажмите, чтобы увеличить)
Ручка радиостанции и иллюминатор

 
Итальянский прибор (нажмите, чтобы увеличить)
Итальянский прибор

 
Части самолета (нажмите, чтобы увеличить)
Части самолета

 
Части самолета (нажмите, чтобы увеличить)
Части самолета

 
Поиски Светогорова
 
Вот что передавал ТАСС 3 июля 1935 года: «Потерялся самолет под управлением пилота Свя[е]тогорова. Гидросамолет «Л-840» под управлением пилота Свя[е]тогорова, вылетевший 26 июня из Александровска на Сахалине в Хабаровск, до сего времени не прибыл к месту назначения. На борту самолета кроме пилота, борт-механика, радиста, 8 пассажиров. 26 июня в 11 часов 30 минут радист аэропорта Нижне-Тамбовска принял радиотелеграмму от Свя[е]тогорова «Лечу в тумане, потерял ориентировку, сообщите погоду». Сводка о погоде была передана Свя[е]тогорову. Больше от него радиотелеграмм не поступило. В день вылета из Александровска погода была пасмурная, но летная. В поиски Свя[е]тогорова послали 4 самолета. Оповещены пароходы, находящиеся в Татарской проливе».
 
И вот сообщение ТАСС через неделю, 11 июля 1935 года: «На поиски самолета Свя[е]тогорова. Поиски самолета Свя[е]тогорова продолжаются всеми средствами. Пока местонахождение его не обнаружено. Пилот Мазурук, начальник политотдела управления гражданского воздушного флота Остапенко, вылетевшие для проверки сообщения, будто бы самолет Свя[е]тогорова замечен направившимися в долину реки Медвежьей, вернулись обратно. Признаки самолета не обнаружены. 7-го июля утром Мазурук и Остапенко снова вылетели в поиски».
 
Ранее, 1 июля 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №107) была образована комиссия по розыску самолета в составе: Остапенко, Лапина и Западного (Кессельман) - начальник УНКВД по Хабаровской области.
 
На разбившийся самолет «Савоя C.55X» набрели охотники. Он упал в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда это было нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области, где областной центр - г. Николаевск-на-Амуре Дальневосточного края), на горе Медвежьей Чертова хребта, в верховьях р. Тыми.
 
Уже 31 августа 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №121) было сделано Заключение комиссии дальневосточного краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота (в составе комиссии: Барминский - особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский - крайком комсомола, Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии).
 
В частности, в главе VIII «Катастрофа Светогорова» заключения указано, что причиной стала «нелетная погода». Там же написано, что Светогоров в дни перед катастрофой был явно перегружен, совершил с 24 июня несколько перелетов с Сахалина в Хабаровск и обратно, сидел на трассе на вынужденных посадках. В июне 1935 года за 15 дней налетал 75 часов, выполнив всю месячную норму.
 
26 июня 1935 года прилетев из Хабаровска на Сахалин ранним утром, в 7 ч. 05 мин., через 3 часа, борт был затребован диспетчерской телеграммой на возврат в Хабаровск.
 
Причем, когда уже после катастрофы стали разбираться, то диспетчер Бураго в Хабаровске не смог пояснить: почему он отправил такую телеграмму и зачем так срочно в Хабаровск потребовалось возвращать самолет.
 
Установлено, что 15 сентября 1935 года гидросамолет «Савоя C.55X» - борт № СССР Л-840 (заводской №10531) был исключен из реестра самолетов Гражданвоздухофлота (ГВФ), где был приписан к 13-му гидроотряду дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске).
 
Повторимся, все эти годы, к месту авиакатастрофы было совершено, предположительно, до восьми подходов, но останки людей так и лежали нетронутыми. Растаскивали только самолет и ценные вещи.
 
Что осталось от самолета?
 
Спасти два самолетных двигателя (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750») от «металлистов» решился местный житель - энтузиаст Иван Шило. В августе 2008 года он  с сыновьями проделал целую операцию по поднятию с горы движков. Они к слову, в отличном состоянии и один из них можно хоть теперь запускать. Двигатели «Савои» теперь находятся в Комсомольске-на-Амуре и по материалам доследственной проверки ДВСУТ, переданы на ответственное хранение Ивану Шило.
 
