А вы знаете, кто был личным художником первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС Алексея Клементьевича Черного? Все памятные подарки, которые дарили Леониду Брежневу, Борису Ельцину и даже Владимиру Путину, делал наш хабаровчанин, очень скромный художник Леонид Никитин. Оказывается, этими подарками он тоже влиял на политику. Жив Никитин и сейчас, правда немного сдал: разочаровался в жизни и пьет горькую.

 

Л. Никитин - рисунок синего кота/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Л. Никитин - рисунок синего кота/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Мы его встретили на даче, в Новокаменке. Некогда шикарный его особняк сгорел, и теперь он ютится в убогой кухоньке. Ходит в линялой рубахе, опираясь на палку, весь больной и погнутый судьбой. Теперь о нем мало кто знает, а в советские времена его имя было на слуху, сам Черный с ним советовался перед встречей правительственных делегаций, какой подарок вручить, как оформить зал приемов. Он был первым дизайнером города Хабаровска, когда еще и такого слова никто не знал в помине. Шестнадцать лет был главным художником Дальневосточного филиала ВНИИТЭ (Всесоюзный научный институт технической эстетики, созданный в 1964 году в Москве на территории ВДНХ СССР), а до этого работал в Специальном художественном конструкторском бюро в Хабаровске.

 

Леонид Семенович Никитин родом из Белогорска. Отец военный, мать домохозяйка. В школе увлекался спортом и даже играл за местную сборную по волейболу. Но жизнь свою связал с творчеством.

 

— Рисовать я стал в 5 лет. У меня был дар и это я понимал, — рассказывает Леонид Никитин. — Потом переехали с семьей в Хабаровск, работал в художественном музее, закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).

 

В Минске, на выставке «Дизайн и новые технологии» в 1976 году творчеством молодого дизайнера-дальневосточника заинтересовался англичанин мистер Хайт. И пригласил на обучение в Лондон. Так Леонид Никитин попал в Королевский художественный колледж Великобритании (Royal College of Art) и был единственным хабаровчанином, его окончившим.

 

— Первые оформительские работы выполняли тогда на химико-фармацевтическом заводе в Хабаровске, — вспоминает художник. — В советские годы это была колыбель прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна.

 

Модному художнику благоволил Алексей Черный. И когда генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев в 1978 году собрался на Дальний Восток во второй раз, решено было ему преподнести необычный подарок. Какой? Это решение оставили за Никитиным, дав ему на все про все трое суток.

 

— Так как я люблю резать по дереву, то решил сделать полуметровую скульптуру «Амур-батюшки» из сухого ореха. На эскиз и на подбор материала ушли сутки, два дня оставалось на работу. Специально для «батюшки» сделал бороду из кованого серебра, в которой «плавали» рыбки. Заказ приехал забирать порученец командующего военным округом, назвав «Амур-батюшку» «чучелом», завернул в бумагу и уехал, оставив две бутылки коньяка и конверт с 700 рублями.

 

Брежневу «Амур-батюшку» подарил командующий войсками ДВО генерал армии Иван Третьяк на общевойсковых тактических учениях, которые проходили на Анастасьевском полигоне. Было это 5 апреля 1978 года. Подарок Брежнева тронул. Поблагодарив за прием, он не стал останавливаться в Хабаровске, а проследовал без остановки во Владивосток.

 

Потом ценные подарки, сделанные руками Никитина, дарили президентам РФ Борису Ельцину и Владимиру Путину.

 

— Ельцин был у нас 24 апреля 1996 года, проездом в Пекин. Ему я сделал оленя, который стоит на одном копытце — серебряном. Рога у него были позолоченными, а внизу надпись «Серебряное копытце и Золотое слово». Для этой скульптуры я выбрал акацию, это самое красивое дерево, с темной, сказочной текстурой.  

 

«Серебряное копытце и Золотое слово» глава края Виктор Ишаев подарил Борису Ельцину перед отлетом в Пекин. Прочитав слова на скульптуре, Ельцин сказал (стенограмма сохранена): «…Есть случаи, когда на компромиссы мы не пойдем. В частности, в вопросе о принадлежности трех островов — Большого Уссурийского и Тарабарова на Амуре в непосредственной близости от Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь в Читинской области. Здесь наша позиция остается твердой: граница должна проходить там, где проходит сейчас…». Те «золотые слова» не сдержал преемник Ельцина.

 

В феврале 2004 года неожиданно поступил Никитину заказ от директора краеведческого музея, с просьбой сделать подарок для президента РФ Владимира Путина, он собирался посетить музей.

 

— Я подумал и вырезал из дерева двух казаков, которые плывут по Амуру, а надпись внизу гласила: «Встречь солнца». Картина была сделана по особой  трехгранно-выемчатой технологи, которая позволила дать на плоской доске богатую игру светотени, — продолжает Никитин. — За нее я получил пять тысяч рублей, но, как мне известно, картину эту Путину так и не подарили.

 

Зато Путин  в октябре того же года подарил Китаю спорные острова на Амуре.

 

…Леонид Никитин гордится званием «Изобретатель СССР», в его копилке 52 авторский свидетельства, тут и однобалочный кран, и влагомер для космической станции, и деревянные скульптуры медведей (такие как на гербе Хабаровского края), разработанные для Амурского судостроительного завода, когда тот собрался переходить на конверсию. А последнее его изобретение — совок для сбора клюквы, который в 100 (!) раз позволяет быстрее ее собирать. «За час — ведро болотной ягоды», — утверждает Никитин.  

 

Он больше не рисует и не режет. Созерцает жизнь. А мне, на прощание, прямо в блокноте, сходу, нарисовал синего кота. За эту бумажку коллекционеры предлагали 100 долларов. Говорят, что работы Никитина в цене, а он и не знает.

 

Константин Пронякин.