В минувшую субботу произошла крупнейшая после гибели в 2000 году «Курска» авария на российской атомной подводной лодке (АПЛ). При проведении испытаний в АПЛ К-152 «Нерпа» в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате 20 человек погибли, более двух десятков человек доставлено в госпиталь. Подавляющее большинство жертв — гражданские лица, представители заводов-производителей. Эксперты не исключают, что технический сбой, ставший причиной трагедии, мог быть вызван недостаточной обкаткой модернизированного комплекса управления системами корабля.

Авария на атомной подводной лодке «Нерпа», которая вышла на полигон в Японском море из Большого Камня (Приморский край), произошла в минувшую субботу в 20.30 по местному времени. В отсеках подлодки находились 208 человек, из них 127 гражданских специалистов — инженеров и рабочих Амурского судостроительного завода (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре) и дальневосточного завода «Восток» (Большекаменский филиал АСЗ). Об аварии на АПЛ сообщил помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. Как стало известно позже, погибли 20 человек, еще 21 человек пострадал. При этом господин Дыгало подчеркнул, что атомная силовая установка в результате ЧП не пострадала, реакторный отсек работал в штатном режиме и радиационный фон на борту остался в норме.

 

Пострадавшие были эвакуированы с АПЛ на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц», сопровождавшего подлодку. В воскресенье вечером «Нерпа» своим ходом в сопровождении спасательного корабля «Саяны» пришла в город Большой Камень. «Адмирал Трибуц» прибыл в одну из баз Тихоокеанского флота (ТОФ) — Фокино. Пострадавшие (двое военных и 19 гражданских специалистов) доставлены в местный флотский госпиталь. У всех диагностированы ожоги верхних дыхательных путей и отравление.

 

Причиной гибели людей стало отравление фреоном, тяжелым ядовитым газом, который используется в системах пожаротушения: фреон выдавливает кислород и тем самым препятствует распространению огня. В подавляющем большинстве пострадали гражданские лица, в основном это работники военных предприятий Комсомольска-на-Амуре. Среди 20 погибших трое военных (по предварительным данным, это капитан второго ранга Евгений Головных, капитан третьего ранга Александр Подборнов и мичман Александр Прудников), из 21 госпитализированного два мичмана — Александр Вахрушев и Евгений Овсянников.

 

В штабе ТОФ от официальных комментариев в день инцидента наотрез отказывались. Неофициально же источник в штабе ТОФ подтвердил „Ъ“, что причиной ЧП стало срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в первом и втором носовых отсеках. Как уточнил сотрудник штаба, выброс фреона произошел в отсеках, где расположены в том числе кают-компания и каюты. По словам моряка, еще вечером в субботу погибших не было — они появились только к утру 9 ноября.

 

Причину гибели членов экипажа АПЛ от фреона по результатам первых судебно-медицинских экспертиз подтвердил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин. Следствию предстоит установить, почему находившиеся в двух заполненных фреоном отсеках люди не успели или не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами (ПДА). Капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ ТОФ 675 и 667Б проектов, пояснил „Ъ“, что системы ЛОХ размещаются во всех отсеках атомных субмарин. «На старых лодках ЛОХ подавалась исключительно по приказу и не могла сработать автоматически. На новых АПЛ система автоматически срабатывает при появлении задымления в отсеке или резком повышении температуры»,— сказал господин Марковцев. По его словам, ПДА должен находиться на поясе у каждого подводника, дыхательная маска надевается за несколько секунд, а запаса кислорода хватает на 30 минут. «У них (членов экипажа „Нерпы“.— „Ъ“) не было в достаточном количестве ПДА, или они не сумели по каким-то причинам дыхательными аппаратами воспользоваться»,— высказал предположение господин Марковцев. Собеседники же „Ъ“ в кругах дальневосточных моряков предположили, что количество ПДА на АПЛ могло быть рассчитано только на моряков — членов экипажа, а для представителей заводов их могли не захватить.

 

В штабе ТОФ официально не сообщают, в каком положении, подводном или надводном, находилась лодка в момент аварии. Однако моряки, с которыми побеседовал „Ъ“, почти уверены, что в подводном. «Согласно РБЖ (руководство по борьбе за живучесть), все переборки в подводном положении должны быть задраены. Поэтому люди и не смогли быстро покинуть те отсеки, где сработала ЛОХ»,— сказал, в частности, Николай Марковцев.