Двигатели осматривает эксперт (нажмите, чтобы увеличить)
Двигатели осматривает эксперт

 
Двигатели (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750») (нажмите, чтобы увеличить)
Двигатели (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750»)

 
Марка двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750» (нажмите, чтобы увеличить)
Марка двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750»

 
Стартер двигателя (нажмите, чтобы увеличить)
Стартер двигателя

 
Что же касается «запущенной» в СМИ версии, что Светогоров спасся*, и, еще с кем-то вышел на берег Татарского пролива, где был принят за беглого каторжника и убит, не выдерживает никакой критики.
 
Уже в 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).
 
Часы Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Часы Светогорова

 
Часы Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Часы Светогорова

 
Часы Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Часы Светогорова

 
Там же, на месте аварии, был найдет кожаный чехол - Грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ. В самолете больше никто такой награды не имел!
 
Грамота Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Грамота Светогорова

 
Правда, кроме «корочки» Грамоты, внутри нее ничего не сохранилось. Об этом нам рассказал местный лесник и краевед Александр Приходько. Именно ему передали лесорубы в 2006-м эту реликвию, а он в сентябре с.г. отдал ее в Приморскую региональную молодежную общественную организацию «Поисковое объединение «АвиаПоиск», ее руководителю Ярославу Ливанскому, который приезжал из Владивостока на место аварии самолета в п. Лазарев.
 
Также во Владивосток уехала и именная табличка (шильдик) «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка». Антон Васильевич Шереметьев был директором Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине и был пассажиром того злополучного рейса.
 
Именная табличка «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка» (нажмите, чтобы увеличить)
Именная табличка «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка»

 
При нем был наградной пистолет Коровина (ПК), он вез под миллион рублей - выручка МТС - в Хабаровск вместе с главбухом Степаном Щетининым. Но, как уверяет все тот же лесник Приходько, «пистолет рассыпался в руках у лесорубов», от него осталась только табличка. Что касается денег - то их в наше время не находили. А есть информация, что место аварии посещала бригада НКВД.
 
Ну и уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. Это рукав Светогорова!
 
Рукав Светогорова (нажмите, чтобы увеличить)
Рукав Светогорова

 
Историческая проверка
 
Сейчас по факту найденных человеческих останков на месте катастрофы самолета «Савоя C.55X» комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР проводит доследственную проверку.
 
Комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР (нажмите, чтобы увеличить)
Комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР

 
Полиция п. Лазарев (нажмите, чтобы увеличить)
Полиция п. Лазарев

 
Экспедиция СКР (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция СКР

 
Следственный эксперимент (нажмите, чтобы увеличить)
Следственный эксперимент

 
Как пояснил заместитель начальника комсомольского отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Константин Тихоньких, с момента событий прошло 80 лет, сроки давности все давно вышли. Кроме того, тогда действовало другое законодательство и не было в Уголовном кодексе статьи о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц (нынешняя ст. 263 УК РФ).
 
- Кого здесь наказывать, кого привлекать, сроки прошли, - говорит Константин Тихоньких. - Это скорее историческая проверка. Но мы примем все меры к установлению всех обстоятельств гибели самолета. Все документы, касающиеся полета воздушного судна, его движения, - мы уже запросили.
 
И по самой последней информации, судебно-медицинский эксперт попробует восстановить с помощью антропологической реконструкции по методу портретной реконструкции М.М. Герасимова облик пассажиров и экипажа «Савоя C.55X». Известно, что метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего.
 
Археолог, доктор исторических наук Михаил Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Теперь предстоит восстановить облик летевших на самолете «Савоя C.55X». Фотографии Александра Светогорова уже переданы эксперту.
 
Константин Пронякин,
Хабаровск - п. Лазарев - гора Медвежья Чертова хребта - Хабаровск.
 
P.S. Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55X», по желанию родственников будет захоронен в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешения на захоронение Совет готовит письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.
 
Пресс-конференция совместной экспедиции ДВСУТ и ВООПИиК состоится в понедельник 12 октября в Хабаровске, в 11.00 в здании «Русского географического общества» (РГО) по ул. Шевченко, 9.
 
