Лев Александрович Зильбер
Лев Александрович Зильбер
Таких людей трудно описать в одном газетном материале. Впервые я узнал о нем от его родного брата - писателя Вениамина Каверина, когда молодым курсантом военного училища, будучи в отпуске в 1985 году, заехал в Свердловск, специально, чтобы познакомиться с автором «Двух капитанов».
 
Вениамин Александрович, узнав, что я с Дальнего Востока, да еще и с фамилией почти как у Рабиновича, вдруг сразу произнес: «Я же Зильбер от роду, а брат мой Лев бывал у вас в Хабаровске в страшном 1937 году и сделал там открытие мирового уровня. Он изучил природу клещевого энцефалита и научился лечить людей от этого неизвестного заболевания. Льва за это упрятали в концлагерь».  
 
Через несколько лет я вспомнил об этом разговоре со знаменитым Кавериным, но нашел в библиотеке совсем скупые данные о его, как оказалось, не менее знаменитом брате.  Большого Интернета тогда, к сожалению, еще не было. Лишь в середине 90-х об этом человеке стали писать многие ученые, историки, журналисты, его родные и близкие.
 
Если мне не изменяет память, то портал «Дебри-ДВ» лишь пару раз упоминал о нем и о его открытии в дебрях Хабаровского края, но никогда не рассказывал.
 
Либо паралич, либо смерть
 
Лев Александрович Зильбер родился в 1894 году в Псковской губернии. С детства хотел стать врачом. В годы Первой мировой войны он успел и повоевать и окончить сразу два факультета Московского госуниверситета. На заре советской власти Зильбер работал в институте микробиологии Наркомздрава.
 
А в 1935 году по инициативе Льва Александровича была создана первая в стране Центральная вирусная лаборатория. В этот же период командующий Особой Дальневосточной армией маршал Блюхер направил наркому обороны шифровку, в которой сообщил, что в нескольких вверенных ему армейских подразделениях, расположенных в дальневосточной тайге, "наблюдается повышенная смертность среди красноармейцев и комсостава от неизвестной болезни".
 
В НКВД, конечно, тут же созрела версия: шпионы, троцкисты, резиденты и прочая нечисть собираются истребить таким образом советских солдат. Кстати, это заболевание начало распространяться и среди гражданского населения. На каждый случай болезни приходился либо паралич, либо летальный исход.
 
И Наркомздрав в мае 1937 года принял решение направить на Дальний Восток спецэкспедицию для изучения природы этого заболевания. Группу врачей и биологов возглавил самый молодой в те годы профессор-эпидемиолог Лев Зильбер.
 
Оперативный штаб по борьбе с заболеванием разместили в поселке Обор. Со всех близлежащих больниц были собраны истории болезней за последние три года.
 
Формула спасительной вакцины
 
Оказалось, что неизвестным недугом болеют преимущественно весной и только люди, работающие или бывавшие в тайге. Было установлено существование новой, не известной ранее формы энцефалита, выделено 29 штаммов ее возбудителя. Разносчиками были клещи, а носителями бурундуки и дрозды. В Хабаровск для опытов срочно доставили японских обезьян. Но биологи для ускорения процесса иной раз испытывали новый вирус на себе.
 
И формула спасительной вакцины родилась буквально за три месяца. Напомню, это был печально известный 37-й год. Чекисты не спали. Профессора Зильбера тут же арестовали.  Предварительная формулировка обвинения была чудовищной: "опыты над людьми с целью массового отравления Дальневосточной армии". Но, оказавшись в лагере, ученый продолжил исследования.
 
Именно в тюрьме он опытным путем создал теорию происхождения рака. Крыс и мышей ловили для него заключенные, с которыми он расплачивался табаком. В 1939 году Льва Зильбера освободили, но в сентябре 1940 года арестовали вновь.
 
Помог голос совести
 
За свою жизнь он сидел в тюрьмах три раза, а потом еще и был отправлен в ссылку. На Зильбера усиленно строчили доносы его же коллеги. Ему не вручили Сталинскую премию за дальневосточное открытие, хотя все остальные участники экспедиции получили эту награду.
 
Льва Александровича долгие годы вычеркивали из учебников по биологии и медицине. Вениамин Каверин, кстати, вытащивший брата из-за колючей проволоки, напишет о нем такие строчки: «Лев показал себя как личность цельная, сильная, устоявшая перед грозными испытаниями и доказавшая, что выдержать можно, если прислушиваться к внутреннему голосу совести. Именно совести, всегда спасавшей интеллигенцию на краю гибели и позора. А его жизнь была еще и зеркальным отражением миллионов подобных историй».
 
Лев Зильбер ушел из жизни в 72 года в 1966 году. Младший брат Вениамин Александрович дожил до 87 лет и скончался в 1989 году.
 
Андрей Мирмович