Мастерская П. Л. Фефилова притягивает и старожилов Приамурья, и молодежь.
Мастерская П. Л. Фефилова притягивает и старожилов Приамурья, и молодежь.
85-летний краевед из Комсомольска, изучая труды коллег и сопоставляя их с официальной летописью Приамурья, обращает внимание публики на целый ряд хроникальных казусов и исторических недомолвок, ущемляющих представление современников о значимых страницах в истории Дальнего Востока. 
 
Павел Фефилов, являясь членом Союза художников России, обнажает факты явного пренебрежения культовыми объектами города юности и произведениями искусства советской эпохи.
 
- Павел Лукич, недавно вы получили лично от министра В.Р. Мединского благодарность за весомый вклад в развитие отечественной культуры. На этом фоне ваши умозаключения обретают еще более широкий резонанс среди творческой интеллигенции…
 
- Не секрет: постсоветские поколения чиновников Комсомольска старались о культурном развитии на берегах Амура с начала 90-х вообще не упоминать. Возможно, им было некогда, не хватало полномочий или интеллекта высказываться на животрепещущие темы? В любом случае, ключевые представители местной власти научились не замечать ростков культурно-изыскательской работы.
 
В итоге и подконтрольные органу местного самоуправления СМИ ограничивались в свою очередь безликими информушками, вообще не публикуя критических материалов на эту тему и не выдавая в эфир аналитических сюжетов о культурных провалах в новейшей истории индустриального центра.
 
- Есть пример, волнующий вас и как судостроителя, и как художника? Вы ведь не только человек искусства, но и корабел, заводской инженер со стажем почти в полвека.
 
- Как известно, местная власть несколько лет назад назвала площадью Юности территорию перед фасадом самого большого Дворца Хабаровского края. А сам ДК ЗЛК, символизировавший, казалось бы, не так давно духовный рост заводчан, стоит без крыши уже более десятка лет! Мне чиновники говорят: нет средств. Неужели листов железа, чтобы залатать кровлю, нельзя в индустриальном центре найти?!
 
Ветераны ЗЛК вспоминают, как всем миром строили этот Дворец вместе с цехами завода в годы войны. Молодежные кружки Дворца по полной программе развивали творчество ребят, выбиравших судьбу самолетостроителей и корабелов. Тут же, во дворе ДК, был особо популярен картинг, привлекавший, как правило, трудных подростков.
 
Понятие безотцовщина теряло актуальность: пацаны работали, учились собирать двигатели, участвовали в междугородних соревнованиях. Но вместе с перестройкой все это быстро закончилось. Бизнесмен при помощи чинов выжил подростков из помещения, поставил там свой автомобиль, кружок закрылся. Что имели - не сберегли, теперь за специалистами для заводов посылаем гонцов на запад…
 
С недавних пор ДК Завода Ленинского Комсомола (теперь его именуют ДК АСЗ), этот плод большого совместного труда, «местные хозяева» без широкой огласки передали коммерсантам из Большого Камня. Тихо присвоив уникальную собственность комсомольчан, арендаторы из соседнего региона молча стригут купоны. Главные ценности нашего ветшающего Дворца им просто безразличны и для народа они, судя по всему, зашторены, возможно, навсегда.
 
- Но если будет на то воля власти, можно возродить главный Дворец на Амуре?
 
- Не можно, а нужно. Это долг перед городом, перед первостроителями. Можно реанимировать и одну из первых библиотек Комсомольска в ДК ЗЛК. Необходимо открыть миру уникальные мозаики знаменитого художника Н.П. Долбилкина. Эти двести квадратных метров витража, по заключениям экспертов, бесценны. В них отражена вся история нашей страны. Большую ценность представляют и стены с росписью по штукатурке, выполненные живописцами В.П. Лановенко и А.В. Кильдяевым. Все колонны библиотеки украшены резьбой по национальной тематике.
 
Кстати, в декабре исполнится 100 лет первому художнику города Г.А. Цивилеву. Сохранились даже эскизы потолка зрительного зала, который он расписывал вместе с ленинградской художницей С. Л. Закликовской, ученицей самого знаменитого Филонова. Не только специалисты, но и большинство горожан знает: зрительный зал ДК ЗЛК считался самой лучшей аудиторией города по акустике, здесь более чем четверть века работал драматический театр.
 
Доходы от хозяйской эксплуатации такого уникума, я убежден, могли бы помочь не только культурному возрождению города, но и всем комсомольчанам. Теперь этот колосс культуры разлагается на наших глазах. Ау! Слышите меня, мэр, гордума, управленцы культуры?
 
- Правительством РФ высоко оценены не только заслуги живописца Фефилова, министром Мединским отмечены ваши изыскательские труды…
 
- Но нужны ли нашим местным чиновникам мои труды? Скажем, в 2007 году в местном издательстве я издавал альбом по краеведению. Многие села и нанайские стойбища от Николаевска до Хабаровска я посещал в течение 50 лет, в некоторых деревнях жил.
 
Каждый мой рисунок сопровождается комментариями. Издание «Села Амура» выходило специальным форматом для детей, в расчете, что местные школы обязательно заинтересуются эксклюзивными сведениями о родном крае. И
 
дею поддержала директор Верхне-Эконьской школы Улановская, руководитель отдела образования Комсомолького района Бизимова. Общими усилиями мы издали всего 450 экземпляров. Жаль, но мэрия Комсомольска отвергла мою некоммерческую инициативу, хотя и краевой министр Базилевский характеризовал это издание как полезное и перспективное.
 
