Александра Николашина
Александра Николашина
Как известно, наступивший год провозглашен в нашей стране годом литературы. Чем он будет отличаться от предыдущего - мы еще не знаем. Однако надо полагать, внимание к писателям и поэтам прошлого, и что немаловажно настоящего должно быть непременно повышенным.
 
Не перевелись ли еще литераторы на земле дальневосточной? Чем живут и чего ждут они от года литературы? - на эти и другие вопросы отвечает Александра Николашина, главный редактор литературно-художественного журнала «Дальний Восток», член Союза писателей России, прозаик.
 
Большая литература
 
- Александра Викторовна, как обстоят дела нынче в Хабаровском крае с литературой? Недостатка в авторах нет?
 
- Я работаю редактором три года, и могу сказать, что с литературой у нас все в порядке. Мнение о том, что этот вид культуры в нашем крае сейчас в упадке, ошибочное. Мне раньше тоже казалось: есть только мэтры с известными всем именами, а новых авторов вроде не появляется. Став редактором журнала, я поняла, что это неправда. Пишущих людей много, и есть очень интересные и молодые.
 
Хабаровский писатель Роман Романов пишет интереснейшие вещи. Это многообещающий автор, и, на мой взгляд, один из самых интересных писателей нашего города. Виталий Максименко работает в жанре «мистический реализм» с неожиданными сюжетными поворотами. Есть две девочки-поэтессы - Дарья Уланова и Алиса Саид-Баталова.
 
В прошедшем году мы публиковали повесть «В поисках Алисы» студента из Комсомольска-на-Амуре, его псевдоним Робин Гусь. В Аяне живет Сергей Лапоников, который очень интересно пишет о природе. И это только те имена, которые, как говорится, лежат на поверхности. Шлют-то нам свои произведения со всей страны и из-за рубежа.
 
Читающие и пишущие
 
- Так эти авторы только в журнале и публикуются. Насколько это престижно и популярно сейчас среди молодых?
 
- Если молодые авторы несут свои произведения не куда-то, а именно нам, значит, они читают, или, по крайней мере знают о «Дальнем Востоке». Количество читающих и пишущих нисколько не уменьшилось. Просто оно ушло в свои русла. И что удивительно, в современной жизни есть молодые люди, которым интересно сочинять. Для них это важно. А еще больше молодых, которые не пишут, но интересуются написанным, и без книжки жить не могут.
 
- Можно ли, по вашему мнению, за год изменить отношение молодежи к литературе?
 
- За год, конечно, ничего не изменишь и не повернешь. Но, что значат: Год литературы, Год культуры, да и вообще все года, которые чему-то посвящены у нас в стране? Это же просто означает, что наиболее пристальное внимание предполагается уделять тому, либо другому направлению. Чтобы министерства планировали больше мероприятий, чем обычно.
 
То же самое и с литературой. У нас в журнале каждый год - Год литературы. И если в этом году будет больше встреч с читателями, больше командировок - мы будем рады. Потому, что общение с людьми позволяет открывать новых талантливых авторов. Многие видимо стесняются выставлять свои произведения на суд. Пишут, и про себя думают: «ну какой я писатель. С какой стати я пойду в редакцию. Пишешь - ну и пиши себе. Есть Интернет - выложи, если хочешь туда».
 
А думают так совсем напрасно. «Дальний Восток», к примеру, для новых имен и существует. Нам нужно как можно больше новых интересных авторов. Потому, что однообразие надоедает. Ведь все литературные журналы, которые есть в стране, держатся на некой авторской обойме. Примерно 20 авторов тусуются между собой из года в год в разном порядке, а новых, как правило, не любят.
 
- Как начинающему писателю понять - достойные у него сочинения, или нет. Есть ли критерии художественности?
 
- Для начала текст должен быть написан грамотно. То есть автор должен элементарно владеть русским языком хотя бы на уровне полного объема средней школы. У автора должен быть свой взгляд на вещи, свой голос. Не надо подражать ни классикам, ни современным популярным авторам. Это бывает очень часто. Лучше писать как-то по своему. И главное чтобы произведение цепляло и оставалось в памяти. Еще есть такая вещь, как «нерв». Есть разница, когда пишется текст с холодным умом, а когда с душевным порывом. Это видно сразу.
 
- Как в нынешнее время стать популярным литератором?
 
- Как доказывает современность - бешеную популярность, и что немаловажно деньги приносят детективы и женские романы. Заключается договор с издателем, и вперед.
 
- Но это же не литература.
 
- Не литература, но популярность. Стать же популярным писателем очень сложно. Вообще не надо думать об этом. Иногда случается, что человек случайно попадает в обойму. Во всем мире, и у нас в стране литература становится для избранных. Сейчас она уходит в университетские городки, где собираются любители настоящей поэзии и прозы.
 
Не любовь к чтению
 
То, что наша страна была, когда-то самой читающей страной - это миф. Действительно читали в основном тоже детективы и любовные романы. Остальные книжки просто собирали. Это было модно, потому, что было не достать. А сейчас все полки в магазинах заставлены - идите, покупайте. Но это уже никому не интересно, потому, что доступно.
 
- Получается, чтобы современный человек купил книгу в магазине, нужно, чтобы он любил читать?
 
- Действительно так. А полюбить читать нужно с детства, на примере своих родителей. Если мама, папа, бабушка, или дедушка сами действительно читают книги на глазах у ребенка. Если же просто заставляют читать свое чадо, смотря при этом телевизор, ребенок не будет читать.
 
Вспомните свои ощущения. При выборе книги, всегда хочется взять с полки домашней библиотеки именно старую, ту, которую читали ваши родители. Бумажные листы, переплет, видимо хранят энергетику людей, когда-то их державших в руках.
 
- Так что же должно измениться в Хабаровске в год литературы?
 
- Министерство культуры, к которому, к примеру, относится наше издание, могло бы больше уделять внимание на популяризацию и презентацию новых номеров. Мы организуем подобные мероприятия каждые два месяца, но о них мало кто знает. Еще бы мне хотелось, чтобы в год литературы молодым авторам издали книги.
 
Это удовольствие не из дешевых - не меньше 100 тысяч рублей. Может быть, организовать большой литературный фестиваль - по подобию сахалинского, или библиоярмарку. Когда литераторы на популярных площадках города декламируют свои сочинения, общаются с народом.
 
От автора.
О таких полезных для нас с вами и для современных авторов художественной литературы Хабаровского края встречах мечтает известный в городе прозаик Александра Николашина. Однако в практику специалистов министерства культуры видимо не входит справляться о чаяньях тех, кто действительно относится к теме нынешнего года. План мероприятий Года литературы составлен без них.
 
Ольга Аполлонова,
«АиФ Дальинформ», №1-2, 6-13.01.15