Политобзор ведет Владимир Сахаровский
Политобзор ведет Владимир Сахаровский
Муниципальная избирательная кампания уже не за горами. По имеющейся информации, решение о назначении выборов в Биробиджане 24 июня примет на своем заседании городская дума. Официально же предвыборный марафон в столице автономии должен стартовать 26 июня после выхода в свет «Муниципальной информационной газеты», в которой и будет опубликовано соответствующее постановление местного парламента.
 
В единый день голосования 14 сентября биробиджанцам, равно как и жителям четырех муниципальных районов Еврейской автономной области, предстоит избрать депутатов местных представительных органов. Кое-где должны пройти и выборы глав районных администраций.
 
Главная тема
 
Время, непосредственно предшествующее избирательной кампании, не менее важно, чем сам предвыборный период. В настоящий момент, когда до начала электоральной гонки осталось всего каких-нибудь две недели, мы невооруженным глазом видим, как накаляется вокруг политическая обстановка, как активизируются политические силы города.
 
Так случилось (и не мы в этом виноваты), что в Биробиджане накануне выборов появилась чрезвычайно актуальная тема. Тайная продажа единственного городского кинотеатра «Родина» по явно заниженной цене сильно всколыхнула общественное мнение. Несомненно, это был тот случай, когда каждая политическая партия, любой потенциальный кандидат могли в полной мере себя проявить. Достаточно было не молчать, а лишь высказать свою позицию по данному вопросу.
 
Как мы знаем, открыто выступить против действий руководителей города посмели немногие: двое независимых журналистов, городские коммунисты и члены партии РОС. При этом и т.н. парламентская «оппозиция», и правящая партия хранили гробовое молчание. Неужели кто-то мешал местному отделению «Единой России» выступить с соответствующим заявлением и хоть немного одернуть своего выдвиженца - мэра Пархоменко?
 
Хорошая новость
 
В минувший понедельник, 9 июня, в самый разгар работы над этой статьей, первая поистине хорошая новость пришла из городской прокуратуры. Око государево обнаружило прямые нарушения при заключении пресловутой сделки, которая, надо сказать, стала возможной благодаря нашему щедрому градоначальнику.
 
По мнению прокуратуры, оценка кинобизнеса была произведена без учета стоимости земли. Надо полагать, в скором времени иск отправится в суд, и продажа муниципальной доли кинобизнеса будет признана недействительной.
 
Очень надеемся, что Следственный Комитет, также как и прокуратура, профессионально исполнит свой долг. Может быть, тогда мы узнаем о коррупционной подоплеке нашумевшей сделки.
 
Пока что мы можем констатировать один факт: дело сдвинулось с мертвой точки. Похоже, «скорбный труд» биробиджанской общественности не пропал даром. Если дело будет доведено до конца, то репутация городской власти накануне выборов может быть серьезно подпорчена.
 
Пресс-конференция
 
К слову, наш мэр отлично понимает все последствия разгоревшегося скандала. Потому, наверное, для собственного оправдания устраивает пресс-конференции, а вернее междусобойчики, куда приглашает только лояльных журналистов.
 
Господин Пархоменко прямо соловьем заливается о том, какой красивый у нас после ремонта кинотеатр. При этом осознанно упускается из виду главный вопрос: для чего было продавать долю в кинобизнесе, который через несколько лет будет приносить прибыль в городской бюджет?
 
Отвечать на такие вопросы сложнее, чем обвинять. Поэтому наш мэр, находя продажу «Родины» абсолютно законной, везде заявляет, что разразившийся скандал - это так, не более чем начало предвыборной кампании отдельных лиц. Благо журналистское сообщество города всегда придет на помощь местной власти и выдвинет из своей среды репортеров с большими ушами.
 
В результате пресс-конференции превращаются в процедуру навешивания «лапши». А роль репортера в этом процессе сводится до того, чтобы впоследствии снять лапшу с ушей, переложив ее на бумагу.
 
Местная журналистика
 
Открываем газету «Ди Вох» за 5-10 июня 2014 года. Читаем один из заголовков: «Кто радеет о «Родине»?» Уже из названия ясно, что у читателя должно сложиться впечатление, будто вся шумиха вокруг кинотеатра - это «банальное начало предвыборной агитации с использованием прогнивших методов черного пиара…» Во всяком случае, именно этими словами автор господин Клименков заканчивает свою статью.
 
Но, к счастью, у нас есть все основания не воспринимать всерьез этот опус. Да и на объективность «Ди Воха» в случае с кинотеатром надеяться не приходится. Достаточно вспомнить, кому принадлежит эта газета. Видимо, по счастливой случайности, Сергей Мишин и Дмитрий Поздеев - владельцы ООО «Альфа-Медиа» - фирмы-учредителя «Ди Воха», являются также владельцами ООО «Экран», которое после заключения сделки стало полноправным собственником кинотеатра «Родина».
 
