Как сообщила заместитель председателя краевого отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) Людмила Ишаева, принято решение о самороспуске организации в связи с утерей помещения, в котором отделение проработало 26 лет.

 

Хабаровское краевое отделение «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) приостановило свою деятельность
Хабаровское краевое отделение «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) приостановило свою деятельность

 

Напомним о ситуации, когда КГУП «Недвижимость» отказалось ВООПИиК продлить договор на безвозмездное пользование недвижимым имуществом по адресу ул. Муравьева-Амурского, 27, мы уже не раз писали. И вот финал этой истории.

 

Еще на прошлой неделе во время общего собрания отделения ВООПИиК, где решалась судьба организации, поступил звонок из краевого правительства. Чиновники просили не раздувать скандал в прессе, убедить журналистов ничего не писать, и заверили руководство отделения, что их никуда переселять не будут. За ВООПИиК вступился и министр культуры края Александр Федосов, заявив, что он будет отстаивать право отделения ВООПИиК на помещение. «Предписание минимущества неправомерное, - сказал он. - Будем отстаивать права общества. Это не частная лавочка».

 

Однако, как сообщила Людмила Ишаева, вариант, который предложило краевое правительство о переезде в здание ГУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» (НПЦ по ОПИК), которое находится на улице Дзержинского, 36, обществу не подошел. За помещение с февраля 2013 года запросили с ВООПИиК - 10 тыс. рублей. Таких денег у общества охраны памятников нет. Поэтому, лишившись помещения, Хабаровское отделение самораспустилось.

 

Константин Пронякин,

«МК в Хабаровске», 19.12.12.

http://hab.mk.ru/news/2012/12/19/789252-habarovskoe-otdelenie-voopiik-samoraspustilos.html

---------------

 

ВООПИиК вопит


 

Хабаровское общество охраны памятников сидит на чемоданах

 

Хабаровское краевое отделение «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) приостановило свою деятельность на прошлой неделе. На общем собрании было решено создать городское отделение. Это вынужденная мера. Краевое отделение выселяют из помещения по ул. Муравьева-Амурского, 27 (краевая собственность), которое оно занимало более двадцати лет. Краеведы решили, что со сменой статуса, их приютит мэрия Хабаровска.

 

Зам.директора НПЦ по ОПИК Александра Дыминская, зам.председателя краевого отделения ВООПИиК Людмила Ишаева и председатель краевого отделения ВООПИиК Николай Крадин (слева направо)
Зам.директора НПЦ по ОПИК Александра Дыминская, зам.председателя краевого отделения ВООПИиК Людмила Ишаева и председатель краевого отделения ВООПИиК Николай Крадин (слева направо)

 

Зам.председателя краевого отделения ВООПИиК Людмила Ишаева скептически оценила предложения из краевого правительства, о переезде общества в комнатушку ГУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» (НПЦ по ОПИК), по ул. Дзержинского, 36. Ведь кроме помещения, обществу необходимы средства для существование (зарплата двум сотрудникам-пенсионерам по 8 тыс. рублей) и на посветительную деятельность (организация экскурсий, подготовка и издания каталогов, брошюр).

 

Взносы, которое общество собирает, нельзя использовать не по целевому назначению. Эти суммы, пусть хоть и мизерные, можно расходовать только на поддержание и реконструкцию исторических памятников и мемориальных досок.

 

Выходит, если общество согласится сменить свои «хоромы» (три комнаты с отдельным входом) на одну комнатушку - эффективность его работы будет сведена к нулю. Или, быть может, мы заблуждаемся?

 

Давайте послушаем участников общего собрания отделения ВООПИиК, которое проходило на прошлой неделе.

 

Юридическая неразбериха

 

Председатель краевого отделения ВООПИиК Николай Крадин: Буквально на днях нам принесли бумагу от краевого государственного унитарного предприятия «Недвижимость». Его директор Денис Кульга уже уведомил общество о том, что в срок до 11 декабря помещение необходимо освободить «в связи с окончанием договора о безвозмездном пользовании недвижимого имущества». Это ультиматум! Нам конец света не угрожает, наш конец значительно раньше... Давайте высказываться на эту тему и решать, что делать? Или устанавливать во всех комнатах пулеметы и отстреливаться... Что-то надо делать...

