Офицеры последнего состава 42-го авиаполка (в центре - командир полка Герой Советского Союза Абрек Баршт). Фото с портала «Морская авиация Тихоокеанского флота».
Офицеры последнего состава 42-го авиаполка (в центре - командир полка Герой Советского Союза Абрек Баршт). Фото с портала «Морская авиация Тихоокеанского флота».
Кажется, о войне с Японией в 1945 году известно в деталях. Как началась она в августе, через три месяца после победы над Германией. И что наши войска одновременно с разгромом Квантунской армии в Маньчжурии освобождали Южный Сахалин и Курилы. А из Советской Гавани, куда в преддверии наступления была проложена железная дорога, корабли с десантом направлялись в Торо и Эсуторо, которые позже переименуют в Шахтерск и Углегорск.
 
Но уходит из жизни поколение победителей, и то, что для них было близко, очевидно, незыблемо, вызывает иное понимание, порой отторгается и забывается. И все же не надо упреков, выяснения отношений, эмоциональных встрясок. Как с юмором советовал Высоцкий, «… бить не нужно. А не вникнут - разъяснять!»
 
Аэродром Знаменское
 
В январе 1941 года поселок Советская Гавань обрел статус города. Примыкавший к нему район включал жилмассивы военно-морского флота в бухтах Постовая и Бяудэ, поселок ДЭСН - дизельной электростанции специального назначения. Собственно город состоял из прибрежных улиц, главной из которой считалась улица Советская, где размещались горком партии и отделение связи, построенное еще при царе. Через лесок, у бухты Курикша, стояли корпуса судоремонтного завода. А за частным сектором, обосновавшимся на взгорье за цехами, выделялся безлесным пространством и ярко-коричневой глиной аэродром.
 
На картах и в приказах он фигурировал как аэродром Знаменское. Местных жителей это не удивляло: с деревни Знаменское, основанной русскими переселенцами в конце XIX века, начиналось поселение Императорская Гавань, позже переиначенное в Советскую Гавань.
 
Как свидетельствует портал «Морская авиация Тихоокеанского флота», к началу Великой Отечественной войны на аэродроме Знаменское располагался 42-й авиационный полк военно-воздушных сил Северной Тихоокеанской флотилии. Она была сформирована в 1939 году для защиты побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море. Главная база флотилии размещалась в бухте Постовой близ Советской Гавани, вспомогательные - в Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре.
 
В состав 42-го авиаполка входило четыре эскадрильи: три истребительные и бомбардировочная. Костяк составляли летчики, переведенные из Приморья. На вооружении были скоростные бомбардировщики СБ, истребители И-16, И-153, И-15бис.
 
В сентябре 1943 года с приходом штурмовиков ИЛ-2 была сформирована штурмовая эскадрилья. В том же году полк возглавил Герой Советского Союза Федор Радус. Выпускник военно-морской авиационной школы, он начинал службу на Балтийском флоте в скоростной бомбардировочной эскадрилье. В советско-финскую войну при возвращении с задания самолет его группы был подбит. Чтобы не допустить пленения боевых товарищей, Редус сумел посадить свой бомбардировщик среди ледяных торосов, взял на борт летчиков и благополучно вернулся на аэродром. За этот подвиг он был удостоен ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
 
С начала Великой Отечественной капитан Резус командовал эскадрильей пикирующего бомбардировочного полка Балтийского флота. В 1942 году его перевели на Черноморский флот, где он участвовал в защите Севастополя и в воздушном бою над городом сбил немецкий истребитель Ме-109. Летом 1943 майор Радус получил назначение в Северную Тихоокеанскую флотилии, куда он прибыл, приняв командование 42-м авиаполком.
 
В августе 1945-го
 
После завершения войны с Германией полк пополнился истребителями Як-9 и ЛАГГ-3. Часть самолетов переместилась на второй аэродром базирования - Гроссевичи, который обосновался у одноименного села в глубине Советско-Гаванского района.
 
