Отчет


 

о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за 2009-2010 годы»

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.4.5.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2011 год.

 

Предмет контрольного мероприятия

 

Деятельность объектов контрольного мероприятия по использованию бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Объекты контрольного мероприятия

 

Министерство регионального развития Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия), администрация Магаданской области, по запросу  Правительство Республики Алтай, Правительство Республики Бурятия, Правительство Республики Коми, Правительство Республики Карелия, Правительство Республики Хакасия, Правительство Республики Тыва, администрация Алтайского края, правительство Забайкальского края, правительство Камчатского края, правительство Хабаровского края, правительство Амурской области, правительство Вологодской области, правительство Иркутской области, администрация Кемеровской области, администрация Ненецкого автономного округа, правительство Мурманской области, правительство Сахалинской области, правительство Свердловской области, администрация Томской области, правительство Тюменской области, правительство Ханты-Мансийского автономного округа, правительство Чукотского автономного округа, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, правительство Красноярского края.

 

Срок проведения контрольного мероприятия: июнь-ноябрь 2011 года.

 

Цель контрольного мероприятия

 

Проверить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Проверяемый период деятельности: 2009-2010 годы.

 

Краткая характеристика объектов контрольного мероприятия

 

Коренные малочисленные народы Российской Федерации  народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

 

Правовое положение малочисленных народов регулируется федеральными законами от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

 

Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 апреля 2006 года № 536-р утвердило перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее  малочисленные народы Севера), в который вошли 40 малочисленных народов Севера.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и перечень видов их традиционной хозяйственной деятельности, к которым относятся животноводство (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак), звероводство, переработка продукции животноводства и звероводства, бортничество, пчеловодство, рыболовство, промысловая охота, земледелие (огородничество), заготовка древесины, собирательство, добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, сувениров, вязание сетей, резьба по кости и дереву), строительство национальных традиционных жилищ.

 

В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера, общая численность которых превышает 245 тыс. человек, из них только в Республике Саха (Якутия)  более 40,2 тыс. человек (16,4 % общей численности). Около 65 % граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности.

 

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.

 

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации (далее  Минрегион России).

 

В период 2002-2008 годов финансовая поддержка малочисленных народов Севера осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» (далее  Программа), которая реализовывалась на территории 26 субъектов Российской Федерации. За весь период реализации Программы на финансирование мероприятий направлено 2658858,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета  1019500,0 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации  1264629,5 тыс. рублей, внебюджетных источников  374728,5 тыс. рублей.

 

В рамках Программы построены и введены в эксплуатацию школы и дошкольные учреждения на 5149 мест, жилье общей площадью 15415,6 кв. м, линии электропередач протяженностью 64,41 км, 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные энергоустановки, 20 производственных пунктов (рыболовецкие и рыбо-перерабатывающие базы, лесо-перерабатывающий цех в Республике Тыва, цех по переработке грибов и ягод в с. Междуречье Ханты-Мансийского автономного округа, оленеводческие базы), дом охотника в Камчатской области и дом народов Севера в г. Якутске, организованы 4 фактории, приобретены 31 снегоход «Буран», 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14 радиотелефонов, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, 5 комплектов холодильного оборудования, минипекарни.

 

Результаты контрольного мероприятия

 

1. Анализ выполнения мероприятий, осуществляемых Минрегионом России и субъектами Российской Федерации с целью реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Проверкой установлено, что показатели социально-экономического развития районов компактного проживания малочисленных народов Севера ниже, чем средние показатели по соответствующему субъекту Российской Федерации. Так, доля жилого фонда, оборудованного водопроводом и горячим водоснабжением, в местах компактного проживания малочисленных народов Севера в 25 раз меньше, чем в целом по соответствующим субъектам Российской Федерации.

 

Уровень безработицы в районах, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,52 раза превышает средний уровень по Российской Федерации. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе не имеют работы 24,5 % представителей малочисленных народов Севера, а в Амурской области  47,8 процента.

 

С целью создания в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера Правительство Российской Федерации распоряжением от 4 февраля 2009 года № 132-р утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее  Концепция), предусматривающую решение следующих задач:

 

- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования;

- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

- повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера до средне-российского уровня;

- создание условий для улучшения демографических показателей;

- повышение доступа к образовательным услугам;

- содействие развитию общин;

- сохранение культурного наследия.

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р Минрегионом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был разработан План мероприятий по реализации в 2009-2011 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее  План мероприятий), который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 1245-р.

 

Деятельность Минрегиона России по реализации Концепции

 

Во исполнение Плана мероприятий приказом Минрегиона России от 9 декабря 2009 года № 565 утверждена «Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов». Апробация указанной методики осуществляется во взаимодействии с ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК Роснефть», НК «Сахалин Энерджи», совхозом Верхнепуровское Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

Во исполнение Плана мероприятий и в связи с принятием Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Минрегионом России в 2010 году подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений в части унификации терминологии, касающейся малочисленных народов Севера.

 

В 2011 году Минрегионом России направлен на рассмотрение в Минюст России (письмо от 21 сентября 2011 года № 25884/РП/04) согласованный с ФСБ России, Федеральным агентством по рыболовству, Минфином России законопроект «О внесении изменений в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».

 

Планом мероприятий предусматривалось развитие форм социального и государственно-частного партнерства представителей малочисленных народов Севера, органов государственной власти, местного самоуправления и компаний. Анализ отчетности за 20092010 годы, представленной субъектами Российской Федерации, показал, что в форме государственно-частного партнерства осуществлялось строительство объектов в ряде субъектов Российской Федерации. В с. Парабель Томской области для строительства пристройки к зданию гимназии привлечены внебюджетные средства в сумме 1187,6 тыс. рублей, в Чукотском автономном округе на строительство сельской участковой больницы привлечены внебюджетные средства в сумме 2000,0 тыс. рублей.

