Владимир Иванов-Ардашев
Владимир Иванов-Ардашев
Хабаровский историк и публицист Владимир Иванов-Ардашев - один из тех, кто подписал недавнее обращение дальневосточных журналистов к Федеральному Собранию России с предложением присвоить президенту страны В.В. Путину звание Героя России. И вот - новое обращение (см. ниже), уже на имя самого президента, приуроченное ко Дню археолога.
 
- Почему вы на это решились, Владимир Васильевич?
 
- Вообще-то подписывать коллективные обращения не в моих правилах, но в данном случае считаю, что коллеги поступили правильно, и я поддержал их в знак солидарности. А наш президент лично мне интересен тем, что, в отличие от предшественников, уделяет большое внимание сохранению культурных ценностей и исторической памяти России, в том числе памятников археологии.
 
И когда недавно узнал, что на Западе без зазрения совести «тормознули» коллекцию скифского золота, вывезенную из Крыма, пришел в негодование. Неужели снова «война реституций», то есть запрет на возвращение музейных коллекций, как уже было в годы «холодной войны»? Потому и решился на это Открытое письмо президенту, чтобы читателям было понятно, в каком бедственном положении находится сейчас археология на Украине, да и в России есть немало проблем.
 
- Вас называют специалистом по Русскому зарубежью, в частности по «русской Маньчжурии». Есть тут какие-то параллели?
 
- Да, все повторяется. И эхо былой Гражданской войны, вроде бы забытое, вновь явилось на Украине. Мне глубоко жаль тамошних археологов, музейщиков и вообще всех, кто причастен к сохранению памяти Отечества.
 
Я ведь и сам на четверть украинец, раннее детство провел на Буковине, в городе Черновцы, и навсегда запомнил этот чудный край. Помню и тамошний краеведческий музей, где мальчонкой впервые увидел реконструкцию археологического раскопа, так что тамошняя древняя керамика с дивным орнаментом для меня не пустой звук.
 
А лихолетье Гражданской войны на Дальнем Востоке и «русскую Маньчжурию» упоминаю потому, что туда «уплывали» наши культурные и исторические ценности, чтобы позже «разлететься» по свету.
 
Вспоминаю, как лет шесть назад в Хабаровском краеведческом музее, где я тогда работал, побывали американские дипломаты, хорошо говорившие по-русски и не скрывавшие, что как бывшие кадровые военные были причастны к делам разведки. И один из них, тогдашний генеральный консул США во Владивостоке Том Армбрустер, не без иронии поинтересовался, ну и где же сейчас ваши архивные документы времен Гражданской войны, о которых вы так интересно рассказываете? «Разумеется у вас, в Библиотеке конгресса, в Стенфордском университете, в Гуверовском фонде» - ответил я, и мой собеседник, улыбнувшись, кивнул.
 
- Но ведь документы эти сохранились, стали достоянием мировой науки?
 
- Да, иначе бы их попросту сожгли или втоптали в грязь, как обычно бывает в смутное время. А предприимчивые американцы не только собирали листовки, газеты и прочие документы на российской территории, охваченной войной, но и выкупали архивы у русских эмигрантов, оказавшихся в Маньчжурии.
 
Так было, кстати, и в «лихие девяностые», когда россиянам в пылу демократии было не до сохранения листовок, газет и прочих свидетельств раздрая, а криминальный рынок похищенных музейных артефактов буквально зашкаливал. Сейчас криминал в области археологии, когда «черные копатели» уничтожают древние городища, уменьшился, но все-таки существует - вот об этом я и решил напомнить нашему президенту, коль он проявил заботу о раскопках в Новгороде и Фанагории.
 
И страшно подумать, какой произвол над археологией и музеями творится сейчас на Украине, особенно - на востоке, где взрываются бомбы. Почему-то западные «гуманисты» об этом молчат.
 
И еще. Вспоминаю тех же американских дипломатов, побывавших в Хабаровском краеведческом музее. Умные, смелые парни, гордящиеся своим патриотизмом. Так почему же у нас в России слово «патриотизм» считается чуть ли не бранным и тех, кто солидарен с президентом, обливают ушатами интернетовской грязи? Вот об этом стоит задуматься. А писем в адрес президента Путина со словами поддержки, конечно, очень много, только я решил сделать упор на археологию.
 