 

Собеседники „Ъ“ в штабе ТОФ также предположили, что гражданские члены экипажа могли спать в момент аварии, поскольку в период испытаний, когда идет проверка всех систем, происходит напряженная работа, люди работают посменно и отдыхают так же.

 

Руководитель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин назвал „Ъ“ две возможные причины трагедии: «Это техническая ошибка и пресловутый человеческий фактор. К примеру, кто-то закурил сигарету и дыхнул дымом на датчик, чтобы проверить, как тот сработает,— считает господин Курдин.— Для меня как для командира лодки такие испытания были тихим ужасом. На лодке, кроме военных, находилась сдаточная команда — гражданские люди, которые по идее должны были пройти курсы подготовки. Однако чаще всего дело ограничивалось формальным инструктажем».

 

Наконец, сбой в работе техники может объясняться и недостаточной обкаткой комплекса управления системами корабля. «Комплекс управления системами корабля существенно отличается от того, что устанавливался ранее на подлодках этого проекта. Возможно, системы не были отработаны и состыкованы должным образом перед выходом в море,— полагает источник „Ъ“ в судостроительной отрасли.— По условиям контракта с Индией лодка должна быть достроена с глубокой модернизацией (так называемый проект 971И)». Собеседник „Ъ“ затруднился предположить, как авария может отразиться на соглашении с индийской стороной. «После аварии на лодке не должно быть существенных повреждений. Другое дело, как прореагирует на этот инцидент Индия, тем более что срок сдачи лодки уже как минимум дважды переносился»,— сказал один из представителей судостроителей. Изначально предполагалось, что подлодка будет передана Индии в августе прошлого года, затем передачу отложили на июнь 2008 года, сейчас же лодка проходит только заводские ходовые испытания. Россия также настаивала на увеличении стоимости контракта с $650 млн до $785 млн. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену. Вчера в индийских вооруженных силах аварию на АПЛ не комментировали.

 

Как сообщила пресс-служба президента, Дмитрий Медведев поручил министру обороны РФ Анатолию Сердюкову провести всестороннее тщательное расследование ЧП на подлодке и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. Губернатор Приморья Сергей Дарькин выразил соболезнование семьям погибших и подписал постановление о выделении им по 100 тыс. руб., сегодняшний день объявлен в Приморье днем траура. Решение о выделении аналогичных сумм всем 20 семьям принял и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. По словам главы региона, предварительные данные свидетельствуют о том, что причиной трагедии послужил сбой в автоматике, а «каких-то действий со стороны экипажа не обнаружено». Как пояснил губернатор, сработавшая на АПЛ система пожаротушения применялась впервые. «Она смонтирована так, что команда на запуск идет через компьютер, получив сигнал с датчиков,— прибавил он.— А раньше в экстренном случае подавался сигнал тревоги, и решение о запуске системы пожаротушения принимал оперативный дежурный». По мнению господина Ишаева, не прошедшая испытания система должна быть модернизирована.

 

По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ст.352 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия»).

 

В настоящее время в Большом Камне работает специальная комиссия по установлению причин трагедии, куда входят, в частности, главком ВМФ России Владимир Высоцкий, первый замминистра обороны генерал-полковник Александр Калмаков, главный фединспектор по Приморскому краю Сергей Лелюхин, а также представители Следственного комитета при прокуратуре ТОФ.

 

Тела погибших в результате инцидента комсомольчан доставит сегодня в Комсомольск-на-Амуре самолет МЧС. Их похороны состоятся 12 ноября, который объявлен днем траура в Хабаровском крае.