 

В целях создания эффективного функционирования процесса реализации на территории России, а также на международном рынке продукции традиционных промыслов и ремесел и для повышения социально-экономического уровня жизни малочисленных народов Севера по заказу Минрегиона России в рамках реализации мероприятий в сфере государственной национальной политики проведена аналитическая разработка «Бизнес-модель и формы государственно-частного партнерства в продвижении продукции традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера».

 

По итогам разработки 1314 сентября 2010 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся семинар по обсуждению бизнес-модели, участники которого в целом одобрили бизнес-модель и формы развития предпринимательства на основе традиционных отраслей хозяйства и основные направления государственно-частного партнерства в указанной сфере.

 

Разработанная бизнес-модель, согласно информации, полученной от 13 субъектов Российской Федерации, разослана в муниципальные органы управления на территории проживания коренных малочисленных народов для ее практического использования.

 

В целях сохранения исконной среды обитания и традиционного природопользования Планом мероприятий предусматривалось создание в период 2009-2011 годов модельных территорий традиционного природопользования федерального значения. Модельные территории традиционного природопользования федерального значения на момент проведения проверки не созданы. В Хабаровском крае проводятся организационные мероприятия по созданию модельных территорий. В Ханты-Мансийском автономном округе принят закон о территориях традиционного природопользования регионального значения.

 

Планом мероприятий Минрегиону России было предусмотрено разработать и в I квартале 2010 года внедрить систему показателей качества жизни малочисленных народов Севера. На основании государственного контракта от 3 августа 2009 года № 105, заключенного Минрегионом России с некоммерческой организацией «Фонд информационного обеспечения науки», разработана система, включающая 14 финансовых, 16 бюджетных, 12 экономических, 26 экологических и 10 социальных показателей. Стоимость выполненных по указанному контракту работ составила 590,0 тыс. рублей, работы приняты и оплачены Минрегионом России полностью.

 

В числе разработанных показателей имеются такие показатели как доход на душу населения в целом по региону, расходы населения на культурно-бытовые нужды, расходы населения на оплату медицинских услуг и медикаментов, а также на оплату услуг связи, на приобретение одежды и обуви, продовольствия, доля налогов в доходной части консолидированного бюджета, используемая на развитие социальной инфраструктуры в регионе, расходы федерального бюджета на выплату трансфертов коренным малочисленным народам.

 

В систему показателей качества жизни малочисленных народов Севера включены скорость и направление ветра, звук, строение земли, круговорот веществ в природе.

 

В качестве интегрального показателя качества жизни малочисленных народов Севера рекомендованы показатели абсолютного и относительного (на душу населения) производства валовой продукции традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (оленеводства) и рыбоводства в натуральном и стоимостном выражении.

 

Указанные показатели в интересах решения задач повышения качества жизни малочисленных народов Севера в субъектах Российской Федерации не используются, их мониторинг не осуществляется, официальная статистика по ним отсутствует. Таким образом, система показателей Минрегионом России разработана, но не внедрена. Отсутствие практического применения системы показателей, расходы федерального бюджета на разработку которой составили 590,0 тыс. рублей, свидетельствует о неэффективном использовании Минрегионом России бюджетных средств, что не отвечает требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Срок действия Плана мероприятий завершается в 2011 году. По состоянию на 1 ноября 2011 года План мероприятий по реализации Концепции на период 20122015 годов Минрегионом России и другими заинтересованными органами исполнительной власти не разработан.

 

Приказом Росстата от 7 августа 2009 года № 163 форма № НС «Сведения о численности малочисленных народов Севера», которая предусматривала сбор информации о численности населения по полу и возрастным группам по каждой национальности, отменена. В результате показатели, характеризующие состав малочисленных народов по половозрастному принципу, по этническому составу, плотности населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, теперь могут быть получены только по итогам переписи населения, то есть 1 раз в 810 лет.

 

Деятельность субъектов Российской Федерации по реализации Концепции

 

В Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе утверждены концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, предусматривающие решение задач создания условий для увеличения продолжительности жизни (развитие здравоохранения, обязательная диспансеризация), повышения уровня и доступности образования, сохранения и развития традиционного природопользования.

 

В 2009 году правительство Ханты-Мансийского автономного округа утвердило модельное соглашение недропользователей с субъектами права традиционного природопользования, в рамках которого проведена апробация указанной методики. Соглашением предусмотрено, что компания при пользовании недрами обеспечивает максимальную удаленность промышленных объектов от объектов традиционного хозяйствования, а также возмещает убытки и упущенную выгоду, связанные с изъятием из традиционного природопользования природных ресурсов, кроме того, ежегодно передает представителям малочисленных народов Севера бензин и дизельное топливо в безвозмездное пользование сроком на 4 года  снегоход, лодочный мотор, автономную электростанцию, оказывает помощь в предоставлении транспорта для завоза продуктов питания, оборудования и вывоза заготпродукции с мест промысла.

 

В субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы, направленные на социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера. В Республике Саха (Якутия) разработаны и утверждены программы социально-экономического развития 18 районов проживания малочисленных народов Севера.

 

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддерживается развитие общинных форм самоуправления малочисленных народов Севера. В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 84 родовых общины, из них 25  в 2010 году. На территории Хабаровского края зарегистрировано 170 общин, в деятельности которых занято 1800 представителей малочисленных народов Севера.

 

Коренным малочисленным народам Севера и этническим общностям предоставлено приоритетное право на пользование животным миром и водными биологическими ресурсами в местностях традиционного проживания и хозяйственной деятельности. В Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2011 года за родовыми общинами на основании распоряжений Правительства Республики закреплено 86 охотничьих участков общей площадью 25929,2 тыс. га, за 77 кооперативами, занимающимися оленеводством, закреплена земля общей площадью 16862,2 тыс. га. В Хабаровском крае для осуществления традиционного рыболовства отведен 141 рыбопромысловый участок (17,5 % общего числа рыбопромысловых участков края), 18 общинам в долгосрочную аренду переданы охотничьи угодья площадью 12,7 млн. га (22 % общей площади охотничьих угодий края). Оленьи пастбища занимают 21,6 % в общем объеме земельных ресурсов края.