С началом боевых действий с Японией 42-й отдельный истребительный авиаполк прикрывал наступление войск Дальневосточного фронта на Южном Сахалине, обеспечивал безопасность полетов самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, штурмовиков. Истребители полка поддерживали десантников в Торо и Эсуторо. Две его эскадрильи передислоцировались на захваченный у японцев аэродром Коноторо, откуда вылетали для нанесения ударов по отступающему противнику.
 
В период боевых действий летчики полка выполнили 243 вылета, не допустив потерь. Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина №503 от 15 сентября 1945 года за отличие в боях с милитаристской Японией 42-му отдельному истребительному авиаполку было присвоено почетное наименование «Сахалинский».
 
Последовало возвращение на аэродром Знаменское, откуда в 1950 году полк был переведен на аэродром Ольховатка на Южном Сахалине. Как оказалось, Знаменское военные летчики оставили навсегда: его ярко-коричневая грунтовка станет принимать и отправлять гражданские суда, Советская Гавань обретет аэропорт в черте города.
 
А 42-й полк ожидало переоснащение: на смену стальным птицам Второй мировой пришла реактивная авиация. В частности, истребитель МИГ-15. Тот самый, на котором советские и китайские летчики в Корее вели бои с американцами, летавшими на «сейбрах» - истребителях F-86. Для продолжения службы в полк прибывали участники корейской войны. Но даже они смущались, когда парадный китель надевал Герой Советского Союза Федор Фоменков. До перевода на Дальний Восток в 42-й полк, он служил на Балтике. Там и воевал, уничтожив двадцать немецких самолетов, удостоившись семи боевых орденов.
 
В 1953 года командование возвратило 42-й полк в Советскую Гавань. Точней, на аэродром Постовая, с которого до одноименной бухты меньше километра, и взлетавшие истребители проходили под мачтами кораблей. По приказу министра обороны полк из военно-воздушных сил Тихоокеанского флота перевели в состав отдельной Дальневосточной армии противовоздушной обороны. Впрочем, ненадолго: 31 марта 1958 года 42-й авиаполк был расформирован. Последним его командиром был Герой Советского Союза Абрек Баршт. Великую Отечественную он начинал командиром эскадрильи корректировочно-разведывательного полка. В послевоенные годы закончил военно-воздушную академию, после чего получил назначение на Дальний Восток, где три с лишним года командовал 42-м полком.
 
Знамя полка хранится в музее Тихоокеанского флота. В памятные дни вместе с другими знаменами прославленных частей оно выносится перед строем войск Владивостокского гарнизона.
 
…не докурив последней папиросы
 
Случались в полку и потери. Документы сохранили даты, места крушений, фамилии...
 
Самолет И-16, управляемый младшим лейтенантом Борисом Вишневский, 25 ноября 1941 года упал в море. Пилот погиб.
 
Экипаж самолета УТИ-4 в составе командира звена лейтенанта Арсения Базекина и летчика младшего лейтенанта Федора Винокурова 21 января 1942 года выполнял полет, когда мотор стал начал работать с перебоями. Машина потеряла скорость и столкнулась с землей. Экипаж погиб.
 
При выполнении бомбометания 6 августа 1942 года летчиком младшим лейтенантом Михаилом Глаголевым 6 августа 1942 года самолет И-15бис разрушился в воздухе и упал на землю.
 
Командир звена старший лейтенант Михаил Соляр при аварийной посадке самолета получил тяжелое ранение и скончался 22 марта 1944 года.
 
В районе мыса Путятина 23 июня 1944 года в тумане пропал без вести самолет СБ с экипажем в составе летчика младшего лейтенанта Павла Гусаченко, штурмана лейтенанта Алексея Бобоедова, стрелка-радиста младшего сержанта Семена Дьяченко.
 