 

Денис Кульга уведомил общество о том, что в срок до 11 декабря помещение необходимо освободить «в связи с окончанием договора о безвозмездном пользовании недвижимого имущества»
Денис Кульга уведомил общество о том, что в срок до 11 декабря помещение необходимо освободить «в связи с окончанием договора о безвозмездном пользовании недвижимого имущества»

 

Зам.председателя Людмила Ишаева рассказывает, что еще в 1996 году комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края передал обществу помещение на «красной линии» в безвозмездное пользование с правом субаренды. Субаренда нужна была для того, чтобы сдавать часть помещения, и за этот счет - оплачивать коммунальные услуги, а также зарплату сотрудникам.

 

- Сначала, 22 мая сего года выселили магазинчик «Русские ремесла», который у нас арендовал помещение, - говорит Людмила Ишаева. - После этого у нас пошли расти долги за коммунальные услуги: летом - это 8 тыс. руб., зимой - 25 тыс. в месяц. Затем у первого заместителя председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Геннадия Апанасенко состоялось совещание, где было решено изъять у министерства культуры края 29 объектов культурного наследия, в том числе и наше помещение. Обществом было отправлено письмо в адрес губернатора Хабаровского края о передаче помещения краевому отделению ВООПИиК во владение, что позволило бы обществу продолжить работу.

 

Как выяснилось далее, сотрудников ВООПИиК принял заместитель правительства Хабаровского края Аркадий Мкртычев. Выслушав их, он предложил собрать совещание совместно с министерствами: имущественных отношений и культуры, и решить вопрос. Потом г-н Мкртычев предложил обществу «продержаться» до начала 2013 года и внести предложения по сохранению краевого отделения. Было распоряжение правительства края в адрес минимущества края - заключить с краевым отделением ВООПИиК договор о безвозмездном пользовании помещением. Но это распоряжение почему-то не выполнено.

 

- Многие юридические вопросы мы просто не знаем, - призналась Людмила Ишаева. - Может, мы где-то действительно допустили нарушение? Но по тону писем из минимущества, чувствуется, что оно не намерено поддерживать с нами отношения. Они утверждают, что по договору, нам была запрещена субаренда и передача зданий третьим лицам. А мы, тем не менее, имели маленькую субаренду, из которой платили за коммунальные услуги и получали зарплату, про которую говорят, что меньше не бывает. Но, конечно, за нами стоит очень много сподвижников, которые занимаются историй, культурой, созданием культурного наследия. И очень бы хотелось, все эти знания передать в надежные хорошие руки... Поскольку магазинчик ремесел уже выселен из помещения ВООПИиК, членам правления даже пришлось скинуться по тысячи рублей, чтобы заплатить за коммунальные услуги.

 

Зам.директора НПЦ по ОПИК Александра Дыминская пояснила, что с обществом был заключен бессрочный договор с НПЦ на безвозмездное пользование помещением и с правом субаренды. Но после того, как зданием стало распоряжаться минимущество края, общество было лишено прав по субаренде.

 

Из зала: Какие будут конкретные предложения?

 

С места: Выйти на администрацию края и потребовать вернуть помещение.

 

Николай Крадин: Потребовать может полиция или какой-то другой аналогичный орган.

 

С места: Значить, не потребовать, а попросить.

 

Еще голос с места: Складывается впечатление, что краевое минмущество «поиграло» с этой общественной организацией, как кошка с мышкой...

 

Чиновники - не помощники

 

Краевед Юрий Ефименко: Мое мнение - ликвидация нашего общества - это очень взяткоемкая ликвидация. Я никого не обвиняю, а только квалифицирую поступок и действия. …Почему минимущество пытается выселить ВООПИиК из этого здания, стоящего на «красной линии»? Если говорить образно, то думаю, все очень просто: их раздражает присутствие нищих в калашном ряду!