 

В Ханты-Мансийском автономном округе зарегистрировано 475 территорий традиционного природопользования с общим количеством субъектов права традиционного природопользования 3958 человек. Традиционную хозяйственную деятельность осуществляют 60 предприятий с общей численностью работающих 1310 человек.

 

В Магаданской области зарегистрировано 67 родовых общин, за 10 родовыми общинами закреплены охотничьи участки общей площадью 2782,7 тыс. га. Мероприятия по поддержке ведения охотничьего хозяйства родовых общин в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности осуществлялись путем возмещения фактически понесенных родовыми общинами затрат на приобретение лицензий, аренду участков, проведение учетных работ и биотехнических мероприятий. Общая сумма возмещения затрат составила 528,5 тыс. рублей.

 

Мероприятия по подготовке и проведению Второго Международного десятилетия коренных народов мира

 

В связи с провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН Второго Международного десятилетия коренных народов мира распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1639-р утвержден комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира (далее  комплекс мер).

 

Согласно распоряжению финансирование комплекса мер осуществляется ежегодно в пределах средств, предусматриваемых Минрегиону России в федеральном бюджете по целевой статье «Мероприятия в сфере межнациональных отношений» подраздела «Другие общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в объеме 80000,0 тыс. рублей. По решению Минрегиона России из общей суммы ассигнований на реализацию мероприятий, непосредственно связанных с малочисленными народами Севера, в 2009 году было направлено 25071,8 тыс. рублей, в 2010 году  79972,4 тыс. рублей.

 

Для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в рамках мероприятий Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов мира в 2009 году Минрегионом России проведено 16 открытых аукционов, в 2010 году  21 открытый аукцион, из них 11  в электронной форме. Решения о проведении открытых аукционов (в том числе в электронной форме) и открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов утверждались приказами Минрегиона России. Информация о технических заданиях размещалась Минрегионом России на официальном сайте.

 

Экономия по результатам проведенных Минрегионом России конкурсных процедур в 2009 году составила 2978,3 тыс. рублей, в 2010 году  9100,0 тыс. рублей.

 

В целях реализации комплекса первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира в 2009 году Минрегионом России заключено 14 государственных контрактов на общую сумму 25071,8 тыс. рублей, в 2010 году  21 государственный контракт на общую сумму 79972,4 тыс. рублей. Кассовые расходы по заключенным государственным контрактам составили 24909,5 тыс. рублей и 79972,3 тыс. рублей, соответственно.

 

Проверкой установлено, что при исполнении 14 государственных контрактов были нарушены сроки выполнения работ. Минрегионом России штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ на сумму 2376,6 тыс. рублей исполнителям не предъявлялись.

 

2. Анализ исполнения федеральных законов о бюджете и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия предоставления бюджетных средств на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 2008 года № 204ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера», подразделу «Иные межбюджетные трансферты», целевой статье расходов бюджетной классификации 5270000 «Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году в сумме 600000,0 тыс. рублей, в 2010 году  240000,0 тыс. рублей.

 

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых постоянно проживают малочисленные народы Севера, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, и территории которых включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р.

 

Правительство Российской Федерации постановлением от 10 марта 2009 года № 217 утвердило Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера (далее  Правила), согласно которым субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования, развитие и модернизацию инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, а также на развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов Севера, в том числе проведение этнокультурных мероприятий.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» приказом Минрегиона России от 26 июня 2009 года № 237 утверждены форма соглашения о предоставлении субсидии и перечень отчетности, представляемой субъектами Российской Федерации по результатам реализации мероприятий.

 

В 2009-2010 годах на решение задач, определенных Концепцией, из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривались ассигнования в общей сумме 2328615,0 тыс. рублей, в том числе:

 

 

В 2009 году приказами Минрегиона России утверждено распределение субсидий 18 субъектам Российской Федерации в общей сумме 600000,0 тыс. рублей. Соглашениями, заключенными Минрегионом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривались обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению финансирования расходных обязательств за счет средств региональных бюджетов в сумме 566465,3 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников в сумме 3230,0 тыс. рублей (Камчатский край).

 

В соответствии с графиками Минрегионом России перечислено в бюджеты субъектов Российской Федерации 597063,6 тыс. рублей. Хабаровскому краю не перечислено 2300,0 тыс. рублей по причине непредставления им в декабре 2009 года установленной отчетной документации. Экономия по торгам составила 636,4 тыс. рублей (Республика Бурятия  76,4 тыс. рублей, Забайкальский край  235,0 тыс. рублей, Мурманская область  325,0 тыс. рублей).

 

Согласно отчетным данным произведены расходы в сумме 1115808,8 тыс. рублей (95,4 % объема, предусмотренного соглашениями), в том числе: за счет средств федерального бюджета  539618,3 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов  576190,5 тыс. рублей.

 

В течение 2009 года с нарушением сроков представлялась отчетность республиками Тыва и Бурятия, Чукотским автономным округом, Сахалинской, Кемеровской, Мурманской и Свердловской областями.

 

В нарушение условий соглашений в 2009 году не выполнены условия софинансирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на общую сумму 39725,0 тыс. рублей, в том числе: Мурманской областью  на 1661,5 тыс. рублей (45,4 % от общего объема предусмотренных соглашениями средств); Кемеровской областью  на 5217,7 тыс. рублей (27,1 %); Чукотским автономным округом  на 23309,0 тыс. рублей (35,9 %); Сахалинской областью  на 1934,4 тыс. рублей (37,1 %); Забайкальским краем  на 796,9 тыс. рублей (17 %); Республикой Тыва  на 515,8 тыс. рублей (11,6 %); Хабаровским краем  на 2081,0 тыс. рублей (13 %); Камчатским краем  на 3205,6 тыс. рублей (14,6 %); Магаданской областью  на 1003,1 тыс. рублей (5,4 процента).