У самолета Ил-2 при возвращении с бомбометания 19 июля 1944 года загорелся двигатель, когда он проходил над акваторией судоремзавода. Экипаж в составе летчика лейтенанта Василия Талышкина и стрелка-радиста матроса Василия Тимошкина успел отвести штурмовик от плавучего дока. Ил-2 упал в море и затонул.
 
Самолет, пилотируемый летчиком лейтенантом Акимом Касьяновым, 21 июля 1948 года попал в облачность на высоте 1300 метров и, предположительно, столкнулся с водной поверхностью.
 
Самолет УЛа-11 с экипажем в составе командира звена капитана Михаила Степушкина и летчика лейтенанта Владимира Симонова 4 декабря 1952 года, взлетев с аэродрома Ольховатка, в воздушную гавань не вернулся. В зоне полета неожиданно ухудшились погодные условия. Поиски велись до лета 1953 года.
 
«…ушли, недолюбив, не докурив последней папиросы». Эти строки поэта Николая Майорова, погибшего в 1942 году, и о них, не вернувшихся из полета соколах 42-го авиаполка.
 
Не только в дни торжеств
 
После ухода военных с аэродрома Знаменское и создания аэропорта гражданской авиации гарнизонный поселок остался в целости-сохранности. Жителям его стало проще добираться до центра города, ведь появилась остановка для автобусов, которые следовали в аэропорт от городского пирса и железнодорожной станции Советская Гавань-Сортировочная. Помнится, кондуктор объявлял: «42-й полк!..» Звучало это не так, как «3-й район», «5-й квартал», названия других известных совгаванцам остановок. Похоже, слово «полк» произносилось с душевным подъемом, который передавался всем находившимся в автобусе. Почитание воинства не только в дни торжеств генерируется историей отечества, состоявшегося благодаря тому, что оно умело защищаться.
 
Сегодня аэропорт Советской Гавани за городской чертой, и на взлетно-посадочной полосе его не глина, а плиты. К 3-му району и 5-му кварталу, детищам индустриализации страны, прибавился 4-й квартал, появившийся в перестройку. А с некоторых пор - и 42-й микрорайон. Да, слово «полк» вышло из употребления. Ведь собственно полка давно нет…
 
Микрорайон прирастает коттеджами: здесь отводятся земельные участки многодетным семьям. Четырем новым улицам были даны названия. Но прежде городская администрация обратилась к ветеранам и краеведам, предложения которых рассмотрели депутаты. Кто они - эти люди, память о которых увековечена в названиях улиц 42-го микрорайона? Геннадий Невельской, возглавлявший Амурскую экспедицию, в ходе которой его сподвижник Николай Бошняк открыл залив, названный Императорской Гаванью. Максим Пассар, уроженец Нанайского района, в Великую Отечественную снайпер, уничтоживший 237 солдат и офицеров противника, посмертно удостоенный звания Героя Российской Федерации. Александр Потемкин, командир эскадрильи, сбивший 43 немецких самолета, в 1953 году погибший в авиакатастрофе близ Советской Гавани. Алексей Мазуренко, дважды Герой Советского Союза, в 1947-1948 годах командир авиационной дивизии, штаб которой размещался в Советской Гавани. Точней, на аэродроме Знаменское, где базировался входивший в эту дивизию 42-й полк.
 
Предложений назвать в честь 42-го полка улицу не возникало. Да и принято ли таким образом увековечивать память о воинских частях?.. Но ведь в Туле есть улица рабочего полка, оборонявшего город в Великую Отечественную. В Воронеже - улица 41-го пограничного полка, защитившего его от гитлеровцев. В Хабаровске - улица 202-й воздушно-десантной бригады, которая была сформирована в краевом центре в 1938 году и отличилась при форсировании Днепра в 1943 году.
 
Пусть больше будет в Советской Гавани новых домов и улиц. Пусть развивается город, будут счастливы его жители. И пускай появится в нем улица 42-го авиаполка, который доблестно сражался на рубежах отечества.
 
Михаил Карпач,
«Приамурские ведомости», 11.08.14