Экспедиция: Никита Куприков (поисковое движение России), следователь Константин Тихоньких, Константин Пронякин, Иван Шило с сыновьями: Сергеем и Дмитрием (слева направо) (нажмите, чтобы увеличить)
Экспедиция: Никита Куприков (поисковое движение России), следователь Константин Тихоньких, Константин Пронякин, Иван Шило с сыновьями: Сергеем и Дмитрием (слева направо)

 
Кстати
Летчика Александра Павловича Светогорова (1902-1935) журналисты ошибочно с 30-х годов прошлого века стали именовать по фамилии через букву «я» - Святогоров, спутав с почти полным теской - советским разведчиком - Александром Пантелеймоновичем Святогоровым (1913-2008).
По справки ЗАГСа Хабаровска (комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов правительства Хабаровского края), А.П. Светогоров фамилию не менял.
 
Кто летел на самолете «Савоя C.55X» 26 июня 1935 года?

 
экипаж:
- командир Светогоров,
- радист Ефремов,
- бортмеханик Стыченко.
 
пассажиры:
- директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области - колхоз им. И.В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев,
- бухгалтер МТС Степан Щетинин,
- механик МТС Бараксин,
- его жена Ильинская с ребенком,
- бухгалтер «Сахлестреста» Грановский,
- супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева,
- инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис.
 
*Летчик Матвей Леонтьевич Шемяков в 1945 г. у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева, у охотника в жилище нашел кожаную сумку-планшет с документами, карту полета Александра Светогорова. Сам охотник признался, что убил вышедших на берег людей в 1935 г., подумав, что это бандиты - рассказ записан в 1984 г. (газета «Зеркало недели», №5 за 1999 г., ст. В. Логинова «На поиски «Савойи»).
 
Справка
В 30-х годах на Дальнем Востоке сухопутных аэродромов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолетах. Зачастую пассажирам при посадке и высадке приходилось принимать «ледяную ванну». Исключить же подобного рода «купание» было почти невозможно, пишет в своей визитке «ДВ САС» (Хабаровск).
 
«Савоя C.55X» (нажмите, чтобы увеличить)
«Савоя C.55X»

 
Такой была кабина самолета «Савоя C.55X» (нажмите, чтобы увеличить)
Такой была кабина самолета «Савоя C.55X»

 
Такой была кабина самолета «Савоя C.55X» (нажмите, чтобы увеличить)
Такой была кабина самолета «Савоя C.55X»

 
В Хабаровске гидропорт располагался в затоне, где начинается ул. Запарина, где сейчас зимуют корабли. Часто аэропорт в дальневосточных городах представлял собой обыкновенный бревенчатый дом. В одной половине жил начальник аэропорта, в другой - экипаж прилетевшего самолета.
 
На берегу стояли бочки с керосином и маслом. Неподалеку от берега в землю вкапывался столб, за который самолет крепился во время стоянки.
 
Перед вылетом самолет заправляли. Это была очень тяжелая работа, так как все работы производились вручную. Поэтому в заправке участвовал не только экипаж, но и начальник аэропорта, сторож и даже пассажиры.
 
Оплата воздушного путешествия еще не гарантировала самого полета по расписанию. Пассажиры подчас долго ждали самолета. В то время метеорологического обслуживания полетов не было, и информацию о погоде летчик не получал. «Сообщите, какая у вас погода?», - запрашивал летчик по телефону соседний аэродром. «Не могу сказать», - отвечали ему. - «Метеоролог ушел на сопку погоду смотреть...»
 
По свидетельству командира 13-го гидроотряда дальневосточного управления Гражданвоздухофлота, полярного летчика, впоследствии генерал-майора авиации и Героя Советского Союза Ильи Мазурука, никаких метеосводок в 30-е годы летчикам не давали, по линии Александровск-Сахалинский - Хабаровск не было даже  управления воздушным движением (УВД).
 
Вот его слова: «Звоню по телефону в Александровск, на Сахалине. Там будка, масловодогрейка - весь аэропорт. Сторож подходит. «Ну, дед, как погода у тебя?» - спрашиваю. «Это ты, Илья?» «Я, - говорю. - Лететь к тебе можно?» «Сейчас погляжу», - и уходит. А потом слышу: «Неважная погода. Три столба видать только». «Вот как пятый увидишь, звони», - кричу ему. Трудно, конечно, представить теперь, как мы по телеграфным столбам видимость определяли...»