 

В ходе реализации мероприятий по поддержке экономического и социального развития малочисленных народов Севера в 2009 году освоены средства в сумме 1020231,7 тыс. рублей, или 87,2 % объема финансирования, предусмотренного соглашениями. Освоение бюджетных средств составило: в Камчатском крае  84,6 %, в Магаданской области  80,5 %, в Республике Бурятия  62,6 %, в Сахалинской области  64,9 %, в Хабаровском крае  63,5 %, в Мурманской области  65,7 %, в Республике Саха (Якутия)  64 %, в Забайкальском крае  21,1 процента.

 

В 2010 году Минрегионом России бюджетам 22 субъектов Российской Федерации распределено 240000,0 тыс. рублей. Соглашениями предусматривались обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению финансирования расходных обязательств за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 922149,7 тыс. рублей.

 

Средства субсидии в общей сумме 239229,6 тыс. рублей в установленные соглашениями сроки перечислены Минрегионом России субъектам Российской Федерации. Не перечислены субсидии: Сахалинской области  в сумме 352,9 тыс. рублей в связи с непредставлением отчетности, ХантыМансийскому автономному округу  в сумме 388,8 тыс. рублей на компенсацию расходов по оплате обучения студентов в высших учебных заведениях в связи с отсутствием заявок на получение субсидий и Мурманской области  в сумме 28,7 тыс. рублей в связи с экономией по торгам.

 

Расходы бюджетных средств на финансирование мероприятий по поддержке экономического и социального развития малочисленных народов Севера в 2010 году составили 1455872,4 тыс. рублей (125,4 % объема, предусмотренного соглашениями), из них: средства федерального бюджета  236597,9 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации  1009157,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов  210116,6 тыс. рублей, кроме того привлечены внебюджетные средства в сумме 3187,6 тыс. рублей.

 

Увеличение объемов финансирования по сравнению с показателями, установленными соглашениями, произошло за счет направления субъектами Российской Федерации дополнительных средств на поддержку малочисленных народов Севера.

 

В нарушение условий соглашения администрацией Магаданской области в 2010 году не выполнены условия софинансирования на сумму 5553,1 тыс. рублей (35,6 % объема софинансирования по соглашению).

 

Приказом Минрегиона России от 23 марта 2010 года № 123 подтверждена потребность субъектов Российской Федерации в использовании в 2010 году остатков субсидий в сумме 60836,2 тыс. рублей, предоставленных из федерального бюджета в 2009 году.

 

Внебюджетные средства в 2010 году привлечены на строительство сельской участковой больницы в с. Рыркайпий Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа в сумме 2000,0 тыс. рублей и на строительство пристройки к зданию корпуса № 1 гимназии с. Парабель Томской области  в сумме 1187,6 тыс. рублей.

 

Всего в 2010 году освоены средства в сумме 1529177,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета  в сумме 285253,4 тыс. рублей, из них субсидии 2010 года  в сумме 224522,6 тыс. рублей. В Магаданской области освоение бюджетных средств составило 44,4 процента.

 

Согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации, за счет средств, направленных в 20092010 годах на поддержку социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, построено 6 школ на 1027 ученических мест, 7 оленеводческих баз, 6 корпусов сельских и районных больниц, туберкулезный диспансер, фельдшерско-акушерский пункт, 2 спортивных центра, эколого-туристический центр, минизавод по переработке рыбы, осуществлен капитальный ремонт 3 мостов, для родовых общин приобретено 4 трактора, 2 холодильные камеры и морозильная установка, 8 генераторов для муниципальных электростанций, 24 снегохода.

 

В проверяемом периоде в муниципальные образования  места компактного проживания малочисленных народов Севера  также направлялись бюджетные средства в виде дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидий на развитие традиционных отраслей хозяйствования, субсидий на реализацию региональных и ведомственных целевых программ, а также грантов национально-культурного возрождения малочисленных народов Севера.

 

3. Анализ эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

3.1. Эффективность использования бюджетных средств в Республике Саха (Якутия)

 

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год» на поддержку малочисленных народов Севера предусмотрено 146279,2 тыс. рублей, в том числе: за счет субсидии из федерального бюджета  112924,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Республики  33355,2 тыс. рублей. Фактическое финансирование мероприятий составило в 2009 году 125646,5 тыс. рублей.

 

Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год» на поддержку малочисленных народов Севера предусмотрено 178875,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета  98556,0 тыс. рублей, средств бюджета Республики  80319,4 тыс. рублей. Исполнение бюджета в 2010 году (с учетом неисполненных обязательств 2009 года) по расходам на поддержку малочисленных народов Севера составило 180371,8 тыс. рублей.

 

В Республике Саха (Якутия) полномочия в сфере государственной поддержки коренных малочисленных народов в соответствии с Указом Президента Республики от 25 июня 2002 года № 318 возложены на департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики (далее  Департамент).

 

Строительство общежития для медработников в г. Якутске

 

В соответствии с государственным контрактом от 27 ноября 2009 года № 31ОА, заключенным между государственным учреждением Научно-производственный центр «Фтизиатрия» (далее  ГУ НПЦ «Фтизиатрия») и открытым акционерным обществом «Центрснаб» (далее  ОАО «Центрснаб»), с 2009 года ведется строительство общежития для медработников в г. Якутске. Стоимость строительства согласно условиям контракта составляет 146099,0 тыс. рублей, источники финансирования  средства субсидии и республиканского бюджета, предназначенные на поддержку малочисленных народов Севера.

 

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 59З № 121-III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» бюджетные средства, выделенные на поддержку малочисленных народов Севера, направляются в адресном порядке исключительно в местности их компактного проживания.

