В условиях, когда потенциальные сколько-нибудь серьезные оппозиционные кандидаты в мэры Владивостока не нашли согласия между собой, вся тяжесть политической конкуренции (если это понятие вообще актуально для современной России) переносится в стан партии власти. Первым этапом выборов - и, скорее всего, самым главным - должны стать так называемые праймериз, на которых единороссы определятся со своим кандидатом на должность мэра Владивостока. Не факт, что эти самые праймериз пройдут гладко. По крайней мере, имеющийся опыт позволяет сказать о том, что следует ожидать всевозможных скандалов, нарушений и разборок с привлечением самых верховных арбитров.

 

Праймериз (или, по-простому, внутрипартийное первичное голосование, в ходе которого сама партия определяется со своими кандидатами) - сравнительно новый для России механизм, призванный, по идее, способствовать максимально демократическому и прозрачному избирательному процессу. То есть не партийные лидеры кулуарно решают, кто из членов их партии будет выдвинут в мэры или депутаты, а сами члены партии.

 

Однако «Единая Россия» и с праймериз сделала примерно то же самое, что в России гораздо раньше произошло с выборами как таковыми. Они тоже были призваны максимально демократизировать политический процесс, однако по факту соревнование политиков превратилось в соревнование состояний и личных связей. Если в начале 90-х в депутаты или мэры еще мог избраться действительно популярный в народе человек (хороший или не очень, умный или не очень - другой вопрос, в данном случае речь только о демократизме процедуры), то к временам зрелого путинизма реальными кандидатами куда бы то ни было стали считаться только те, у которых давно «все схвачено» и имеется условный миллиард (проследите хоть на примере Владивостока, как на смену Черепкову сначала пришел Копылов, потом - Николаев и Пушкарев; эта эволюция типична и для всей страны).

 

Праймериз тоже быстро превратились в поле для закулисных интриг, завязанных главным образом на «ресурс» того или иного кандидата - административный и финансовый, которые сегодня прочно срослись.

 

В подтверждение вспомним сентябрь 2011 года, когда приморская «Единая Россия» совместно с так называемым Общероссийским народным фронтом проводили праймериз для определения кандидатов в Госдуму от Приморья - с большой помпой, на множестве площадок.

 

Первоначально в ходе праймериз победителями, способными претендовать на проходные места в списке кандидатов в Госдуму, стали (а кто бы удивлялся) близкие к действующему губернатору Дарькину лица: депутат Заксобрания Ахоян, депутат Госдумы Глубоковская, председатель приморской федерации профсоюзов Пинский. Четвертое и пятое места достались первому вице-губернатору Костенко и председателю краевого совета ветеранов Григоровичу. Два действующих представителя Приморья в Госдуме единороссы Руслан Кондратов и Владимир Пехтин оказались только на шестой и седьмой позициях, считавшихся заведомо непроходными. Похоже, покидать Госдуму им очень не хотелось. Пехтин тогда, забыв свой имидж записного дальневосточника, решил выдвигаться в депутаты от Архангельской области - и не прогадал (хотя совсем недавно мандат Пехтину все равно пришлось сдать - после скандала с его зарубежной недвижимостью). Кондратов же решил добиться пересмотра итогов праймериз. В данном случае важно не то, хороший Кондратов или плохой, а то, что проводились эти самые праймериз с такими нарушениями, что поводы для отмены результатов можно было найти без труда. К примеру, в Артеме член счетной комиссии Петр Чуркин первым заявил, что почему-то «аутсайдеры, которые лично не выступали на праймериз в Артеме… вдруг взяли рекордное количество голосов», с количеством бюллетеней происходили какие-то странности и т. д.

 

В итоге премьер-министр Путин приехал во Владивосток и лично распорядился отменить итоги госдумских праймериз по крайней мере на двух площадках - в Находке и Артеме (Кондратову это, правда, все равно не помогло, но речь не об этом, а о том, что решение Путина фактически подтвердило сведения о серьезных фальсификациях, поначалу опровергавшиеся местными функционерами - от лидера краевой «ЕР» Королева до вице-губернатора Шемелева).

