Дальний Восток на пороге масштабного освоения недр. Это заявили, чуть ли не хором, ученые и чиновники из Москвы. Развивать экономику Дальнего Востока через нефтегазовый, топливно-энергетический комплекс, подтягивая сырьевые и другие отрасли, а также вкладывая часть средств от добычи в машиностроение и наукоемкое производство, это и есть «спасительный и особый путь» для экономики востока страны.

Ученые Российской академии наук не скрывали, что в долгосрочном плане развития регионов страны, ставка сделана именно на восточные регионы России. К 2015 году лесозаготовки естественным образом начнут сворачиваться из-за отсутствия качественного сырья. Такой пессимистический прогноз лесникам выдал заведующий отделом института экономических исследований ДВО РАН профессор Александр Шейнгауз. Еще меньше срок отпущен для промышленного рыболовства – пять лет. Поэтому «обуздать и оседлать углеводородного коня» - единственная миссия для Дальнего Востока.

 

Теория

Вице-президент РАН, академик Александр Некипелов видит Дальний Восток одной из крупных энергетических и трубопроводных систем в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По его словам необходимо осваивать углеводородное сырье. На Западе оно уже заканчивается, а залежи в Сибири и на Дальнем Востоке еще нетронутые. В регионе весьма благоприятные экономические перспективы к 2010-2020 годам, когда Дальний Восток и Сибирь превратятся в одну из крупнейших территорий по газодобычи. Сейчас только осваиваются месторождения в Иркутской области, в Республике Саха (Якутия) и на шельфе Сахалина. А к 2017 году в строй войдет магистральный газопровод, который выйдет к портам Находки и Дальний Восток будет связан газопроводным кольцом. Но кроме экспорта газа, его потребление станет доступным и для глубинки, а это сразу даст снижение тарифов на энергию.

Академик Академии народного хозяйства при правительстве РФ Агел Аганбегян, высказал мысль, что Дальнему Востоку вообще необходимо сосредоточиться только на углеводородном сырье, «ведь оно важнее в десять раз добычи олова и меди». Идею Аганбегяна поддержал и другой ученый, заместитель руководителя федерального агентства по недропользованию РФ Владимир Бавлов. Он уверен, что на Дальнем Востоке необходимо активизировать геологоразведочные работы. К тому же, это позволяют и средства, выделяемые на восстановление сырьевой базы. Если в прошлом году они составили 350 миллионов рублей, то уже в нынешнем - 1,5 миллиарда рублей, из них 60 процентов предназначены на твердые запасы и 24 процента  на нефть и газ.

Член Совета Федерации, председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, разделил территорию Западной Сибири с ее топливно-энергетическими ресурсами – как основного донора российской экономики, и Восточную Сибирь и Дальний Восток - превращающихся в рудного донора. По его словам, Восточная Сибирь, равно как Сахалинский и Охотоморский шельфы, необходима стране, поскольку европейская часть, да и западносибирская вскоре не смогут обеспечивать потребности экономики в топливно-энергетическом сырье.

Ученые подчеркивали, что развивая новые технологии, наукоемкие производства, сопровождающие именно нефтегазовый, топливно-энергетический и вообще минерально-сырьевой комплексы, дает возможность создать каркас из тех промышленных центров, ядер экономического роста, вокруг которых экономика «островного» типа начнет превращаться в экономику «материковую». И в начале этого процесса будет стоять именно сырьевой фактор.

 

Практика

Как осуществить это с практической стороны?

В Хабаровском крае запущен проект магистрального газопровода Сахалин – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск (первая очередь). Уже смонтировано более 260 километров труб. Общая их протяженность более 375 километров, газопровод будет обеспечивать природным газом потребителей центральной и южной части Хабаровского края за счет газа нефтегазоконденсатных месторождений острова Сахалин.

Сырьевая база – ресурсы газа Сахалинской нефтегазоносной площади, добываемые по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. Суммарные запасы газа по этим проектам оцениваются в объеме около 1000 млрд. куб. м.

Объем финансирования по проекту (первая очередь) - 400 миллионов долларов США: из них средства из местного бюджета – 25 процентов, инвестиции - 75 процентов. Основными акционерами выступили министерство имущественных отношений Хабаровского края – 47 процентов, Минимущество РФ – 27 процентов, компания «Роснефть» - 14 процентов, «Сахалинморнефтегаз» - 10 процентов. Нормативный срок строительства  проекта – 2007 год (начало строительства в 2001 году). Период окупаемости газопровода - двенадцать лет. Внутренняя норма рентабельности (IRR) – 12 процентов.

Однако некоторые краевые депутаты выступают против строительства газопровода. Депутат Геннадий Мальцев говорит, что когда труба дойдет до Хабаровска, на Сахалине закончиться газ, а депутат Александр Громов уверен, что из-за финансирования строительства газопровода, местный бюджет трещит по швам, и его дефицит превысил уже допустимую планку, разрешенную Бюджетным кодексом РФ. Губернатор же Хабаровского края Виктор Ишаев уверен, что вложения в строительства газопровода должны сторицей окупиться при продаже газопровода одной из нефтяной компании.

