В. Штыров
В. Штыров

Владимир Путин никогда ничего не говорит просто так. А самые главные слова он всегда роняет как бы вскользь, и потом почти всегда оказывается, что именно вокруг вроде бы второстепенной реплики в России президента разворачиваются вселенские кампании. Вот так, вскользь, в интервью западным журналистам, представляющим ведущие СМИ стран «большой восьмерки», Владимир Владимирович намекнул, что его преемником может стать один из ныне действующих губернаторов страны. Первым на эту реплику откликнулся еженедельник «Коммерсантъ-Власть». Издание, проанализировав ситуацию на рынке губернаторов, определило круг возможных претендентов. Результаты опубликованы в номере от 11 июня в статье «75 лишних преемников». На пятое место в список «перспективных» еженедельник поставил Президента Якутии Вячеслава Штырова. Думаем, расклад, сделанный аналитиками «Власти», и критерии, по которым вычислялся список, представляют интерес. Предлагаем статью в изложении.

 

Реплика Путина

В интервью западным журналистам президент охарактеризовал своего преемника так: "Человек порядочный, честный, с высоким уровнем профессиональных качеств, с опытом работы, позитивно и хорошо зарекомендовавший себя в регионе либо на федеральном уровне". При этом Путин как бы невзначай предположил, что "губернатор какой-то может быть избран" президентом. Прежде президент никогда не давал никаких пояснений по поводу кандидатуры преемника. «Безграничное доверие к президенту и убежденность в том, что он ничего не говорит просто так», заставили аналитиков «Власти» поднять списки всех действующих губернаторов.

 

Отсев по формальным признакам

Губернаторов в России 85. Проверить их на "порядочность и честность" не представляется невозможным. Но, воспользовавшись упоминанием об опыте работы, «Власть» исключила из списка претендентов всех новоназначенных глав регионов. Список сократился на 14 позиций.

Следующие критерии «Власть» выбирала самостоятельно. Очевидным признаком преемника, предположило издание, должна быть его "русскость". Президентом России вряд ли может стать человек с неславянскими именем и фамилией. Следуя этому критерию, «Власть» вычеркнула из списка еще 17 человек, в числе которых оказались такие заметные губернаторы, как Рамзан Кадыров и Роман Абрамович.

Далее аналитики предположили, что Владимир Путин вряд ли может избрать своим преемником губернатора-ветерана, пришедшего к власти в эпоху Ельцина. За счет вычеркивания «ельцинистов» список сократился еще на 32 человека. Среди прочих его покинул Юрий Лужков.

Следующим критерием, очевидно, должна выступать верность президенту и его команде. За формальную нелояльность «Власть» исключила из списка губернаторов-коммунистов, тех, кто имеет компрометирующее "красное" прошлое, плюс бывшего члена ЛДПР. Кроме того, по этому критерию аналитики вычеркнули из списка политиков, входящих в какие-либо кланы или команды, отличные от команды президента – в частности, так называемую "лужковскую" группу. Сюда же попали губернаторы, которые своими постами обязаны принадлежности к региональной элите, а не личным заслугам перед президентом. Наконец, по этому же критерию были вычеркнуты те, кто возглавил регионы вопреки воле Кремля, обыграв на выборах действовавших на тот момент губернаторов-единороссов.

Критерий лояльности выглядит несколько натянутым, ведь сегодня верность Путину демонстрируют все губернаторы. Собственно, все они прошли через процедуру получения доверия президента. Однако «Коммерсантъ-Власть» отмечает, вряд ли они смогут избавиться «от клейма бывшей оппозиционности».

Итого, после тщательного прочесывания в списке остались 10 действующих губернаторов. Но ведь есть еще и бывшие. Просеяв через мелкое сито и эту категорию, «Власть» выделила и включила в список троих.

Итого, после отсева «ельцинских», «новичков», «нерусских», «нелояльных» и добавления «бывших» обозначилась чертова дюжина «перспективных». Вот этот список.

 

Перспективные

Александр Ткачев (Краснодарский край);

Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург);

Александр Хлопонин (Красно-ярский край);

Дмитрий Зеленин (Тверская область);

Вячеслав Штыров (Саха Якутия);

Сергей Морозов (Ульяновская область);

Виктор Маслов (Смоленская область);

Владимир Кулаков (Воронежская область);

Николай Денин (Брянская область);

Николай Шаклеин (Кировская область);

Владимир Яковлев, бывший губернатор Санкт-Петербурга, ныне министр регионального развития;

Юрий Трутнев, бывший губернатор Пермского края, ныне министр природных ресурсов;

Сергей Собянин, бывший губернатор Тюменской области, ныне глава президентской администрации.