 

Тогда же аналогичный скандал случился и вокруг праймериз единороссов по выборам в Законодательное собрание Приморского края. Один из членов счетной комиссии Федор Вугликов отказался поставить свою подпись под протоколом, заявив, что «выборщикам заранее выдавали списки кандидатов, за которых надо проголосовать; <…> в урны один человек бросал по нескольку бюллетеней». Появилось открытое письмо от членов местного отделения «ЕР» в Ленинском районе Владивостока, посчитавших, что списки кандидатов в ЗС «составлены с полнейшим игнорированием результатов праймериз» и что «лишь создается видимость демократии, а на деле итоги народного выбора никого не интересуют». Авторы задавались риторическими вопросами: «…Или все зависит от того, проплачено ли место на будущее?.. Почему по одномандатному округу… Фаткулина заменила депутат Думы Владивостока Людмила Талабаева, состоящая на учете в Первомайском районе?» (Ныне Талабаева, напомним, пошла по партийно-карьерной лестнице вверх, возглавив краевое отделение «Единой России».)

 

Этот печальный опыт позволяет заключить, что нарушения на праймериз - скорее не частные случаи, а система; и что партийные руководители - или их теневые кураторы - способны легко пожертвовать интересами своих же товарищей по партии, не имеющих близости к власти и/или цементных (вариант: рыбных, лесных…) бизнесов.

 

Теперь впереди - выборы мэра. На недавней встрече со СМИ глава приморских единороссов Людмила Талабаева обмолвилась, что в праймериз, по ее информации, могут принять участие действующий мэр Игорь Пушкарев и депутат ЗС, сестра экс-мэра Владивостока Виктория Николаева (особую пикантность ситуации придает то, что сам Владимир Николаев, которому больше не грозит уголовное преследование, после долгого молчания вновь появился в информационном поле и дал понять, что намерен вернуться во Владивосток - если не лично, то своими социальными программами точно). «Вы знаете наш город - во Владивостоке много ярких людей. И многие, может быть, в последний день подадут заявление. Пока мне известно, что планируют участвовать в праймериз Игорь Сергеевич Пушкарев и Виктория Николаева», - приводит слова Талабаевой РИА PrimaMedia.

 

Сильное спарринг-сочетание; позор двухлетней давности те, кто следил за происходящим, помнят очень хорошо. Кое-как подтасованные праймериз в Приморье пришлось отменять лично Путину - в излюбленном вертикалью власти «ручном режиме». А ведь тогда на кону не стояло кресло мэра Владивостока. Теперь ставки выше, поэтому можно ожидать чего угодно - от безудержной борьбы компроматов до уже опробованных на практике фальсификаций, а может быть, и более серьезных по последствиям шагов (вплоть до прямой уголовщины).

 

Вероятно, праймериз-2013 по-владивостокски подарят авторам будущих учебников политконсалтинга ряд интересных ноу-хау. Например, та же Талабаева (которая, судя по истории 2011 года, хорошо знает, каким образом нужно побеждать в праймериз) может конструктивно поработать с партийцами, четко дав им понять, кто именно из славных соратников должен в этих самых праймериз победить. Далее - как вариант - можно организовать проведение голосования по выдвижению кандидатов на какой-нибудь удаленной площадке, например в кампусе ДВФУ на острове Русском, куда чужих и нежелательных бдительная охрана не пускает. Прозрачность прозрачностью, но есть ведь и внутрипартийные дела? Следующий момент - кандидатуры выборщиков, непосредственно участвующих в праймериз (не доверять же это ответственное дело всем подряд, пусть даже и с «нужным» партбилетом). Если этими выборщиками станут прямые или косвенные подчиненные самого кандидата-фаворита, то итог голосования, думаем, понятен. Есть и другие тонкости, связанные с манипуляциями вокруг бюллетеней и урн. Одним словом, путинский механизм «ручного управления» вполне могут применить на местах, творчески дополнив.

 

Так что если честные единороссы (а есть и такие) думают, что праймериз по выдвижению кандидатов в мэры Владивостока пройдут открыто и честно, то, опасаемся, они глубоко ошибаются. Скорее всего, кандидатом станет тот человек («это нога - у кого надо нога»), который давно для себя все решил. А праймериз - своего рода ширма.

 

Правда, и тут, как показывает практика того же 2011 года, мусор порой выносится наружу партийной избы. И тогда можно ждать очередного вмешательства Путина (подобно «богу из машины» в античных трагедиях), который вдруг приедет и уже сам привычно потянется к тому же рычагу «ручного управления». Причем непонятно, что хуже - это самое ручное управление Кремля или чисто местные фокусы с демократическими механизмами, которые работают слишком избирательно.

