Новый заезд в период с середины октября 2019 г. до конца января 2020 г. охватывал не только российскую территорию, но также 2 страны постсоветского пространства - Казахстан и Киргизию. Заезд был, как всегда, трудным. Суммарное время превысило все остальные гастрольные туры - почти три с половиной месяца в дороге. Приобретённый опыт оказался ценным - надо дальше осваивать заграницу.
 
Многие вопросы теперь решались проще. Опирался на прошлый опыт. Искать ночлег по "каучу" мне пришлось считанное число раз. В остальных случаях я пользовался наработанными знакомствами и связями. Часто этот вопрос мне решали сами организаторы. Три раза мне даже снимали отдельную хату (два раза в Казахстане и один раз в России) и один раз хостел (в Барнауле).
 
В целом всё прошло спокойно, хотя суетиться тоже изрядно приходилось. Было несколько моментов не совсем приятных, когда у принимавших людей были склонности к алкоголю. Такие обычно мозг выносят. Поэтому в последующие туры я хочу взять железное правило: никаких пьяных заведений, пивных афтепати и алкоголиков на вписках, а все свои концерты объявить территорией трезвости.
 
Первые концерты проходили по городам Транссиба: Биробиджан, Благовещенск, Чита и окрестности, Иркутск, Новосибирск. После Новосибирска повернул на юг: Барнаул, Рубцовск. В Рубцовске не проводил концерта, только гостил у своей старой знакомой. После Рубцовска впервые в жизни пересёк границу своей страны и въехал в Казахстан. Концерты в Казахстане состоялись в следующих городах: Семей, Усть-Каменогорск, Павлодар, Экибастуз, Нур-Султан (дважды), Караганда (дважды), Алма-Ата, Жезказган, Петропавловск. После Алма-Аты я заехал на 5 дней в Киргизию: Бишкек, Ош, Джалал-Абад. Повторные концерты в городах Казахстана прошли по пути на север от Алма-Аты по той же дороге. Вернулся в Россию через Петропавловск в город Курган. Далее начались провалы: Челябинск, Нижнекамск. В Казани был концерт в школе "Солнце". Потом выступление в Чебоксарах для студенток одного из училищ. Далее Йошкар-Ола - провал. Движение на север: Киров, Сыктывкар, Микунь, посёлок Кожмудор под Микунью, Ухта. В Ухте встретил свой день рожденья очередным концертом, который тепло прошёл. Из Ухты прямым поездом уехал в Москву. В столице принял участие на двух квартирниках и в групповом сейшне. Пока был в Москве, два раза съездил в пригород Сергиева Посада в приход РПЦЗ (Российская Православная Церковь Зарубежом), с которыми у меня сложились хорошие отношения. И ещё посетил подмосковный город Дубна.
 
В конце декабря выехал назад. Пришлось отменить концерты в Новосибирске и Кемерово, так как под новый год людям не до концертов. Новый год встретил у родных в Иркутске. Потом три недели в январе провёл в Чите.
 
Подышал атмосферой депрессивных регионов: Алтайский и Забайкальский края. Давать концерты там практически бесполезно (кроме чисто благотворительных по социальным заведениям). А просто жить, общаться с кем-нибудь на кухне, писать песни - само то.
 
Алтайский край во время планирования выступлений меня поразил тем, насколько это отсталый в культурном смысле регион. Концерт состоялся только в Барнауле, который прошёл душевно, но в очень узком кругу. С другими городами ничего не срослось. Даже по Рубцовску, в котором население более ста тысяч, отпали все варианты. Последний вариант был - объединение молодых рубцовских поэтов, которые предлагали провести совместное мероприятие. Но когда почитал их матерные стихи, дал отбой сам. Тем самым их обидел. Может, и не стоило, действительно, наотрез отказываться, а только поставить условие, чтобы никакого мата на выступлении, но моё замечание их зацепило, и тем самым я отрезал возможность для дальнейшего диалога.
 
Есть такой городок Алейск в Алтайском крае. Из окна поезда смотрится как большая деревня. Население менее 30 тыс. Этот городишко меня весьма удивил на стадии зондирования на предмет возможного концерта - я обнаружил свыше 20 групп "вконтакте" по типу "курицы Алейска", "пошлый Алейск" и того хуже. Не представляю, как им там живётся, если в этом их все интересы.
 
В чём провинился этот не самый дальний регион? Наслышан про эти края разное. Нищенские зарплаты учителей, врачей, соц. работников. В столице Барнауле сами местные говорят, что город обыдлел за последние годы.
 
Вы верите в карму? В Алтайском крае короткий период был губернатором известный артист и сатирик Михаил Евдокимов. Погиб в автомобильной аварии. Полагают, что его "заказали" или как-то подвели такую ситуацию. Это поздние конспирологические рассуждения. На мой взгляд, если человек ездит со скоростью 140 и выше км/ч, такая ситуация слишком вероятна, чтобы ещё сюда чей-то заговор примешивать. Да и подстроить такое ДТП слишком нереально на мой взгляд.
 