 

Всех «перспективных» «Власть поделила на четыре категории: «звезды», «бизнесмены», «силовики» и «темные лошадки». В.Штырова определили в категорию бизнесменов (что, в общем-то, справедливо), снабдив следующей характеристикой:

«Президент Якутии Вячеслав Штыров возглавлял алмазную корпорацию «АЛРОСА». Однако нынешний президент может рассчитывать, что бывший алмазный король не будет посягать на чужие вотчины, например, на "Газпром". Вячеслав Штыров уже имеет успешный опыт участия в операции "Преемник". В 2002 году, когда федеральные власти решили сместить якутского президента Михаила Николаева, именно руководителя «АЛРОСА» назначили его преемником. Он не подвел и легко выиграл выборы. Плюсом Штырова является невовлеченность в борьбу между «башнями Кремля».

 

P.S.

Завершая аналитическую часть статьи, ее авторы отметили:

«Составляя список, мы полагали, что выборы состоятся в марте 2008 года. Между тем, в том же интервью президент говорит, что увеличение президентского срока "приемлемо". Более того, по мере ухудшения отношений между Россией и США Кремль все меньше беспокоится о том, какой будет реакция Запада на третий срок или перенос выборов. Наконец, стоит отметить, что Владимир Путин под предложенное им описание, в общем-то, тоже подходит…»

----------------

Наш комментарий

Характеристика Штырова несколько устарела

Насколько фантастичен список, составленный журналистами «Власти»? Учитывая, что в основу его легло высказывание В.Путина, вполне возможно, что кто-то из «перспективных» действительно может стать преемником. И Штыров здесь отнюдь не является аутсайдером. То, что он (в отличие от других, включенных в реестр) возглавляет весьма удаленный от центра и очень маленький по народонаселению регион, еще ни о чем не говорит. Наоборот, при известном раскладе это может стать большим плюсом. Мысли, которые бродят в головах вершителей судеб, не поддаются никакому анализу. Достаточно вспомнить карьеру самого Владимира Владимировича Путина, о котором до момента, когда Ельцин представил его правительству и россиянам, знал вообще лишь узкий круг людей.

Правда, характеристика, данная Штырову «Властью», носит несколько историчный характер. Со времени описанных в ней событий утекло много воды, и более современные факты из политической биографии Президента Якутии гораздо ярче подчеркивают его плюсы и минусы – по крайней мере, плюсы и минусы в глазах Кремля.

Главным характеризующим событием является то, что президент республики пробил идею комплексного развития Дальневосточного региона, что в основу этой идеи положены якутские проекты и что впоследствии, по заявлениям Путина, Фрадкова и других высокопоставленных федеральных чиновников, по такой схеме планируется «поднимать Россию».

Плюс это или минус в контексте списка «перспективных»? С одной стороны, конечно, плюс. Вячеслав Штыров продемонстрировал способность мыслить глобально и нестандартно. Его идеи оказались созвучными замыслам Путина (подходящая черта для преемника), а может быть, в чем-то даже подтолкнули президента страны изменить мнение относительно возможностей взаимоувязанного развития регионов. Благодаря этому «совпадению мыслей», дистанция от озвучивания В.Штыровым Схемы комплексного развития производительных сил Якутии до ее практической реализации оказалась столь короткой, что можно сказать: временного промежутка практически не существует. Реализация якутских мегапроектов началась до их формального утверждения.

То есть Штыров показал себя как человек федерального уровня. Но именно это в контексте списка «перспективных», на мой взгляд, является его основным минусом. Схема комплексного развития Якутии – пилотный федеральный проект. До этого слова о том, что сильная Россия должна состоять из сильных регионов, были не более чем словами. В реальности все завязывалось (и до сих пор завязывается) на центре. Якутская схема стала первым реальным шагом к созданию сильного региона – Дальневосточного. И для Москвы очень важно, чтобы первый федеральный проект такого масштаба стал успешным. Именно поэтому гораздо более вероятно, что его инициатор и «мотор» Вячеслав Штыров останется во главе Якутии до той поры, покуда не станет ясно: проект пошел по обозначенному руслу окончательно и бесповоротно. Вряд ли Путин решит переводить его сейчас из республики на федеральный уровень в любом качестве – по одной простой причине: Схема развития Якутии уже поставила Штырова на этот уровень.

…Для Юрия Лужкова Путин определил задачу на ближайшие годы: расхлебать ситуацию с обманутыми вкладчиками. Думается, подобное персональное мегазадание будет (а возможно, уже есть) и у Вячеслава Штырова – довести до ума инициированные им мегапроекты. Тем более что противников у них более чем достаточно, как и желающих раздербанить идею и выделенные на нее деньги по корпоративным вотчинам.

 

Юрий Батин,

«Неделя Якутии», № 23.