Врио губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт (слева) и министр транспорта России Максим Соколов обсуждают, что поавторитетней - самолет или автобус.
Врио губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт (слева) и министр транспорта России Максим Соколов обсуждают, что поавторитетней - самолет или автобус.
Глава Минтранса РФ Максим Соколов на прошлой неделе провел совещание в Хабаровске. Он  обсудил с руководством Хабаровского края, а также Сахалинской области? - вопросы развития транспортной инфраструктуры. Министр предложил дальневосточникам активно не только ездить по дорогам, но и летать! А для этого развивать местные авиалинии. Кроме того, в министерстве надеются на запущенный недавно проект Форсайта, когда эксперты просчитывают возможные варианты будущего развития, и из них выбирают самый оптимальный.
 
Все выше, выше и выше

 
В Хабаровске Максим Соколов представил новую программу поддержки пассажирских авиаперевозок на местных линиях.  По его словам, никогда в современной истории России не было столько госпрограмм поддержки авиатранспортной системы. Более 10 млрд рублей, как пообещал министр, будет направлено на развитие различных форматов авиатранспорта.
 
Он напомнил, что на внутренних линиях по всей России в прошлом году было перевезено порядка 33 млн пассажиров, что составило 45% всех выполненных перевозок. Отмечен рост в 8% по сравнению с предыдущим годом. Однако, на межрегиональных авиалиниях (исключая Москву и Санкт-Петербург) объем перевозок составил лишь 4,7 млн пассажиров.
 
- В целом, по сравнению с советским периодом, количество региональных направлений снизилось почти втрое, - сказал министр. - Одной из главных причин снижения пассажиропотока - высокую себестоимость перевозок. Средняя стоимость билета на местных авиалиниях составляет порядка 26 тыс рублей...
 
Министр подробно остановился на мерах господдержки авиаперевозок, которые будут профинансированы федеральным бюджетом в этом году. В первую очередь он назвал субсидирование федеральных казенных авиапредприятий, которые создаются на базе аэродромов регионального и местного значения. Более 50 таких предприятий расположены как раз в городах ДФО.
 
Следующей мерой является субсидирование перевозок с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и обратно.
 
- Сегодня мы увеличиваем количество субсидируемых маршрутов до 42. Число граждан, которые воспользовались этой услугой, уже приближается к полумиллиону, - говорит Максим Соколов.
 
Со своей стороны заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов отметил, что жители Дальнего Востока и Сибири на начало июня уже выкупили 60% льготных билетов по программе льготных авиаперевозок в европейскую часть страны.
 
- В этом году увеличили географию перевозок, включив курортные направления: Минводы, Сочи, Анапу, Геленджик. Не по всем есть прямые рейсы, ряд направлений оказались невостребованными. 60% перевозок продано неделю назад. Программа пользуется хорошим спросом, - сказал Валерий Окулов.
 
Он также уточнил, что продано 306 тыс. билетов из 460 тыс. запланированных к продаже.
 
Кроме того, с 20 апреля реализуется программа субсидирования на территории Дальневосточного, Уральского, Сибирского, Северо-Западного округов.
 
- К сожалению, ее не успели заложить в бюджеты регионов, большого распространения в прошлом году эта программа не нашла. С этого года мы сократили количество маршрутов до 32, выделив на эти цели порядка 1,3 млрд рублей, отказавшись от участия региональных бюджетов, - взял слово министр.
 
Еще одна мера господдержки - субсидирование лизинга воздушных судов, приобретаемых компаниями для развития внутренних перевозок. По словам главы Минтранса, в 2012 г. было приобретено 23 самолета. В этом году объем господдержки увеличился до 2,1 млрд рублей.
 
Г-н Соколов также сообщил о новой программе поддержки региональных авиаперевозок, основанной на формировании маршрутных сетей вокруг узловых аэропортов.
 
- Новая модель субсидирования региональных авиаперевозок, надеемся, будет поддержана правительством РФ. Соответствующее постановление ожидается в ближайшее время. Общий объем средств федерального бюджета на данный вид поддержки планируется более 1,5 млрд рублей, - добавил Максим Соколов.
 
Замминистра Валерий Окулов напомнил, что правительством РФ утверждена дорожная карта развития региональных авиаперевозок. Для нее утверждены целевые показатели, которые ориентированы на достижение уже к 2015 г. прироста объема перевозок по внутренним маршрутам с сегодняшних 35 млн до 45 млн пассажиров, а по региональным до 7 миллионов. Количество региональных линий должно вырасти с 1305 до 1500.
 
Начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Анатолий Пчелин, выступая на совещании, озвучил затраты федерального бюджета, планируемые на восстановление и модернизацию дальневосточных аэропортов.
 
- Все крупные аэропорты округа, а таких 18, будут реконструироваться в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы». На это предусмотрено 43,2 млрд рублей, - говорит Анатолий Пчелин. - В эту сумму не входит строительство аэропорта в Южно-Курильске, которое предусмотрено по программе развития Курильских островов (сдача объекта планируется в 2014 г.). В настоящее время полномасштабная реконструкция ведется в пяти аэропортах - Южно-Сахалинска, Магадана, Якутска, Петропавловска-Камчатского и Паланы. Также в этом году должны быть разработаны проекты реконструкции аэропортов Хабаровска и Благовещенска.
 