А не подвело ли народного артиста опасное обращение с "тамасом"? В предвыборный период он агитировал народ за хорошую водку.
 
Вот цитата из воспоминаний: "Да на Алтае она родилась. Ехали мы зимой с другом на «Волге» из Барнаула в Бийск. А холодина жуткая, где-то за тридцать. В конце концов я так замерз, что спрашиваю водителя: «Женя, а у тебя случайно нет водочки?» А он вместо того, чтобы сказать: «Есть», вдруг выдает: «Почтенная!» Мне это слово запомнилось. Спустя года три, когда дирекция Иткульского спиртзавода предложила мне совместный проект, я решил употребить Женькину реплику с пользой для дела. Почтенный — значит уважаемый, достойный уважения. Но есть у этого слова еще какой-то непередаваемый, необъяснимый аромат и вкус. К чему лукавить: русский народ водке никогда не изменит. Так пусть же он пьет водку хорошую, качественную — и не теряет ни здоровья своего, ни уважения к себе."
 
Не теряет ни здоровья... ни уважения... Иткульский спиртзавод до сих пор выпускает "Почтенную" водку с изображением экс-губернатора.
 
В столице Забайкальского края Чите я в сумме провёл почти месяц в этот заезд: 5 дней по дороге туда и 3 недели на обратной дороге. Потом приезжал ещё летом. Сколько мне рассказывали про Читу - дыра дырой! Ехать отговаривали. Даже соседи по вагону прикалывались: "Ты куда собрался со своим хайратником?" В 90-х был самым криминализированным городом. А в настоящее время имеет очень плохую экологическую ситуацию (в 2015 и 2016 годах возглавлял антирейтинг по городам России). Но прибыв туда, я познакомился с прекрасными и очень отзывчивыми людьми. Задушевность местных обусловлена нелёгкой историей города, в котором находится несколько исправительных колоний. Но Чита мне запала в сердце.
 
Сам город не настолько безнадёжный, как про него рассказывают. Заметно, что когда-то это был довольно страхолюдный город, который сейчас всеми силами приводят в божеский вид. Новый губернатор порядочный оказался. В городе стабильно растёт население за счёт мигрантов края и азиатов, но идёт постоянный отток коренных на запад, как на всём Дальнем Востоке. Город Чита во многом похож на Улан-Удэ, но соседняя столица Бурятии выглядит поприличнее.
 
Суровая и красивая забайкальская природа. Степи перемежаются с хвойными лесами, покрывающими ряды сопок. Сам город находится в узкой долине между хребтами. В долине соединяются две небольшие реки. Засушливый климат. Трава часто низкорослая. Местами необычно много крапивы.
 
К сожалению, город не продувается в зимнее время. Густой городской смог хорошо виден при подъезде к городу.
 
Январские холода в Чите, как ни странно, я спокойно переносил. Когда утром стоит мороз под минус 30, я благополучно бегал свои забеги. Если бы такая стужа постоянно держалась в Хабаровске, то лучше из дома вообще не высовываться. В Чите зимой очень сухой воздух и безветренная погода.
 
К слову, в Чите много бегунов. Этому способствуют природные условия. Множество троп в сосновых лесах, на лысых склонах. Непроходимый бурелом тут встречается редко. А поскольку зимой очень мало снега, то легче заниматься бегом, чем лыжами.
 
Летом здесь приятно находиться. Не так душно, как в Приамурье и Приморье. Город солнечный. Затяжных тайфунов практически не бывает. Случаются короткие грозы, во время которых вода течёт бурными ручьями по улицам. Ливневая канализация в Чите почти нигде не предусмотрена, поэтому обычная ситуация обходить где-нибудь огромную на весь двор лужу. Размытый дырявый асфальт, камни, песок и лужи - примета дворов.
 
В этом городе изначально у меня не было вообще никого, и его пришлось зондировать довольно долго. Я разослал порядка сорока запросов хостам каучсёрфинга, пока не нашёл доступные варианты жилья. Большинство отвечавших мне людей сообщали, что они в данный момент не в Чите. То есть народ норовит из этого города подальше съехать, как только появляется возможность. Но всё же те, кого я не без труда нашёл, оказались людьми самыми отзывчивыми, светлыми и даже одухотворёнными.
 
Основное население исторически формировалось из потомков зеков и военных. Здесь местами царят ещё отголоски 90-х. "Края у нас дикие не в плане зверья, а в плане людей," - считают местные. Но времена постепенно меняются, и дикость сменяет цивилизованность. Во всяком случае таёжный город Чита сейчас активно строится и растёт (преимущественно за счёт мигрантов). Особенно много в Чите стало киргизов. В Киргизии я тоже побывал, и скажу, что Бишкек - это большая Чита. Но об этом дальше.