 

Общее собрание Хабаровского краевого отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК). На переднем плане: ответственный секретарь отделения ВООПИиК Тамара Бессолицына, выступает: краевед Юрий Ефименко
Общее собрание Хабаровского краевого отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК). На переднем плане: ответственный секретарь отделения ВООПИиК Тамара Бессолицына, выступает: краевед Юрий Ефименко

 

Ответственный секретарь отделения ВООПИиК Тамара Бессолицына: Наша Всероссийская организация существует уже 46 лет. Но многие региональные отделения, такие как наше, сегодня уже уничтожены. Наша председатель Центрального Совета Галина Маланичева просила в своем письме губернатора Вячеслава Шпорта сохранить региональное отделение. Каким образом? Взять его под свое крыло. Штат регионального отделения не настолько большой. У нас - всего два человека. Если субаренда нам не разрешается, мы просим всего 720-750 тысяч рублей в год. Я считаю, это небольшая сумма, по сравнению с тем, какую мы проводим работу. Если отчитываться, то, наверное, и двух часов не хватить, чтобы перечислить, чем мы занимаемся за такую мизерную зарплату. Деньги, которые мы получали с магазинчика за субаренду, шли на самые неотложные расходы.

 

- Вот, к примеру, сейчас перед домом, где мы занимаем фактически всего две комнаты, выпал снег, - продолжает Бессолицына. - Это значить, с нашего счета заберут 20 тысяч только за очистку от снега...

 

Краевед Юрий Ефименко: В свое время Тамара Семеновна Бессолицына отправляли письмо лично министру, г-ну Давиденко: посмотрите, разъясните, разберитесь… Но так и не получила ни ответа, ни привета, ни звонка - гробовая тишина… Хотя вопрос глубокий - человеческий. …Город наш уже потерял исторический статус. А теперь планомерно добивают исторические памятники.

 

Николай Крадин: Хабаровск не так давно (три или четыре года) назад был исключен из списка исторических городов России. Во многом из-за того, что такие, как Давиденко допускают, что исторические места застраивают высотками. К сожалению, вопрос по таким федеральным историческим зданиям фактически уже решен: они должны быть проданы с аукционов. А за что они их продадут, никто нам не скажет. Но ведь это идет вразрез со словами президента Владимира Путина. Он говорит, что надо сохранять историческую память. А на деле, наоборот, все рушат?

 

Краевед Виктор Рахуба: Напомню, Президент РФ Владимир Путин в недавнем своем послании к Федеральному собранию поднял на большую высоту патриотическое воспитание (поставил его на одну ступень с такой не менее важной задачей, как борьба с коррупцией!). ВООПИиК тоже ыполняет огромную работу по патриотическому воспитанию. Однако чиновники выселяют эту общественную организацию фактически прямо на улицу. На кого работают эти господа? Для кого стараются? Неужели, для народа?

 

Юрий Ефименко: Поскольку краевые чиновники нам не помощники, предлагаю создать городское отделение ВООПИиК, а краевое расформировать.

 

Тамара Бессолицына: И начинать с нуля?

 

Юрий Ефименко: Может, обратиться к полномочному представителю президента?

 

Людмила Ишаева: Мы к нему не обращались, поскольку нам обещали решить вопрос в правительстве края.

 

Тамара Бессолицына:  Мы даже не знаем его позицию.

 

Людмила Ишаева: Почему не знаем? Виктор Ишаев прекрасно к нам относился, когда 18 лет был губернатором края. Все же было нормально.

 

Кому выгодно?

 

Член ВООПИиК, преподаватель ДВГГУ и секретарь Хабаровского городского комитета КПРФ Станислав Сливко: Мы никогда не просили помощи, когда нам не мешали работать. Такая необходимость возникла, как ни странно, в 2012 году, который был объявлен Годом истории. Теперь общественная организация вместо того, чтобы занималось своей исторической работой, будет заниматься вопросами выживания. Когда в Год истории выселяют фактически на улицу такую организацию, как ВООПИиК, - это, мягко говоря, непростительно. Тут уже говорили, что в своем недавнем послании Федеральному Собранию, президент страны уделил особое внимание коррупции и патриотизму. В нашем случае эти две проблемы тесно переплелись. Согласитесь, где должно находиться общество охраны исторических памятников, как ни в историческом центре Хабаровска? Не на Красной речке же, в каком-нибудь бараке? Ясно, раз общество выселяют, это кому-то очень понадобилось. Известна юридическая сентенция: ищи, кому выгодно.

 

По словам Станислава Сливко, без дальнейшего существования общества ВООПИиК и даже без изменения нынешнего отношения к его членам, очень многое будет потеряно для всего Хабаровска. В городе не останется ни только памятников деревянного зодчества, но и каменных исторических зданий.