В настоящее время разработан проект программы, в которую впервые предполагается включить значительное количество аэропортов региональных и местных воздушных линий. Таких 57. Это все аэропорты, которые входят или планируют быть включенными в федеральные казенные предприятия. Предложение Минтранса и Росавиации в этой части поддержал Минфин, и уже со следующего года планируется приступить к проектированию реконструкции значительного количества аэропортов.
 
Дороги все дороже
 
На совещании в Хабаровске обсудили и работу по привлечению внебюджетных источников к реализации проектов транспортной инфраструктуры. Хабаровский край - один из первых регионов в ДФО, который начал внедрять механизмы государственно-частного партнерства в отрасли.
 
Как пояснил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников, на территории реализуются два крупных проекта на основе партнерства. Это - строительство объездной дороги вокруг Хабаровска и реконструкция международного аэропорта «Новый» в краевой столице.
 
- Работы будут достаточно затратными, по предварительным оценкам строительство объездной трассы вокруг Хабаровска может обойтись в 25-30 млрд рублей. Учитывая пилотный характер проекта, фактически единственного подобного на Дальнем Востоке, мы предлагаем федеральным властям участвовать в его софинансировании, - говорит Виктор Калашников.
 
Со своей стороны глава Минтранса Максим Соколов отметил, что проекты, которые реализуются на основе механизма государственно-частного партнерства, в их ведомстве считаются приоритетными.
 
- Как только будет разработана проектно-сметная документация на строительство трассы и финансовая модель, Минтранс со своей стороны окажет содействие в выделении средств, - заверил Максим Соколов.
 
Ранее, напомним, проект дороги «Обход Хабаровска» был дешевле. Как говорил заместитель председателя правительства Хабаровкого края - министр промышленности и транспорта Владимир Быченко:  «По поручению правительства края «Хабаровскуправтодор» ведет проектирование автомобильной дороги в обход Хабаровска для транзитного транспорта. Проект будет завершен в 2014 году. Его стоимость около 19 млрд рублей».
 
Кроме того, в Хабаровском крае планировалось закончить строительство автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Почему-то на совещании про них не говорили. Хотя обещали уже к 2016 году завершить строительство автодороги Лидога - Ванино на всем протяжении с асфальтобетонным покрытием. А до 2018 года - завершить строительство и реконструкцию автодороги Селихино - Николаевск-на-Амуре на участках до села Богородского и к 2019 году завершить строительство и реконструкцию автодороги на участках до поселка Герби. Что же с ними будет? Или мы пересядем на самолеты?
 
Заглянуть в будущее
 
По словам Максима Соколова, Минтрансом России запущен Форсайт-проект (возможных вариантов будущего) транспортного образования. В мае состоялась первая сессия, на июнь запланирована вторая. «Мы анализируем достигнутые результаты, чтобы понять, куда двигаться дальше транспортному образованию, по какому пути вести его модернизацию», - сказал он.
 
- По итогам этого мероприятия мы надеемся сформировать современную широкоформатную концепцию транспортного образования - глобальную дорожную карту его развития и модернизации, которую планируем обсудить уже в августе в ходе заседания координационного совета по транспортному образованию при Минтрансе России, а затем провести презентацию проекта для ученых советов во всех транспортных вузах, - пояснил министр.
 
Наверное, тогда и будет решено: ездить нам по дорогам, или летать по небу.
 
Константин Пронякин.
 
Справка
По данным Росавиации, в ДФО 91 аэродром. Из них 25 входят в национальную опорную сеть, 10 допущены к обслуживанию международных авиамаршрутов.
 
Между тем
 
В Хабаровском крае целом в планах строительства 250 км дорог общего пользования регионального значения.
 
Автодорога Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре. С начала строительства введено в эксплуатацию 214,6 км автодороги с асфальтобетонным покрытием. В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию 39,3 км. Остаток работ составляет 74 км.
 
Автодорога Селихино - Николаевск-на-Амуре. Введено 97,43 км автодороги. В 2013 году планируется построить 16,4 км. Общая протяженность автодороги составляет 605 км. В планах до 2018 года завершить строительство и реконструкцию автодороги на участках до села Богородское, с 2019 по 2022 год работы будут сконцентрированы на участке от с. Богородское до с. Подгорное.
 
Автодорога Комсомольск-на-Амуре - Березовый (Постышево) - Амгунь - Могды - Чегдомын (участок Березовый - Чегдомын). На начало года введено в эксплуатацию 25,73 км автодороги. В 2013 году планируется построить 28,3 км. Протяженность составляет 502,9 км. К 2019 году планируется завершить строительство и реконструкцию автодороги на участках до п. Герби, до 2022 года работы будут сконцентрированы на оставшемся участке до Чегдомына.