 

В нарушение требований статьи 4 вышеназванного Закона Республики Саха (Якутия) на строительство общежития для медработников в г. Якутске, который в перечень мест компактного проживания малочисленных народов Севера не включен, ГУ НПЦ «Фтизиатрия» в 20092010 годах по государственному контракту от 27 ноября 2009 года № 31ОА израсходовано 125338,0 тыс. рублей бюджетных средств, из которых: 100238,0 тыс. рублей  средства субсидии, 25100,0 тыс. рублей  средства республиканского бюджета. Кроме того, назначение строящегося за счет средств субсидии объекта прямо не указывает на целевой характер расходования средств на развитие сферы медицинского обслуживания коренных малочисленных народов Севера.

 

В федеральном законодательстве подобная норма, определяющая необходимость направления субсидий на цели развития медицинского обслуживания именно в места традиционного проживания малочисленных народов Севера не предусмотрена. Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов, направленных на развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий.

 

Финансирование строительства общежития для медицинских работников в г. Якутске осуществляется в соответствии с письмом Президента Республики от 17 июня 2009 года № 406-ВШ и законами Республики Саха (Якутия) о бюджете. В Перечень мероприятий по поддержке малочисленных народов Севера, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2009 года № 1088-р, строительство указанного общежития не включено.

 

В нарушение пункта 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минздрав Республики Саха (Якутия) при отсутствии заключений государственной экспертизы неоднократно утверждал существенные изменения проектной документации на строительство общежития для медицинских работников в г. Якутске.

 

Проверкой установлено, что в отчетности за 2009 год, представленной Правительством Республики Саха (Якутия) в Минрегион России, объем освоения бюджетных средств при строительстве общежития для медработников в г. Якутске был завышен на 38444,6 тыс. рублей. Указанные средства получены генподрядчиком ОАО «Центрснаб» по государственному контракту в качестве аванса и по состоянию на 1 января 2010 года освоены не были.

 

По состоянию на 20 июня 2011 года расходные обязательства Республики по строительству общежития для медицинских работников в г. Якутске нормативным правовым актом Республики не установлены, что не отвечает требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 978 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом».

 

Строительство школы в с. Сасыр Момского улуса

 

В период 2006-2010 годов в с. Сасыр Момского улуса за счет средств, предназначенных на поддержку социально-экономического развития малочисленных народов Севера, велось строительство школы.

 

В нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство школы в с. Сасыр от 1 марта 2006 года № 01 было выдано администрацией муниципального образования «Момский район» при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

 

Первоначально строительство школы осуществлялось за счет средств ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года». Согласно государственному контракту от 19 сентября 2006 года № 308/300-р1, заключенному ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)» с ОАО «Стройгруп» на сумму 87788,5 тыс. рублей, строительство школы в с. Сасыр должно было завершиться 26 августа 2007 года. Расходы бюджетных средств на строительство школы в период 20062008 годов составили 40850,0 тыс. рублей (из них строительно-монтажные работы  37354,2 тыс. рублей), в том числе средств федерального бюджета  19500,0 тыс. рублей. В установленные сроки строительство школы в с. Сасыр завершено не было, государственный контракт в мае 2009 года расторгнут.

 

В целях завершения строительства школы по результатам открытого аукциона между ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)» и ОАО «Стройгруп» был заключен государственный контракт от 12 августа 2009 года № 780/376р1 на сумму 117964,4 тыс. рублей. Строительство школы завершено в октябре 2010 года, при этом стоимость строительства увеличилась с 87788,5 тыс. рублей до 159136,6 тыс. рублей, или на 81,3 процента.

 

В соответствии с Порядком безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики в муниципальную собственность, установленным Законом Республики от 11 октября 2006 года 3793 № 771-III «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)», построенная в с. Сасыр школа подлежит передаче в муниципальную собственность. По состоянию на 20 июня 2011 года Правительством Республики соответствующее решение о безвозмездной передаче объекта в муниципальную собственность не принято.

 

В нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)» и ГУ НПЦ «Фтизиатрия» были заключены 2 государственных контракта от 12 августа 2009 года № 780/376р1 и от 27 ноября 2009 года № 31ОА на строительство школы в с. Сасыр Момского улуса и общежития для медицинских работников в г. Якутске, расходные обязательства по которым превысили выделенные в 2009 году лимиты бюджетных обязательств на эти цели на сумму 75980,3 тыс. рублей и 83075,0 тыс. рублей, соответственно.

 

Закупка оборудования для МО «Походский наслег»

 

На основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2009 года № 1088р Департамент, администрация Нижнеколымского района и администрация муниципального образования «Походский наслег» 20 ноября 2009 года заключили соглашения на приобретение оборудования для пакетирования рыбной продукции и шоковой заморозки рыбы для МО «Походский наслег», в соответствии с которыми Департамент перечислил в 2009 году в бюджет района субсидию в размере 3795,2 тыс. рублей. Из местного бюджета на указанные цели выделено 200,0 тыс. рублей.

 

Администрацией МО «Нижнеколымский район» с ООО СК «Даймонд» в 2009 году были заключены:

 

4 муниципальных контракта от 17 декабря 2009 года на поставку оборудования для пакетирования рыбной продукции на общую сумму 1807,2 тыс. рублей;

5 муниципальных контрактов от 17 декабря 2009 года на поставку оборудования для шоковой заморозки рыбы на общую сумму 2188,0 тыс. рублей.

 

В нарушение постановления Правительства Республики от 31 января 2009 года № 38 «О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и условий муниципальных контрактов администрацией МО «Нижнеколымский район» 23 декабря 2009 года на счет ООО СК «Даймонд» авансом перечислены средства в сумме 3805,4 тыс. рублей, или 95,2 % стоимости контрактов (вместо 30 %, предусмотренных условиями контрактов).