Записал Николай Щербаков.
 
Между тем
 
Заместитель посла США Эрик Рубин охотно сфотографировался на фоне музейной диорамы «Волочаевская битва», а генерального консула Тома Армбрустера я сфотографировал на фоне музейного динозавра. И гость поначалу упрямился, не желая такого фона.
 
Эрик Рубин, зампосла США в Москве.
Эрик Рубин, зампосла США в Москве.

 
Генеральный консул США во Владивостоке Том Армбрустер (2008 г.)
Генеральный консул США во Владивостоке Том Армбрустер (2008 г.)

 
Как позже выяснилось, наши приморские коллеги-журналисты называли генконсула… «динозавром холодной войны». И мне, право, стыдно, что фото получилось слегка курьезным.
 
Никаких пропагандистских ярлыков не собираюсь вешать на заморских дипломатов. У них - своя работа и свои представления о патриотизме, а у нас - свои.
 
Фото публикуются впервые.
* * *
 

Защитим предков!


 
Открытое письмо Президенту РФ В.В. Путину
по случаю Дня археолога

 
Уважаемый Владимир Владимирович!

 
Ваш интерес к отечественной археологии достоин уважения. Помню, как несколько лет назад вы оказали большую поддержку археологам в Новгороде, занимающимся поиском древних берестяных грамот. Позже побывали на раскопках античного города Фанагория, добавив энтузиазма тамошним исследователям. А совсем недавно «занялись» раскопками на территории московского Кремля, что также своевременно и на благо науки.
 
Но мне бы хотелось коснуться проблем, связанных с сохранением исторической памяти. Когда бушуют войны и революции, музеи тоже гибнут. Вы, конечно, знаете, что во время бомбежек Ирака американцами мародеры под шумок разграбили Багдадский музей, где хранятся древнейшие артефакты мировой цивилизации. В Египте в ходе недавней «оранжевой революции» мародеры тоже попытались ограбить Каирский музей. А в Европе в годы Второй мировой войны фашистский грабеж музеев и картинных галерей вообще приобрел колоссальный размах. И когда ныне читаешь о произволе европейских партнеров, решивших задержать уникальную коллекцию скифского золота, привезенную из Крыма, диву даешься. И уже слышны призывы накладывать арест на музейные коллекции из России, экспонируемые за рубежом. Такое не укладывается в голове, возмущает.
 
Почему-то западные «гуманисты» до сих пор не озаботились обстрелом городов на востоке Украины, где гибнут не только люди, но и культурные ценности, стирается память целого народа. Даже ЮНЕСКО до сих пор не заявило протест в отношении культурного и физического геноцида киевских властей против своего же народа.
 
К сожалению, есть проблемы и в российской глубинке, где уже не война, а обычное беспамятство, проблемы с финансированием и нерасторопность местных властей мешают сохранению археологических памятников. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Приморье особенно, «черные копатели» разграбили множество древних городищ. В Якутии криминальная охота за бивнями мамонтов поставлена на промышленную основу. А впереди - строительство новых ГЭС в Приамурье, когда, учитывая прошлый печальный опыт, множество археологических памятников в зоне затопления останутся неисследованными и уйдут навсегда под воду.
 
Да, я знаю, Владимир Владимирович, вы оказываете археологам немалую помощь и всегда поздравляете участников Всероссийских археологических съездов. Но в этом важном вопросе нужна государственная программа, немалые финансовые средства и более строгий закон в отношении «черных копателей».
 
Хотелось бы верить, что, несмотря на большую занятость, вы проведете такое совещание, выслушаете мнение археологов. А в дальнейшем вновь посетите Дальний Восток, увидите наши уникальные наскальные рисунки и другие памятники археологии, которые так нуждаются в защите. Археологи за это вам скажут спасибо.
 
Всего вам доброго и успехов!
 
Владимир Иванов-Ардашев,
историк и публицист.
г. Хабаровск.
 
Справка
День археолога отмечается 15 августа. И хотя это - веселый праздник, нынче многие вздохнут по друзьям и коллегам на Украине, где археологам сейчас не до раскопок. Но они обязательно будут, ведь без археологов не обойтись. Как, впрочем, и без музейных работников, искусствоведов, библиотекарей и архивистов, пытающихся спасти нашу общую память.