Комиссия министерства обороны РФ продолжила всестороннее расследование трагического происшествия в отсеках новой российской АПЛ типа «Нерпа», которая к исходу 9 ноября прибыла на базу временного базирования в Приморье.

 

Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что причиной гибели людей на атомной подлодке стало попадание в легкие газа фреона. Фреон используется при пожаротушении и именно несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения произошло во время ходовых испытаний подлодки.

 

Шок и тишина

Представители главкома ВМФ  вплоть до полудня вчерашнего дня официально не уточняли ни точное происхождение подводной лодки, ни факт присутствия зарубежных моряков, ни  точных координат ЧС в Японском море, где произошел инцидент на атомной подводной лодке — известной как «Щука-Б», а по классификации НАТО — «Akula». Однако среди заводчан и военных моряков Приамурья  уже в ночь с 8 на 9 ноября знали: большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и спасательное судно «Саяны»  сопровождают в Большой Камень аварийное изделие амурских корабелов.

Руководство ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) так спешило в  преддверии ледостава на Амуре   вывести на оперативный водный простор свой  главный военный заказ последних лет — АПЛ-971 проекта, которая в конце октября, покинув пирс сдаточной базы ОАО «АСЗ», ушла секретным курсом к приморским акваториям для прохождения полномасштабного экзамена на ходу. Как сообщало руководство стратегического предприятия еще несколько дней назад, выход  корабля, построенного  для ВМС, состоялся в соответствии с утвержденной программой ходовых испытаний, по завершении которых начнется процесс сдачи корабля госкомиссии МО России.

...Но комсомольчан последние двое суток держал в нервном напряжении другой, главный вопрос – точный список погибших. Общие комментарии от помощника главкома Игоря Дыгало  проясняли ситуацию всему миру, но не для семей военных и гражданских спецов роковой АПЛ. Медикам  скорой помощи в этот день пришлось несколько раз гасить приступы шокированных известием жен и матерей подводников и заводчан. Но на все официальные и частные запросы  родственников испытателей, как и СМИ,  компетентные источники, слетевшиеся к временному приморскому  штабу  главкома,  9 ноября молчал. А на рассвете понедельника все же выдали  ответ, объяснивший задержку:  «Ждите, крепитесь, но не опережайте судьбу. Полный список будет оглашен после того, как пройдет опознание погибших. Это произойдет, увы,  не раньше третьих суток работы комиссии в Большом Камне. Процедура сверхответственная, но только после этого мы переправим «груз-200» из Большого Камня в Комсомольск и передадим опознанные в установленном тела погибших родственникам».

Правда, в полдень по московскому времени со ссылкой на главкома сообщили: большинство из погибших в результате несанкционированного включения автоматизированной системы пожаротушения (АСП)  — гражданские специалисты. Всего их погибло 20. Военнослужащих - 3. Всего на борту АПЛ было 208 человек, из которых 81 -  в погонах. Официально уточнить по часам ДФО другие факты, например, о количестве и состоянии  22 тяжело раненных, в региональных структурах власти и дальневосточных военачальников  сразу не удавалось даже при активном содействии нескольких депутатов краевой думы, ведущих военных медиков ДВО и сотрудников местного УФСБ.

В затихшем управлении ОАО «АСЗ» вообще молчали практически все телефоны, а место и время экстренного совещания постоянно корректировалось. Ни один представитель предприятия в эти часы не брал на себя ответственность сказать что-либо шокированным комсомольчанам в отсутствии  генерального  директора завода,  который в момент трагедии находился в Москве, а после инцидента — в воздухе, спеша встретить роковое изделие  у причала. Собственные предварительные данные редакции, полученные по каналам контрразведки еще ночью с 8 на 9 ноября, успокаивали в одном: реакторный отсек работает в штатном режиме, радиационный фон в норме.

 

Почему столько жертв?

Говоря о возможных причинах несанкционированного включения АСП, источник отметил, что «...на старых АПЛ сигнал о включении системы пожарной защиты подавался исключительно по приказу командира. Поэтому система не могла включаться непроизвольно. На субмаринах нового поколения система пожаротушения срабатывает автоматически, в первую очередь, реагируя на дым. Автоматизированная система пожаротушения — очень надежная и эффективная, мгновенно реагирует на задымление, гасит огонь быстро. Но и люди без портативных дыхательных аппаратов в это время тоже быстро подвергаются смертельному риску.

На экзаменуемой «Нерпе», по отчетным данным, находилось 220 портативных дыхательных аппаратов (ПДА). Их хватало на всех. Вы спрашиваете, почему же столько жертв? Вот это нам и предстоит, в первую очередь, доложить в ближайшие дни президенту РФ.  Огнегасителем являлся хладон 114В2, который относится к химическим веществам 4-го класса опасности, то есть мало опасен. Испытатели по каким-то причинам, видимо,  не смогли оперативно воспользоваться ПДА...  И все же лодка с ядерным реактором осталась управляемой.