 

Дмитрий Маракулин, Санкт-Петербург;

Алексей Чернышев, Владивосток;

Дмитрий Щербаков,

Марина Кравченко,

Алиса Грицкова

----------

 

Список погибших специалистов АПЛ «Нерпа»

 

Вчера руководство ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре) обнародовало список 17 членов гражданской сдаточной команды, погибших в результате инцидента на АПЛ «Нерпа». Как сообщила „Ъ“ начальник пресс-службы АСЗ Марина Радаева, большую часть жертв ЧП на подлодке составляют работники завода. Среди погибших: начальник испытательной группы ОТК Дружинин Виктор Дмитриевич, сдаточный механик Сулимов Владимир Сергеевич, старший инженер-механик Фишич Виктор Иванович, машинист систем вентиляции и гидравлики Нежура Александр Владимирович, старшина судовых систем гидравлики Пищулин Владимир Валерьевич, инженер-механик Тарасов Владимир Дмитриевич, мастера-механики Шугаенко Александр Георгиевич и Бакулин Сергей Алексеевич, машинист трюмных систем Суренков Дмитрий Николаевич. Еще трое погибших гражданских специалистов работали на одном из контрагентов АСЗ — ОАО «Амурская ЭРА» (Комсомольск-на-Амуре): это инженеры по наладке Красиков Евгений Михайлович и Качусов Анатолий Федорович и судовой электромонтажник Саяпин Владимир Григорьевич.

Как пояснил вчера „Ъ“ технический директор предприятия Виктор Мищенко, на судне три специалиста участвовали в испытаниях систем общей судовой электротехники, громкоговорящей связи, спецтехники и автоматики. Кроме того, по словам госпожи Радаевой, также погибли трое работников московского завода-изготовителя корабельного оборудования «Агат»: Егоров Илья Петрович, Власов Андрей Вячеславович, Шутов Игорь Владимирович, а также работник ЗСО «Восток» (достроечной базы АСЗ в Большом Камне) Лысенко Алексей Николаевич и дозиметрист отдела ядерной и радиационной безопасности АСЗ Тюгаев Антон Геннадьевич.

Как сообщил вчера „Ъ“ помощник мэра Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев, церемония прощания с комсомольчанами, погибшим на подлодке, пройдет в Комсомольске-на-Амуре 12 ноября с 10 до 14 часов по местному времени в ДК судостроителей.

 

------------

Как системы пожаротушения губили подводников

 

В системах пожаротушения на подводных лодках с советских времен используется хладон (фреон) — жидкость, являющаяся ингибитором (вещество, затормаживающее химическую реакцию) горения. Несмотря на высокую эффективность при огнетушении, хладон является токсичным веществом, а при температуре выше 400°С разлагается с образованием еще более токсичных продуктов.

15 июля 1967 года в Средиземном море на дизельной подлодке Б-31 произошло возгорание топлива в трюме центрального поста. Средства пожаротушения оказались неисправными, и подводники покинули отсек. При эвакуации в трюме остались четыре моряка, которые задохнулись в дыму.

25 января 1975 года на атомной лодке К-57, находившейся на базе во Владивостоке, после проведения покрасочных работ в пятом отсеке произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). Двое подводников смертельно отравились смесью паров лака и фреона.

20 марта 1975 года в Бискайском заливе на дизельной подводной лодке К-77 на глубине 80 м в пятом отсеке начался пожар. В действие была приведена система ЛОХ, однако фреон пошел не в пятый, а в седьмой отсек. 12 моряков не успели подключиться к индивидуальным дыхательным аппаратам и получили отравление, двое из них погибли. Следствие выяснило, что на судоремонтном заводе при сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка.

18 июня 1984 года в Баренцевом море на атомной подводной лодке К-131 произошло возгорание в двух отсеках. Из-за неисправности систему ЛОХ смогли включить только через 20 минут, к этому моменту погибли 13 подводников. Командир лодки и еще два офицера были сняты с должностей и понижены в звании, однако прокуратура в их действиях состава преступления не нашла.

12 февраля 1988 года на находившейся на базе атомной подлодке Северного флота К-14 в трюме седьмого отсека загорелось масло. Пожар был потушен с помощью системы ЛОХ, при этом погиб один человек.

17 августа 1999 года в доке завода в Полярном на атомной лодке «Псков» произошло несанкционированное автоматическое срабатывание системы ЛОХ на первый отсек. Отправившийся проверять отсек дежурный по кораблю капитан третьего ранга Виталий Возиян не воспользовался средствами защиты и получил смертельное отравление.

 

«Коммерсант», № 204.