Мышление - странная штука. Невольные ассоциации, реминисценции оказываются более устойчивыми, чем самые рациональные соображения. С момента, когда я впервые увидел этого человека, не могу отделаться от мысли, что он мне кого-то напоминает. Причем, не личность, которую реально знал, а литературный персонаж. Изначально знал о нем очень немного. Тыловой генерал, отправленный в отставку и сильно жаждущий приобщиться к государевой службе без погон. Маленький, серый незаметный человечек. В одно время он просился кем-нибудь, лишь бы на госслужбу. Не взяли. И вдруг... взлетел в вице-губернаторы.

 

Единственная речь, которую мне довелось услышать из его уст потрясла. Содержательно - что-то о выборах. Но суть не в том. Человек не планировал и не убеждал. Он даже не ставил задачи. Он «назначал» виноватых, тех, кто будут «немедленно уволены», если что-то не выйдет. Иными словами, генерал, еще не вступив в бой, готовился к поражению. Почему-то тогда, по аналогии с «маршалом Победы» К. Жуковым возникла мысль о «генерале Поражение», отвечающим за «внутреннюю политику» в крае. Но это было не то. Какая-то другая картинка, другое лицо мерещилось за всем этим.

 

Поражения были. Причем, одно за другим. Подряд «проигрывались» районные выборы, разрушался аппарат управления. Один из самых управляемых регионов потихоньку, а где и весьма стремительно, распадался на автономные локалы, все слабее связанные между собой. Венцом деятельности человека, отвечающего за внутреннюю политику, стали более, чем скромные результаты партии власти на последних выборах. Казалось бы, трети таких «успехов» хватило бы любому чиновнику, чтобы лишиться не только места, но и многого другого. Не тут то было.

 

Каждый провал во внутренней политике оборачивался новым взлетов нашего героя. Исчезали те, кто «назначался» на роль виновного, даже, если они не имели к очередному достижению никакого отношения. Похоже, что искусство «перевести стрелки» было освоено им в совершенстве. И, поразительно, именно этот талант нашептывания, сталкивания лбами, талант разрушения оказался самым востребованным. Именно он будет отстаивать интересы власти на очередных выборах. И тут меня осенило. Да! Нашел! Был такой персонаж из «Трудно быть богом» Стругацких - орел наш, дон Рэба. Совсем недавно писал об убогости цитирования, но не могу удержаться. Далее по тексту...

 

«...Что он ни задумывал, все проваливалось. Он натравил друг на друга два влиятельных рода в королевстве, чтобы ослабить их и начать широкое наступление на баронство. Но роды помирились, под звон кубков провозгласили вечный союз и отхватили у короля изрядный кусок земли, искони принадлежавший Тоцам Арканарским. Он объявил войну Ирукану, сам повел армию к границе, потопил ее в болотах и растерял в лесах, бросил все на произвол судьбы и сбежал обратно в Арканар. Благодаря стараниям дона Гуга, о котором он, конечно, и не подозревал, ему удалось добиться у герцога Ируканского мира - ценой двух пограничных городов, а затем королю пришлось выскрести до дна опустевшую казну, чтобы бороться с крестьянскими восстаниями, охватившими всю страну. За такие промахи любой министр был бы повешен за ноги на верхушке Веселой Башни, но дон Рэба каким-то образом остался в силе.

 

Он упразднил министерства, ведающие образованием и благосостоянием, учредил министерство охраны короны, снял с правительственных постов родовую аристократию и немногих ученых, окончательно развалил экономику. За Гитлером стояли монополии. За доном Рэбой не стоял никто, и было очевидно, что штурмовики в конце концов сожрут его, как муху. Но он продолжал крутить и вертеть, нагромождать нелепость на нелепость, выкручивался, словно старался обмануть самого себя, словно не знал ничего, кроме параноической задачи - истребить культуру».

 

Правда, что-то знакомое, или мне показалось?

 

lenya, 05.01.12

http://lenya.livejournal.com/122072.html

ЖЖ хабаровского социолога и философа, профессора ТОГУ Леонида Бляхера

.