Но бесплатных трудов о родном Приамурье, как я убедился, органу местного самоуправления сегодня не надо.
 
- А что бы вы хотели сегодня напомнить новому поколению Приамурья?
 
- О том, как с карты края исчезали целые села. В 1959 году я был в Богородском на празднике ульчского народа. Заехал и в село Койма, где проживало более десяти семей. Взрослые и дети с радостью демонстрировали перед фотокамерой свои ремесла. Это было при Хрущеве, накануне очередного политического веяния - слияния сельских поселений.
 
Уже тогда местные жители понимали: когда властям надо по каким-то причинам уничтожить населенный пункт - начинается его объединение с другим поселением. А ведь на Амуре села располагались друг от друга в десятках километрах, иной раз на разных берегах реки. Переправа или переезд создавали непреодолимые хозяйственные и бытовые трудности, обрекали людей на существование без магазинов, школ, клубов.
 
Старейшина села дед Вальдю чувствовал, что реформы закончатся плачевно и для его Коймы. Одев праздничный кафтан с фронтовой медалью на груди, дедушка-фронтовик молча вынес из дома искусно сделанный из соломы макет своего древнего стойбища, установил его на высокой подставке. Все село собралось, восхищаясь апофеозом национального чувства. То был красивый солнечный день, только зависли в воздухе страшные для всех вопросы и восклицания: «Куда мы поедем? Тут все есть! Под сопкой сохатый ходит, в протоке сазан! Кто решил отсюда выгнать нас»?
 
Но и тогда власть не отвечала глаза в глаза народу на подобные вопросы. С тех пор на обжитых берегах Амура остались одни бугорки. А от старинного стойбища ульчей сохранился лишь макет из соломы. Его я увидел в музее села Богородское. Хоть творение ветерана войны Вальдю сберегли! А фотопленку, отснятую в Койме, я для истории оцифровал. Считал, что койминские семьи останутся хотя бы в черно-белых воспоминаниях. Правда, районные чиновники, ссылаясь на какие-то инструкции, не захотели размещать его на музейных полках. Мол, это воспоминание уже не наше! Но ведь история Амура-то общая!
 
- Способен ли современный краевед на большое открытие?
 
- Каждая подробность из жизни казачьих семей, которые при царе буквально врастали в берега Амура через каждые 40 верст по течению - это уже открытие. Только нет, к сожалению, по сей день никакой поддержки сохранения тех подвигов для потомков. Ни одна власть об этом не задумывалась, а более всего сама и разрушала самую ценную память о первопроходцах - свидетельства из первых уст.
 
Старожил Приамурья Надежда Ивановна Безденежных решила, что грех забывать славное былое. Она собрала всю казачью семью в своем доме, пригласила детей, внуков, знакомых, селян и первой начала сказ о своем роде перед видеокамерой. Получился удивительно интересный разговор потомков о событиях, которые настигали их предков, о радостях и горестях казацкого рода.
 
Нужна ли сегодня СМИ, музеям, чиновникам эта некоммерческая запись? А ведь видеобращение семьи Безденежных к новому поколению Приамурья - это, по сути, решающий экзаменационный вопрос: способны ли мы вообще серьезно изучать историю нашего края, претендующего на статус региона с большим будущим и славным прошлым? Или ограничимся пиар-заметками в местной прессе и откорректированными сюжетами на телеэкране? На этот вопрос обязаны ответить не только краеведы, но и первые лица городской, краевой, федеральной власти, уделяющей сейчас особое внимание развитию Дальнего Востока.
 
Вспоминается высказывание старейшего источниковеда Дальнего Востока, заведующей кафедрой истории и философии Владивостокского госуниверситета Элеоноры Ермаковой: «Я всегда больше верю краеведам, у них все до запятой точно, а аспиранты частенько списывают друг у друга».
 
- Павел Лукич, краевой министр культуры лично оказывал вам содействие. Может быть нашим дальневосточным краеведам стоит брать с вас пример и быть более настойчивыми при решении значимых творческих и изыскательских задач?
 
- Действительно, министр А.В. Федосов лично помог художникам-комсомольчанам перед юбилеем города. Александр Вячеславович буквально в пожарном порядке изыскал средства на издание книги о художниках города. Тут уж искренняя благодарность ему велика!
 
Однако, другой альбом, изданный в 2011 году тиражом 2000 экземпляров «Художники Хабаровского края» несколько шокировал творческую элиту Комсомольска. В красивом дорогом издании куратор проекта до предела ужал представительство даже самых именитых художников города Юности. Местные члены Союза художников России не случайно окрестили сей шикарный альбом «Комсомольск-на-обочине». На письмо относительно нарушений в период издания альбома из профильного министерства мне так и не ответили. А прошло-то уже три года.
 
Судьба распространения этого тиража, лично мне и моим коллегам пока не совсем ясна. Но если альбом «Художники Хабаровского края» в неправленом варианте до сих пор еще не разошелся, нужно срочно исправлять производственный брак и выпустить долгожданное издание в свет.
 
В этой книге, если она по определенным причинам будет корректироваться и переиздаваться, необходимо исправить фамилию одного из соавторов, надо также обязательно отметить художников-комсомольчан, участвовавших в Великой Отечественной войне. А прежде всего, предстоит посвятить достойное место целой плеяде заслуженных, но вдруг несправедливо забытых живописцев, графиков, скульпторов Комсомольска-на-Амуре.
 
Юрий Ковалев (фото автора).