А если еще вспомнить публичное заявление мэра Пархоменко, в котором он признался, что инвесторы «Родины», считай нынешние владельцы кинобизнеса, являются его друзьями, то картина становится еще более интересной.
 
Позиция газеты «Ди Вох» вполне понятна. Труднее объяснить практически идентичную по смыслу публикацию «Смута вокруг «Родины» в «Биробиджанской звезде» от 4 июня 2014 г.
 
Автор Алексей Зливко местами цитирует слова мэра, местами их пересказывает. Вслед за градоначальником репортер воспроизводит фактические неточности, например, утверждая, будто представители СМИ, опубликовавшие информацию о кинотеатре, не пришли на пресс-конференцию. И неважно, что корреспондентов «Газеты на Дом» и «Голоса Биробиджана» на нее не пригласили, причем не пригласили демонстративно. Но журналиста «Биробиджанской звезды» подобные вещи мало интересуют. Он увлечен рассказом господина Пархоменко.
 
Хотелось бы поинтересоваться, с каких это пор пресса превратилась в стенографию? Разве журналистика не предполагает проверки фактов и элементарного критического отношения к источнику информации? Где анализ проблемы, где сопоставление противоположных точек зрения? В коем веке журналист старейшей областной газеты стал «личным попугаем» мэра города?
 
Кадровая рокировка
 
Обвиняя «отдельных лиц» в подготовке к выборам с использованием «прогнивших методов черного пиара», господин Пархоменко почему-то умалчивает о том, что свою избирательную кампанию в городе «Единая Россия» уже начала. И не без участия его самого.
 
Было бы интереснее, если бы градоначальник рассказал на пресс-конференции о своих планах на предстоящие выборы, поведал о таинственных заседаниях в мэрии, где, по нашим данным, за закрытыми дверями обсуждаются вопросы избирательной кампании. А если бы среди официально приглашаемых в городскую администрацию журналистов нашелся хоть один любопытный, то, вне всякого сомнения, господину Пархоменко пришлось ответить на вопрос о том, какую кадровую рокировку с участием госпожи Копенкиной планируют провернуть в недалеком будущем?
 
Людмила Копенкина в настоящее время занимает должность заместитель главы города. Каково же было удивление простого люда, когда листовки с настойчивым призывом голосовать на праймериз за Людмилу Владимировну появились на домах избирательного округа №6.
 
Многие, наверное, сразу подумали, что чиновница высокого ранга решила целиком и полностью посвятить следующие пять лет своей жизни праведному народному служению, а для того и рвется в депутаты городской думы на общественных началах.
 
Но потом появились сомнения. Быть может, где-нибудь в кулуарах, обсуждая итоги предварительных единороссовских выборов, некоторые лица непринужденно вели приблизительно такой диалог:
 
- Сколько в городской думе освобожденных депутатов?
 
- Два - председатель и его заместитель.
 
- А кто из нынешних руководителей городского депутатского корпуса идет на выборы?
 
- Только председатель, заместитель председателя на праймериз не баллотировалась.
 
- А сопоставима ли зарплата зампреда городской думы с зарплатой заместителя главы города?
 
- Да одинаковые.
 
Подготовка
 
Нельзя сказать, что в преддверии грядущих электоральных сражений муниципальными властями и правящей партией не проводится никакой предварительной агитационной и организационной работы.
 
Подспудная агитация за кандидатов, которые будут представлять «Единую Россию» на выборах 14 сентября, уже идет полным ходом. Местные СМИ буквально наводнены физиономиями единороссов, зачастую и вовсе новоиспеченных, а потому неизвестных широкой публике. Раскрутка новичков - дело времени.
 
Латентная агитация осуществляется по всем правилам жанра: никакой оголтелости, только дозированная положительная информация о потенциальном кандидате. Сюжеты соответствующих новостей практически идентичны и до смеха банальны. Для иллюстрации позволим себе пару примеров из публичной жизни победителей городских праймериз.
 
Ныне действующий депутат-единоросс Дмитрий Потехин как-то недавно развлекал студентов одного из биробиджанских техникумов, обрядившись в кимоно. Этим он пропагандировал здоровый образ жизни. Мадам Копенкина в последнее время стала завсегдатаем различных мероприятий. То она присутствует на персональной выставке уважаемого биробиджанского фотографа, то награждает выпускников школ.
 
Однако в плане оригинальности своих коллег обошли, пожалуй, тренер Сергей Пшеничный, двадцатисемилетняя председатель комитета солдатских матерей Ирина Куропятникова и руководитель центра социального обслуживания Елена Ворошилова. Они явились (о небеса!) на воскресный коммунистический антифашистский митинг, попозировали перед журналистами и практически моментально удалились на английский манер. Правда, непродолжительное их присутствие на мероприятии отнюдь не помешало местным репортерам сделать из них чуть ли не главных героев прошедшего митинга.
 
Такова предвыборная реальность Биробиджана.
 
Владимир Сахаровский,
«Голоса Биробиджана», 11.06.14