 

В соответствии с пунктом 6 муниципальных контрактов оборудование должно быть поставлено в г. Якутск до 17 апреля 2010 года, при этом в муниципальных контрактах, заключенных с ООО СК «Даймонд», не предусматривались доставка оборудования до с. Походск, его монтаж и пусконаладочные работы. Акты приемки всего оборудования подписаны 31 марта 2010 года уполномоченным лицом в г. Якутске.

 

Согласно пояснениям администрации МО «Нижнеколымский район» от 17 июня 2011 года № 0124/4797 в с. Походск поступило оборудование на сумму 1561,7 тыс. рублей, оставшееся оборудование на сумму 2433,5 тыс. рублей в с. Походск не поставлено. Закупленное в марте 2010 года по муниципальным контрактам оборудование для пакетирования рыбной продукции и шоковой заморозки рыбы общей стоимостью 3995,2 тыс. рублей на момент проверки в эксплуатацию не введено, что указывает на несоблюдение принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

В нарушение пункта 3.3 Указа Президента Республики от 25 июня 2002 года № 318 «О Департаменте по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия)» и пункта 2.3.3 соглашения от 20 ноября 2009 года действенные меры по выполнению соглашений и обеспечению эффективности использования бюджетных средств, выделенных на эти цели, со стороны Департамента не принимались.

 

Строительство оленеводческих баз

 

В 2009 году осуществлялось строительство 7 оленеводческих баз. Условиями контрактов завершение строительства предусматривалось в декабре 2009 года. На момент проверки отсутствовали акты приемки законченных строительством объектов по 2 оленеводческим базам на общую сумму 6131,0 тыс. рублей.

 

При подготовке исходно-разрешительной документации заказчиком строительства не были оформлены в установленном порядке документы на земельные участки для строительства оленеводческих баз. По указанной причине на построенные оленеводческие базы общей стоимостью 19750,7 тыс. рублей не оформлено право собственности Республики Саха (Якутия), что не отвечает требованиям статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 

3.2. Эффективность использования бюджетных средств в Магаданской области

 

В соответствии с законом Магаданской области «Об областном бюджете на 2009 год» (с изменениями) на поддержку малочисленных народов Севера выделено 74220,0 тыс. рублей, в том числе:

 

- на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса школы в с. Тахтоямск  16933,0 тыс. рублей;

- на переустройство нежилых помещений под больницу и поликлинику в с. Тауйск  10312,2 тыс. рублей;

- на реконструкцию школы в с. Гижига  46974,8 тыс. рублей.

 

Кассовые расходы бюджета области по финансированию мероприятий в 2009 году составили 70641,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета  60000,0 тыс. рублей, или 100 %; областного бюджета  10641,4 тыс. рублей, или 74,8 процента.

 

В 2010 году в соответствии с законом Магаданской области «Об областном бюджете на 2010 год» на поддержку малочисленных народов Севера предусмотрено 36203,1 тыс. рублей, в том числе:

 

- на реконструкцию школы в с. Гижига  26166,8 тыс. рублей;

- на переустройство нежилых помещений под больницу и поликлинику в с. Тауйск в рамках областной целевой программы «Социальноэкономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживаю щих на территории Магаданской области» на период 20102018 годов  10036,3 тыс. рублей.

 

Кассовые расходы бюджета области по указанным мероприятиям в 2010 году составили 11829,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета  11124,7 тыс. рублей.

 

Переустройство нежилых помещений под больницу и поликлинику в с. Тауйск

 

Муниципальным учреждением здравоохранения «Ольская центральная районная больница» (далее  МУЗ «ОЦРБ») по муниципальному контракту с ООО «Вадалей 1.9» от 4 марта 2010 года № 3 приняты по форме КС2 от 24 июня 2010 года и оплачены за счет средств субсидии из федерального бюджета работы по поставке и монтажу дизельной электростанции, установке пожарной сигнализации с речевым оповещением на общую сумму 1801,9 тыс. рублей. При этом указанные работы на объекте фактически выполнены не были, что подтверждается актом рабочей комиссии по приемке законченного строительством объекта от 25 сентября 2010 года. В результате неправомерных действий главного врача МУЗ «ОЦРБ» Л.В. Рогозина муниципальному учреждению причинен ущерб на сумму 1801,9 тыс. рублей. МУЗ «ОЦРБ» 30 июня 2011 года в Арбитражный суд Магаданской области направлено исковое заявление о взыскании с подрядной организации ООО «Вадалей 1.9» денежных средств за невыполненные работы на сумму 1801,9 тыс. рублей.

 

МУЗ «ОЦРБ» 6 октября 2010 года с ООО «Вадалей 1.9» заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории больницы на сумму 1500,8 тыс. рублей. Срок исполнения обязательств по контракту был установлен до 21 ноября 2010 года. В установленный условиями контракта срок работы по благоустройству и озеленению подрядчиком выполнены не были. При этом МУЗ «ОЦРБ» 25 ноября 2010 года по истечению срока исполнения контракта перечислило на расчетный счет ООО «Вадалей 1.9» аванс в сумме 450,2 тыс. рублей.

 

В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» МУЗ «ОЦРБ» 1 декабря 2010 года было подписано дополнительное соглашение о продлении до 15 июля 2011 года (на 7 месяцев) срока действия муниципального контракта от 6 октября 2010 года № 16, заключенного с ООО «Вадалей 1.9».