Представитель штаба ТОФ сообщает, что «во флотском госпитале во Владивостоке все готово к приему пострадавших. Медицинскую помощь им стали оказывать уже на борту БПК  «Адмирал Трибуц», куда эвакуировали пострадавших  бригаде военных врачей. Но, как выяснилось вчера, движение противолодочного корабля к столице Приморья затрудняла штормовая погода: порывы ветра в открытом море достигали  двадцати метров в секунду, а высота волн превышала четыре метра. Когда раненные наконец-то добрались до акватории у главного порта ДФО, во флотском госпитале все было готово к интенсивной терапии десятков пострадавших.

Тем временем, как уже официально сообщил источник правительства РФ федеральным телеканалам,  Дмитрий Медведев  поручил министру обороны РФ Анатолию Сердюкову лично контролировать  тщательное расследование ЧП  и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. В районе происшествия сейчас находятся  первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков  и главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, а по указанию главного военного прокурора Сергея Фридинского, на базу ТОФ из Москвы вылетела группа офицеров Главной военной прокуратуры, которую возглавил Александр Мокрицкий.

 

Главный вопрос корабелов

Уже вчера появились первые данные о причинах аварии. Источник из членов комиссии МО РФ не отрицает, что виной всему – недоработки разработчиков и строителей АПЛ, появлявшихся на стапелях АСЗ в трудных родах на протяжении многих лет экономической неразберихи. Один из военных экспертов, прибыв в Большой Камень, сразу же приступил к отработке также и версии о нарушении режима работы сдаточным экипажем,  проводившем ходовые испытания подводной лодки, которую собирались передавать в лизинг ВМС Индии.

Дели рассматривал «Нерпу», находящуюся в «высокой степени готовности» на заводе в Комсомольске, как средство для подготовки экипажей будущего десятилетия. Ведь при водоизмещении более 10 000 тонн и  длине 114 метров, скорости полного подводного хода 34 узла и  глубина погружения 600 метров,  проект 971 несет мощное вооружение - шесть 533-миллиметровых и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата, однако по своей скрытности не уступает новейшим АПЛ ВМС США

Не случайно, именно с этим заказом амурские корабелы рассчитывали выйти из многолетнего кризиса. Ведь руководитель федерального агентства оборонной промышленности Борис Алешин, подводя итоги совместной работы  правительства РФ  с руководством предприятий Комсомольска-на-Амуре, еще несколько лет назад откровенно  заявил о прекращении интриг в отношении дальневосточных судостроителей:

— На отсутствие оборонных заказов у АСЗ  в последние годы  повлияли главным образом слухи о развале предприятия. Поэтому и все заказы уходили  в  Северодвинск.  Те, от кого зависят будущее заказы, убедились теперь в техническом потенциале амурских корабелов.

Ободряюще звучали заверения руководства  ОАО «АСЗ» о том, что  штатный  развал завода  в прошлом. Но обеспечение гражданскими заказами до 2010 года, подписание контракта с Рособоронэкспортом и  перспективы продаж за рубеж напомнили: чтобы выполнить обязательства  в срок,  предприятию необходимы квалифицированные кадры при дефиците примерно  3000 работников.   Принимали здесь, увы, и тех, кто не имеет требуемой квалификации. В памяти тех, кому «за 60», еще свежи документальные сюжеты уничтожения местной элиты корабелов. Вряд ли рабочий Комсомольск забудет самые последние кадры этой хроники: как в начале нового века  их рабочие места заняли  300 человек  с Украины, как   посланцы АСЗ везли бригады  судостроителей с Херсона, Одессы, Севастополя, а после с Питера, Северодвинска и Архангельска.  Своих спецов для выполнения срочного заказа уж не дозвались…  

Один из старожилов завода инженер-технолог 1 категории Сергей Иванович Чернышов не скрывает:

— Я с  33 года на заводе, но особо популярными в итоге, с 90-х оказались должности не рабочих, а  охранников и прочих обеспеченцев простоя.  Это, конечно,  счастье, что  цеха   немного ожили за последнюю пятилетку. Но истину забыли  – только тот станет корабелом, кто прошел 2 судна.  Вместо  этого был   опыт работы с американской компанией «Еxxon» при строительстве нефтедобывающей платформы «Орлан». У их  менеджеров   были свои интересы использования нашей рабочей силы. Если в то время   у какой-то части  наших заводчан  и появилась   работа, то самая «черная» и простая.  Чистить котлы -  довольно унизительно для высококлассных  спецов из Комсомольска. В принципе, мы почти полностью утратили кадровый потенциал завода, а такие вещи в конце концов боком всегда вылезают.  Последняя  надежда оставалась на контракты с  Министерством Обороны России. Неизвестно, что ждет после  8 ноября 2008 года  родной  завод?

 

Юрий Ковалев,

Комсомольск-на-Амуре.