Я понимаю прекрасно, что отмена выборов в Хабаровском крае - это палка о двух концах. Где-то это действительно подавит независимых беспартийных кандидатов. Но, в основном, в районах, уже такой упадок, что как я как-то писал - уже можно приехать с тремя ящиками водки, собрать всех бичей, и за неделю выиграть выборы сельского главы, «задавив» малочисленную здоровую часть общества. Оценка, конечно, отчасти провокационная...
 
Местной политики в Хабаровском крае практически нет, есть искусственный формальный процесс с достаточно высокими транзакционными оргзатратными (транспортными, сезонными и т.п. проблемами) и последующими пиаровскими издержками, призванными повысить доверие к выборам глав или депутатов, практически не отличающимся по ресурсам возможностям и результатам.
 
Избирательный процесс сегодня инерционен, выборы часты и стали проходным, малоинтересным мероприятием.  Процесс формализован, бюджеты тратятся. Если нет в этом реального содержания и смысла, то нужно прямо сказать - делегированных депутатских полномочий достаточно для назначения глав правами соответствующих местных заксобраний!
 
Не надо делать из этого электорально-ориентированные посылы против партии власти. Партии и отдельные «народные» лидеры на этом добывают дешевый оппозиционный пиар, но не конструктивный опыт.
 
Подавляющее большинство партий такими выборами не интересуются, поэтому партиям это не дает практически ничего. Это больше дает работу политтехнологам, в части реализации каких-то не всегда чистых и корректных точек зрения закона, способов ведения агитации и т.п.
 
Повестки партий и кандидатов на местных выборах практически ничем не отличаются. Многие вообще уже не пишут программы, а ограничиваются 7-10 банальными лозунгами про ЖКХ, дороги, социалку и т.п., и практически никого не привлекают.
 
Первичная партработа по известным причинам слабая, а наскоки заезжих политгрупп малоэффективны - все-таки тенденции сегодня таковы, что протестное голосование утратило мотивацию для избирателей.
 
В поселениях актуальней все-таки выборы местных представительных органов, где люди выбирают депутатов не по партиям или программам, а тех кого знают лично, кто пользуется известностью и авторитетом.  В этом звене работа носит живой, конструктивный характер и депутатский корпус не отрывается от нужд избирателей. Пример активного депкорпуса Де-Кастри.
 
То что касается Хабаровского района, это отдельный случай, с отдельными причинами.
 
В городах прямые выборы глав нужно сохранить, а северные районы требуют рационализации избирательного процесса по вышеназванным причинам. Поэтому принципиальной разницы в легитимации выборов: либо через делегирование полномочий депутатскому корпусу, либо по сценарию прямых выборов глав поселений, - в данном случае, на мой взгляд, нет.
 
Евгений Афанасьев,
председатель Хабаровского регионального отделения
Всероссийской политической партии «Народный Альянс»