 

Таким образом, средства, израсходованные МУЗ «ОЦРБ» на благоустройство территории и оплату невыполненных на момент проверки работ по поставке и монтажу дизельной электростанции, установке пожарной сигнализации с речевым оповещением на общую сумму 2252,1 тыс. рублей, представляют собой неэффективные расходы бюджетных средств, что указывает на несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Администрацией МО «Ольский район» в нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии невыполненных работ по объекту «Переустройство нежилых помещений под больницу и поликлинику в с. Тауйск» на сумму 3302,7 тыс. рублей выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

 

Муниципальным заказчиком  МУЗ «ОЦРБ»  в нарушение статей 8 и 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129ФЗ «О бухгалтерском учете» несвоевременно отражены в бухгалтерском учете операции по расчетам с подрядными организациями за выполненные работы на общую сумму 990,0 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2010 года в бухгалтерском учете МУЗ «ОЦРБ» и в отчетности Ольского района не отражена кредиторская задолженность в сумме 990,0 тыс. рублей за принятые по актам от 30 ноября 2009 года работы. Работы оплачены в III квартале 2010 года.

 

Реконструкция школы в с. Гижига

 

На выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции учебного корпуса школы с. Гижига Северо-Эвенского района между заказчиком-застройщиком МОГУП «Магаданоблстрой» и подрядной организацией ООО «Магадан АгроСтрой» заключен государственный контракт от 31 августа 2009 года № 05/1 на сумму 35905,0 тыс. рублей со сроком исполнения 25 декабря 2009 года. В ноябре-декабре 2009 года подрядной организации перечислены средства в сумме 35720,2 тыс. рублей, объем выполненных работ на 31 декабря 2009 года составил 27571,2 тыс. рублей. На момент проверки штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ предъявлены не были.

 

В нарушение положений статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий государственных контрактов, предусматривающих оформление в письменной форме всех изменений к ним, дебиторская задолженность в сумме 8149,0 тыс. рублей по контракту от 31 августа 2009 года № 05/1 без урегулирования договорных отношений в части сроков и объемов исполнения работ была зачтена заказчиком-застройщиком при расчетах по другому государственному контракту от 20 июля 2010 года № 4А/2010 на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции учебного корпуса этой же школы с тем же подрядчиком ООО «Магадан АгроСтрой».

 

Постановлением губернатора Магаданской области от 1 августа 2011 года № 79п утвержден перечень поручений по устранению нарушений, выявленных в результате проверки, проведенной Счетной палатой Российской Федерации в Магаданской области в июне-июле 2011 года.

 

Контрольным управлением Магаданской области в Счетную палату Российской Федерации представлена информация от 16 августа 2011 года № 4293, от 30 августа 2011 года № 0311/718 и от 14 сентября 2011 года № 0311/780 о принятых мерах и устранении выявленных нарушений, согласно которой обязательства ООО «Вадалей 1.9» по поставке и монтажу дизельной электростанции не выполнены. Расчетные счета указанной организации арестованы, судебное разбирательство отложено в связи с изъятием 25 августа 2011 года органами ФСБ России оригиналов документов по строительству Тауйской больницы (заказчик строительства  МУЗ «ОЦРБ»). Выявленные в МУЗ «ОЦРБ» нарушения бухгалтерского учета устранены.

 

3.3. Анализ выполнения показателей результативности предоставления субсидий субъектам Российской Федерации

 

В соответствии с Правилами определены 5 показателей результативности предоставления субсидий, анализ которых показал, что они не в полной мере позволяют выполнить функции контроля за эффективностью использования субсидий. Отчетные данные о выполнении показателей свидетельствует о том, что субъекты Российской Федерации в основном достигают требуемые значения показателей результативности.

 

Вместе с тем в 2009 году не выполнены показатель удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, Хабаровским краем и Сахалинской областью, показатель уровня доходов населения  Республикой Тыва и Сахалинской областью.

 

Превышены коэффициенты младенческой смертности в Республике Тыва, Красноярском крае, Камчатском крае, Сахалинской области и Чукотском автономном округе.

 

Показатель уровня зарегистрированной безработицы превышен в Хабаровском крае и Мурманской области. Превышены значения, установленные соглашениями, по количеству состоящих на учете больных активным туберкулезом в Республике Бурятия и Камчатском крае.

 

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2010 году превышен коэффициент младенческой смертности в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Хакасия и Республике Саха (Якутия).

 

Возражения и замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия отсутствуют.

 

Выводы

 

1. Реализация в период 2002-2008 годов мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года», выполнение в период 2009-2010 годов мероприятий Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не привели к существенному улучшению уровня экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Уровень жизни в районах компактного проживания малочисленных народов Севера ниже среднего по соответствующим субъектам Российской Федерации, уровень безработицы в 1,52 раза превышает средний уровень по Российской Федерации. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях отсутствует ежегодный мониторинг показателей численности и состояния социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

 

2. Расходы бюджетных средств на поддержку социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2009 году составили 1115808,8 тыс. рублей, или 95,4 % объема бюджетных ассигнований, в том числе: за счет средств федерального бюджета  539618,3 тыс. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов  576190,5 тыс. рублей. В 2010 году расходы на реализацию указанных мероприятий составили 1459060,0 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета  236597,9 тыс. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  1219274,5 тыс. рублей, внебюджетных средств  3187,6 тыс. рублей.

 

За счет средств, направленных в 2009-2010 годах на поддержку социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, построены 6 школ на 1027 ученических мест, 7 оленеводческих баз, 6 корпусов сельских и районных больниц, туберкулезный диспансер, фельдшерско-акушерский пункт, 2 спортивных центра, эколого-туристический центр, минизавод по переработке рыбы, осуществлен капитальный ремонт 3 мостов, для родовых общин приобретено 4 трактора, 2 холодильные камеры и морозильная установка, 8 генераторов для муниципальных электростанций, 24 снегохода.

 

3. В нарушение условий соглашений, заключенных с Минрегионом России, в 2009 году не выполнены условия софинансирования органами исполнительной власти Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Кемеровской, Сахалинской, Мурманской и Магаданской областей, Забайкальского, Хабаровского и Камчатского краев на общую сумму 39725,0 тыс. рублей, в 2010 году  администрацией Магаданской области на сумму 5553,1 тыс. рублей.