 

Москвич Александр Давиденко, министр имущественных отношений Хабаровского края, распоряжается хабаровским имуществом, как своим?
Москвич Александр Давиденко, министр имущественных отношений Хабаровского края, распоряжается хабаровским имуществом, как своим?

- Относительно того, что делать? - задается вопросом Станислав Сливко: Думаю, необходимо осветить эту проблему как можно шире. Такие люди, как тот же Давиденко, нередко пользуются тем, что проблема решается тихо, подковерно, келейно. А потом общественность ставят перед уже свершившимся фактом, когда ничего не поделаешь. Поэтому, полагаю, необходимо не ограничиться письмами в правительство края, но обратиться к депутатам Законодательной думы, к полпреду президента, в министерство культуры, то есть поднять этот вопрос везде, где только можно. Если это не подействует, то у нас, как у граждан, есть право организовывать митинги, пикеты, демонстрации. Наконец, мы можем обратиться напрямую к населению города. Пусть оно само решит, нужно ему охранять памятники истории и культуры или не нужно. Ну, а вопрос с помещением, естественно, связан с деятельностью общества, хотя этим, понятно, не исчерпывается. Но здесь вопрос фактически идет о том, будет ли охрана памятников отброшена назад к 1966 году, когда общество только организовалось, или оно будет работать далее.

 

Юрий Ефименко: К примеру, в Приморье, администрация края, без всяких просьб со стороны ВООПИиКа, в свое время, передала в собственность всем известную Владивостокскую крепость на набережной Амурского залива. На базе этой крепости существует и приморское отделение ВООПИиК… Мы у Александра Давиденко просили только одного: дать самим решить этот вопрос. Но не было ни внимания, ни интереса, ни даже копеечного движения изнутри…

 

- И тактичности им не занимать, - заметила Бессолицына.

 

Виктор Рахуба: Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: если на правительство «выходят» с какой-то идеей сразу сто тысяч граждан, то вопрос сразу решается. Наш вопрос, наверное, тоже не решится, пока не соберем сто тысяч подписей. Поэтому я бы предложил начать сбор подписей.

 

Тамара Бессолицына: Когда в 1965 году создавалось общество охраны памятников, то в 1972 году, зная, что краевое общество в Хабаровске ютится где-то по кабинетам, Центральный Совет ВООПИиК обратился с просьбой выделить деньги на приобретение собственного помещения. В архиве я нашла документ о том, что было выделено 8 тысяч рублей. На эти деньги был приобретен особнячок тоже в самом центре города, на ул. Истомина, 48 (дом профессора Здановского, ведущего хирурга хабаровского военного госпиталя во времена Дальневосточной республики), где наше общество находилось до 1986 года. Потом этот особнячок приглянулся народному художнику Геннадию Павлишину. Получив такое высокое звание, он имел право на собственную мастерскую. Ему предложили самому найти подходящее здание, и он выбрал наше здание. И крайком КПСС обратился к нам с соответствующей просьбой. Взамен освобожденного особняка, дали двухкомнатную квартиру в здании, где мы по сей день и находимся. Правда, когда мы переселялись сюда, нам обещали, что в дальнейшем освободят еще одну, угловую двухкомнатную квартиру, то есть расширят площадь, поскольку тот обмен был довольно неравнозначный. Однако времена изменились, и нас так не расширили. А теперь даже выселяют из помещения, где, повторю, мы находимся уже 26 лет. И получилось, как в известной народной сказке: была у зайца избушка лубяная, а стала ледяная...

 

Известно, что министр культуры Хабаровского края Александр Федосов уже заявил, что он будет отстаивать право отделения ВООПИиК на помещение.

 

«Предписание минимущества неправомерное, - сказал Александр Федосов. - Будем отстаивать права общества. Это не частная лавочка».

 

Между тем, на общем собрании Хабаровского краевого отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) принято решение: «считать акцию по выселению отделения ВООПИиК - сознательным уничтожением старейшей краевой общественной организации». С письмом поддержки обратиться к полпреду президента РФ в ДФО Виктору Ишаеву, а также к депутатам краевой Законодательной думы.

 

Константин Пронякин, Ирина Харитонова,

«МК в Хабаровске», 17.12.12.

http://hab.mk.ru/article/2012/12/17/788133-voopiik-vopit.html

.