Я давно мечтал выступать зарубежом. В этот заезд я приобрёл первый опыт. Начал с ближайших стран СНГ.
 
Казахстан стал первой страной после России, которую я посетил, хотя это государство мало от России отличается. Казахстан очень похож на такие российские регионы как Татарстан и Башкортастан. Только при въезде нужно менять валюту и сим-карту. Дешевле многие цены, а из-за почти вдвое дешёвого (российского!) бензина проезд на автобусе и поезде был дешевле в полтора-два раза. Сервис немного поскромнее, но для меня, привыкшего на всём экономить в последнее время, как раз то, что нужно. Напрягало только отсутствие розеток в старых советских вагонах. Только на одном направлении я ехал в новом вагоне, а во всех остальных случаях - недошатанные совковые, которые в нашей стране сейчас уже всё больше переходят в разряд исключения из правила.
 
Уровень благосостояния в самых крупных городах пестрит соседством хрущёвских кварталов и турецкой роскоши, но в средних населённых пунктах Казахстан очень напоминает российскую глубинку. Сюда тоже в былые времена ссылали. А в тех краях, где находится нынешняя столица, раньше был один из столпов архипелага ГУЛАГ - АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников родины).
 
В Казахстане я вышел в плюс по сборам из-за дешёвых проездов. Во время гастролей испытывал типичные организационные трудности, но в целом результаты были получше, чем обычно по России. Практически везде тепло и хорошо принимали.
 
Называть Казахстан другой страной не поворачивается язык. Это как ещё один российский регион, где процент азиатов выше, чем в среднем по России.
Климат на севере засушливый и резко-континентальный с холодной зимой. Нечто подобное можно наблюдать в Забайкальском крае у нас. Хотя местами в Казахстане встречаются свои неповторимые ландшафты. Большая часть - протяжённые степи.
 
Музыкальная жизнь в этой стране подобна той, какая в депрессивных российских регионах, и многое тут зависело от удачи. Здесь есть отпечаток своей собственной культуры. Мне повезло здесь больше всего, я считаю, когда выступал в городах Караганда и Павлодар. В остальных случаях даже при большой явке результат был неоднозначный. Зондировать города тоже было поначалу непросто, однако те люди, с кем удалось связаться, помогли связями с другими местами. Народ в Казахстане хорошо дружит между городами, не такой разобщённый как в России, и это помогло мне решить множество вопросов.
 
Чем южнее Казахстан, тем больше ощущается азиатский менталитет. Особый приём уже ощущался, как только я въехал в первый город Семей (бывший Семипалатинск). Я впервые в этом городе, да и вообще в Казахстане, но как только я отправился пешком с автовокзала к месту проведения концерта, меня окликнул человек: "Здравствуй, Паш!" Он читал анонс и меня сразу узнал. Через 5 минут молодой казахский парень заговорил со мной и предложил понести рюкзак. Ещё через 5 минут казах на машине забрал меня и отвёз до места: "Я всегда таких подвожу!" Услуги такси не понадобились.
 
Основное различие, которое ощущалось здесь - менталитет. Он другой. Азиатский. И чем южнее, тем сильнее выражен. На севере страны больше русских. На юге больше титульной нации.
 
Но в целом в Средней Азии чувствуешь себя как дома. Азиатское гостеприимство коренится в самой культуре народа. Здесь хозяин дома готов залезть в долги, чтобы принять дорогого гостя наилучшим образом. Нередко радушным приёмом он хочет на вас произвести впечатление.
 
Для них я тоже другой. Даже для русских, проживающих в Казахстане, я другой. Пока я переезжал из города в город, они обсуждали меня и передавали свои впечатления в те города, в которые я только прибывал.
 
Разница менталитетов сказывалась. Я не привык брататься с первого раза. Они очень хотели дружить. Я долго раскачивался. И некоторых из них даже обижало, что я вяло реагирую на их заботу и знаки внимания.
 
"У него нордический характер," - примерно так они характеризовали мою прохладность. Я это понимал, но поделать ничего не мог. Тут, как говорится, насильно мил не будешь.
 
И дело не в том, что я не испытывал чувства благодарности. Это неправда. Им было нужно, чтобы я непременно выражал свою благодарность. Пусть это будет чистейший формализм, но это было им нужно, почти как пища.
 
Я всегда считал, что несу людям только своё творчество, и это единственная моя форма благодарности в ответ на то, как они меня принимают. В среднеазиатской стране это оказалось не совсем так. Здешним людям нужен ты сам. Они словно не признают дистанции между артистом и зрителем. Когда музыкант выложился на концерте, это только начало.
 
Здесь очень сильная потребность у людей в общении и афтепати. Если я после концерта собрался, поужинал и отрубился, этого могут не понять. Как так? А поговорить? И неважно, что скоро полночь. Они тебя слушали, теперь ты их выслушай. Если среди них есть музыканты и творческие люди, ты должен их заценить. Ты должен с ними непременно подружиться, а иначе зачем приехал?
 
Со многими я действительно подружился. Но было несколько случаев для меня совсем неожиданных. Если в подростковом возрасте мы на кого-то обижаемся из-за несущественных причин - кто-то нам уделяет мало внимания, и нас это задевает, допустим, - то вряд ли в период зрелости нас будут волновать такие вещи и ситуации. Если какой-то человек нас не подставил, не возводил на нас клевету, не вставлял палки в колёса, то и нет повода обижаться на него. Однако можно столкнуться с проявлением мелочности, неуравновешенности, когда вас пригласили в гости, а потом припомнили съеденное печенье. Бывают такие люди.
 
Что-то подобное у меня произошло в Казахстане. Причём не единожды. Однажды дошло до какого-то необъяснимого приступа гнева у хозяина, после того как я от него уехал. Такого раньше не припомню, чтобы после концерта тебя восторженно превозносили, а после того как ты на следующий день уехал, клеймили как врага народа. Вот и гадай. А если прибавить к этому у некоторых музыкантов любовь к алкоголю, то такой может стать совсем неадекватным. Музыканты внутри себя часто недолюбливают других музыкантов. А с азиатами ещё сложнее и намного всё тоньше, непостоянней. Не так с ним попрощался, и человек старше тебя может вскипеть на ровном месте, как сущий юнец со своими обидками (хотя вчера ещё пел дифирамбы). От любви - до ненависти... Видимо, оттого в южных странах всевозможные межэтнические конфликты вспыхивают. Только сильные традиции ещё могут это как-то сдерживать.
 
Всем есть дело до того, какой ты человек. Это может доходить до нравоучений и обвинений. Они не поймут того космополитизма, по принципам которого мне приходится жить в последнее время. Возможно, они подспудно хотят, чтобы я остался. А я не могу оставаться. У меня график расписан. Здесь подчас это может спровоцировать неадекватную реакцию.
 
Если хотите просто так пообниматься, ну давайте пообнимаемся. По правде сказать, я не придаю этому значения. Я привык брататься только с теми, с кем мы варим общую кашу. А если со всеми - меня на всех не хватит.
 
К проявлению подобного стараюсь спокойно относиться. Сильно близкие отношения в поездках строить вообще смысла не вижу. Я везде ненадолго. Поэтому сперва людям - творчество.
 
Но тем не менее есть чувство, что с Казахстаном будто бы породнился. А из этого всё вытекает вплоть до упрёков, которые случаются только между самыми близкими и родными.