Между тем, строительство другого нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» погрязло в судебных спорах нефтяников с экологами, а само строительство нефтепровода по суду Центрального района Хабаровска на данной территории уже приостановлено до устранения нарушений закона. Заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков рассказал, что «технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода идет в разрез с законом, ведь нефтяные трубы пройдут в непосредственной близости (800 метров) от озера Байкал, что создает опасность для экологии».

Также остается нерешенным вопрос и о том, где будет располагаться конечная точка маршрута - нефтеналивного перегрузочного комплекса. По закону эту проблему должны решать еще на стадии технико-экономического обоснования проекта. Напомним, что часть трубопровода должна была пройти по территории Амурской области, а в Сковородино планировалась построить нефтеналивную эстакаду, откуда перекачанную в цистерны нефть станут доставлять на берег Тихого океана. Но потом трубу решили дотянуть до бухты Перевозной Приморского края.

 

Варианты

Директор Института экономических исследований ДВО РАН Павел Минакир говорит, что с помощью карты районирования возможно определить дальнейшее направление развития экономики региона и не тратить впустую общественные ресурсы.

- Пока мы смотрим в статистический справочник, - говорит Минакир, - экономика Дальнего Востока на подъеме, но реально - дело обстоит иначе. Кроме промышленности нам надо развивать другие отрасли и не забывать, что природные ресурсы исчерпаемы.

В рамках экономической целесообразности ученые предложили на примере Хабаровского края, разделить территорию на пять социально-экономических округов, и развивать в этих районов характерные отрасли экономики, а остальные зарезервировать.

Так прерогативой Южного округа с центром в Хабаровске – будет развитие транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, а в обозримом будущем – рост финансово-кредитной сферы, медицинских услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса, розничной и оптовой торговли, услуг делового сервиса. В Центральном округе с Комсомольском-на-Амуре – стратегические ориентиры направлены на машиностроение, черную и цветную металлургию. Будущее Восточного округа, куда войдут два порта: Ванино и Советская Гавань – связано с превращением их в один из крупнейших на Дальнем Востоке транспортный центр, развитием обслуживающих производств в судостроении и судоремонте, сфере делового сервиса. В традиционной для этих районов – лесной отрасли - главная задача определена в повышении конкурентоспособности производимой продукции и расширении ее ассортимента. Северный округ с центром в Николаевске-на-Амуре, как и Западный - с центром в Чегдомыне -  составят резервные территории, и будут осваиваться вахтовым методом.

Заведующий сектором Института экономических исследований ДВО РАН Александр Демьяненко, предлагает каждый из округов, по принципу матрешки, делить еще и на районы микроуровня. К примеру, в Южном округе просматривается как минимум три микрорайона: в первый – городской  - войдет Хабаровск, во второй – лесопромышленный - нынешний район им. Лазо, а третий – агропромышленный – Вяземский и Бикинский районы.  Но и это еще не все. Возможен и другой уровень районирования – деление на нонарайоны. В Хабаровске это уже знакомая разбивка на обычные округа (районы): Северный и Южный, Железнодорожный и Центральный…

Ряд ученых предлагают обратиться к исторической географии, когда области и края Дальнего Востока объединялись Приамурским генерал-губернаторством, а затем Дальневосточной республикой и областью - с одним политическим и экономическим центром. И даже говорят, что сейчас возможно восстановить административно-территориальное деление в границах так называемых трех физико-географических стран: Корякско-Камчастко-Курильской, Амуро-Сахалинской и Байкальской. Задел уже сделан: по объединению Камчатской области с Корякским автономным округом в октябре будет референдум, а там на очереди и Хабаровский край с Еврейская автономная область. При воссоединении последних, просчитан даже вариант возможной передачи левобережной части Хабаровского района, а также южной части Амурского района в состав Смидовичского и Биробиджанских районов, с центром в селе Некрасовка, как это было еще в двадцатых годах прошлого века.

По мнению экспертов, объединению возможно также подвергнутся Бикинский с Вяземским районами,  Ванинский с Советскогаванским районами. А уточнения границ потребуется для Николаевского и Ульчского районов, а также для Хабаровского и Амурского районов.

И все же, размышления ученых мужей стоит рассматривать с известной долей скепсиса. Как утверждают специалисты, все эти варианты еще далеки от совершенства и во многом носят субъективный характер, если не сказать больше - политический заказ. Так согласно последним исследованиям, полюс дискомфортности Дальнего Востока, который учеными высчитывался по степени воздействия природы на здоровье человека, риска проживания и удорожания жизни - находится на Охотоморском побережье, а полюс комфорта – в национальном селении Гвасюки, в глубинке, на юге Хабаровского края, куда и дороги то нет. И кому после этого верить?