 

4. Не достигнуты результаты от использования бюджетных средств на общую сумму 6247,3 тыс. рублей, что не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:

 

3995,2 тыс. рублей  расходы бюджетных средств Республики Саха (Якутия) на приобретение в 20092010 годах оборудования для пакетирования рыбной продукции и шоковой заморозки рыбы, которое с марта 2010 года к месту назначения в МО «Походский наслег» в полном объеме не поставлено и в эксплуатацию не введено;

2252,1 тыс. рублей  расходы муниципального учреждения здравоохранения «Ольская центральная районная больница» Магаданской области по оплате в 2010 году работ по поставке и установке дизельной электростанции, благоустройству и озеленению, которые в нарушение условий муниципальных контрактов не выполнены.

 

В период 20092010 годов имело место невыполнение установленных значений отдельных показателей результативности использования средств субсидии в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия, Хабаровском крае, Камчатском крае, Сахалинской области, Мурманской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе.

 

5. В нарушение статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 59З № 121III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)» в 20092010 годах средства федерального бюджета в сумме 100238,0 тыс. рублей и средства бюджета Республики в сумме 25100,0 тыс. рублей направлены на строительство общежития для медицинских работников в г. Якутске, которое в перечень мест компактного проживания малочисленных народов Севера не включено.

 

При этом норма, ограничивающая направление средств субсидии на цели развития медицинского обслуживания малочисленных народов Севера территорией их традиционного проживания, в федеральном законодательстве и нормативных правовых актах Российской Федерации не предусмотрена.

 

6. Не зарегистрировано право собственности Республики Саха (Якутия) в отношении 7 построенных в 2009 году оленеводческих баз стоимостью 19750,7 тыс. рублей, что не отвечает требованиям статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

 

7. В 2009 году в нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственными учреждениями Республики Саха (Якутия) были заключены государственные контракты на строительство школы в с. Сасыр Момского улуса и общежития для медицинских работников в г. Якутске, бюджетные обязательства по которым превысили выделенные лимиты бюджетных обязательств на сумму 159055,3 тыс. рублей.

 

8. В деятельности отдельных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) допускались нарушения статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части порядка утверждения проектно-сметной документации.

 

Администрациями муниципальных районов Республики Саха (Якутия) выдача разрешений на строительство осуществлялась с нарушениями требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

Администрацией МО «Ольский район» Магаданской области выдача в 2010 году разрешения на ввод объекта «Переустройство нежилых помещений под больницу и поликлинику в с. Тауйск» в эксплуатацию произведена с нарушениями порядка, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

9. Минрегионом России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в основном выполнены мероприятия Плана по реализации в 20092011 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Вместе с тем на момент проверки Минрегионом России не внедрена система показателей качества жизни малочисленных народов Севера, не завершено создание модельных территорий традиционного природопользования федерального значения.

 

Утвержденные Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера показатели результативности предоставления субсидий не в полной мере позволяют выполнить функции контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

 

Минрегион России не обеспечил должный контроль за эффективным расходованием субъектами Российской Федерации средств субсидии на поддержку социально-экономического развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как получатель бюджетных средств допустил неэффективные расходы бюджетных средств в сумме 590,0 тыс. рублей, связанные с отсутствием внедрения системы показателей качества жизни малочисленных народов Севера.

 

В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Российской Федерации выявлены финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств на общую сумму 211170,7 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета  64558,1 тыс. рублей), в том числе неэффективные расходы  на сумму 6837,3 тыс. рублей.

 

Согласно информации от 16 ноября 2011 года № 6126, представленной губернатором Магаданской области в Счетную палату Российской Федерации, нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия, устранены.

 

Предложения

 

1. Направить представление Министру регионального развития Российской Федерации, в котором предложить:

 

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 217, в части порядка расходования средств на развитие сферы медицинского обслуживания коренных малочисленных народов и состава показателей результативности предоставления субсидий;

 

обеспечить:

 

- выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 1245-р, в части внедрения показателей качества жизни малочисленных народов Севера и завершения создания модельных территорий традиционного природопользования федерального значения;

- эффективность использования бюджетных средств;

- контроль за выполнением условий соглашений и обеспечением эффективного расходования средств субсидии субъектами Российской Федерации;

- выполнение комплекса мер по подготовке Плана мероприятий по реализации Концепции на период 2012-2015 годов.

 

2. Направить представление Президенту Республики Саха (Якутия), в котором предложить:

 

- разработать план мероприятий по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений;

 

обеспечить:

 

- соблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 978 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом»;

- оформление в собственность Республики Саха (Якутия) построенных в 2009 году оленеводческих баз стоимостью 19750,7 тыс. рублей;

- поставку и ввод в эксплуатацию в МО «Походский наслег» оборудования для пакетирования рыбной продукции и шоковой заморозки рыбы, на приобретение которого израсходовано 3995,2 тыс. рублей;

- контроль за соблюдением органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Республики норм, установленных статьями 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части утверждения в установленном порядке проектной документации и своевременного оформления разрешений на строительство;

- выполнение показателей результативности использования средств субсидии;

- принять меры по обеспечению надлежащего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на поддержку экономического и социального развития малочисленных народов Севера.

 

Направить информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Аудитор Счетной палаты

Российской Федерации А.В. Филипенко

 

Архив Бюллетеня Счетной палаты, №7 (175), 2012 г.

http://www.ach.gov.ru/ru/bulletin/949/

 

Из решения

Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 57К (824) «О результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации за 2009-2010 годы»:

 

Утвердить отчет о результатах контрольного мероприятия.

 

Направить представление Счетной палаты Министерству регионального развития Российской Федерации.

 

Направить представление Счетной палаты Президенту Республики Саха (Якутия).

Направить отчет о результатах контрольного мероприятия и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

.
 
Скачать файл "А.В. Филипенко. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за 2009-2010 годы»"А.В. Филипенко. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за 2009-2010 годы»
(pdf, 293Кб)