 

ПОД ТЕКСТ

Пока верстался номер, на свет появился пресс-релиз Приморского отделения «ЕР», из которого стало ясно: «первым среди равных» кандидатов на выдвижение в мэры станет, естественно, действующий глава города Пушкарев. Оказывается, в региональный исполком партии «поступило сразу 17 заявок от крупнейших общественных организаций Приморья с предложением выдвинуть на сентябрьские выборы действующего главу Владивостока». Дальше особо говорится о том, что «процедура внутрипартийного отбора кандидатов будет проходить под контролем общественников, что исключает возможность фальсификации и манипуляции итогами голосования» (умеющие читать между строк поймут). И - внимание! - «выступления участников внутрипартийного голосования перед выборщиками планируется провести на территории кампуса ДВФУ, расположенного на острове Русском». Словом, все как и предполагалось.

 

Итоги праймериз планируется подвести к 28 мая.

 

Павлов Сергей,

«Новая газета» во Владивостоке», №183, 18.04.13

http://novayagazeta-vlad.ru/183/Politika/Praymeriznaruchnomupravlenii

--------

 

Show mast go on!

 

В сентябре во Владивостоке будут выбирать мэра. Народ уж давно суетится. А тут и «ЕР» со своей медвежьей грацией. Мы, говорит секретарь регионального политического совета (РПС) «ЕР» в Приморье Людмила Талабаева, праймериз проведем. И не такие, как в 2011 году, когда скандал дошел до Самого (Путин имеется в виду, который к «ЕР» формально не имеет отношения).

 

Вообще-то праймериз – предварительные выборы, если дословно. Тип голосования, в котором выбирается один кандидат от политической партии. Между выбранными кандидатами затем проходит обычное голосование. Суть праймериз состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не «отбирали» друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Эта система принята в США, об этом мы хорошо знаем. А как у нас?

 

А у нас – по желанию. Вот «ЕР» пожелала. И разработала четыре модели. Первая, максимально открытая, – голосовать имеет право любой гражданин, проживающий на выборной территории. Вторая предполагает, что выборщики должны заранее зарегистрироваться как избиратели. По третьей модели половину выборщиков составят партийцы, а вторую – общественники. И четвертая, самая закрытая, – голосуют только партийцы.

 

Местные едросы выбрали третью модель. С первой частью выборщиков понятно. А «общественную» часть составит Общероссийский народный фронт и организации (общественные, естественно) которые заключили с ЕР соглашение – или, другими словами, договор о сотрудничестве.

 

Не совсем понятно, почему Людмила Талабаева употребляет слово «праймериз» в единственном числе: «Наша основная задача – чтобы праймериз был не внутренний, не закрытый, не кулуарный». Это же выборы (множественное число). И по-английски primaries – тоже во множественном! Впрочем, есть у меня одна догадка… Я вам потом скажу.

 

А еще Людмила Талабаева называет едросовский «праймериз» легитимным. В довольно странном, кстати говоря, контексте: «Я как секретарь преследую легитимность проведения нашего праймериз, это принципиально важно».

 

Обратимся к словарям (политических терминов, конечно). Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

 

То есть «легитимность» – слишком «большое» слово для мероприятия в отдельно взятом регионе страны. Тут, скорее, следует говорить о честности, о честных выборах, отсутствии фальсификаций… Но, возможно, в словаре «ЕР» нет таких слов, как честность…

 

И самое главное: «Мы бы хотели, чтобы праймериз стал праздником, чтобы было все красиво, и у кандидата, который будет выступать, была реальная площадка, на которой он может высказаться, рассказать о своей программе. Праймериз должен быть ярким!»

 

То есть получается, что с точки зрения госпожи Талабаевой праймериз – не выборы, а праздник. Шоу! Потому и единственное число.

 

Интересно, кто будет в этом участвовать? Какие артисты? Пока что вроде бы готовятся лиса Алиса и кот Базилио, то бишь Виктория Николаева и Игорь Пушкарев.

 

Марина Завадская

«Арсеньевские вести», №16, 17.04.13

http://www.arsvest.ru/rubr/3/3128

.