В. Штыров
В. Штыров

Во время рабочей поездки по Дальнему Востоку, состоявшейся в начале этой недели, премьер-министр Дмитрий Медведев попросил руководителей всех ведомств оказывать содействие министерству, отвечающему за развитие Дальнего Востока. Ведь регион с его расстояниями и суровым климатом изначально неконкурентоспособен по сравнению с другими территориями. О том, как ликвидировать это неравенство, создать особые условия работы и жизни, внедрить облегчённую налоговую и тарифную политику, рассказал «Парламентской газете» заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров.

 

– Вячеслав Анатольевич, каким, на ваш взгляд, должно быть развитие Дальневосточного региона?

 

– Прежде чем перебирать сценарии развития Дальнего Востока, необходимо уяснить, что он требует особого подхода. Не только с экономической точки зрения, но и с учётом геополитических задач. Что такое современный Дальний Восток? С одной стороны, малозаселённая территория с суровыми климатическими условиями. Это затрудняет всякую экономическую деятельность, в том числе добычу полезных ископаемых. Экономические проблемы, в свою очередь, не позволяют решить в должной мере социальные вопросы. С другой стороны, это наш восточный рубеж, выход к Северному Ледовитому океану и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Кроме того, не надо забывать, что это часть России, причём немалая. Не сохранив её, мы потеряем страну. Как говорил полководец Модэ, живший ещё в третьем веке до нашей эры и основавший великую империю хуннов, родная земля есть основание государства и её нельзя отдавать никому и никогда.

 

Важно также определиться, что мы понимаем под словосочетанием «Дальний Восток». Одни стараются расширить территорию, отсчитывая её от западной границы Красноярского края на восток (без Алтайского края и Кузбасса). Другие ограничивают Дальний Восток на западе границей Амурской области и Якутии. Я придерживаюсь второй точки зрения с оговоркой, что в регион с точки зрения экономического районирования необходимо включить Бурятию и Читинскую область. Обе они страдают от тех же проблем, что и весь Дальний Восток: слабая инфраструктура, низкая плотность населения, отсутствие крупных промышленных центров. При этом они являются мостом между Сибирью и Дальним Востоком в плане энергетики, транспортных коридоров, маршрутов газо- и нефтепроводов.

 

– За последние годы для развития Дальневосточного региона было выделено немало средств. Тем не менее ощутимых изменений не произошло. В чём, по-вашему, причина?

 

– Да, действительно, деньги потрачены немалые – порядка десяти миллиардов долларов: на реализацию программы развития Владивостока как азиатско-тихоокеанского центра, федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья а также крупного проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан». Однако и при таких титанических усилиях Дальний Восток по-прежнему теряет население, а экономическая ситуация – даже при набранных темпах роста – хуже, чем в среднем по стране.

 

Причина, на мой взгляд, в том, что многие положения принятой в конце 2009 года Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года пока остались в основном на бумаге. Напомню, что это была первая стратегия регионального развития, на примере которой впоследствии были разработаны аналогичные документы для других регионов.

 

Реализации плана помешал в первую очередь мировой экономический кризис. Не способствовала выполнению намеченного и ситуация внутри страны: всё внимание было привлечено к избирательным кампаниям.

 

– Сейчас, когда положение нормализовалось, пора, наверное, вернуться к стратегии развития самого восточного региона страны. Что должно стать приоритетом в этой работе?

 

– Я часто слышу: Дальний Восток – это наше лицо в АТР, он открывает широкие возможности для торговли с Сингапуром и Японией и так далее. Всё это важно, но вторично. Экономика региона прежде всего должна быть интегрирована в экономику Российской Федерации с точки зрения разделения труда, поставок ресурсов и готовой продукции для других наших субъектов, то есть активного участия в экономической – и не только – жизни всей страны. Самое главное, на мой взгляд, максимально связать Дальний Восток с остальной Россией. И эта связь обязана быть многогранной.

 

Во-первых, общей должна стать транспортная инфраструктура. Достаточно ли Дальний Восток связан с остальными регионами? Очевидно, что нет. Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая столицу с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами, ещё автомобильная дорога федерального значения Чита – Хабаровск. Вот и всё!

 

Мы должны модернизировать Транссиб, превратить его в полимагистраль. Завершить обустройство дороги «Амур», которая переходит в Иркутской области в Московский тракт. Сквозным и скоростным путём на Дальний Восток должен стать БАМ, который необходимо связать целой серией меридиональных железных дорог с Транссибом. Пора достроить Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль, которая соединит железнодорожную сеть Западной Сибири с Байкало-Амурской магистралью, и через Усть-Кут – Ленск – Якутск выйти на Магадан и далее на Камчатку.

 

Во-вторых, не менее прочной связью должна стать сеть газо- и нефтепроводов. В рамках Восточной газовой программы создаётся газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток, задача которого – транспортировка газа с Сахалина в Приморский край и в районы Дальнего Востока. Программа предусматривает создание якутского, иркутского и красноярского газовых центров, а также строительство от них газопровода до Хабаровска. По проекту труба должна быть проложена далее на запад и соединиться с общенациональной системой газопроводов именно в Красноярском крае. В этом случае мы впервые в истории страны создадим общую систему газопроводов. Тюменский, иркутский, якутский, сахалинский газ можно будет направлять как в Европу, так и на восток, в страны АТР. Аналогично единой должна стать нефтепроводная сеть страны.

 

В-третьих, следует закольцевать в масштабах страны нашу энергосистему. Сегодня объединённая энергосистема заканчивается в Иркутской области. Дальний Восток в этом плане живёт автономно.

 

– Вячеслав Анатольевич, насколько важным является объединение не только ресурсов, но и граждан страны?

 

– Это первостепенная задача. Дороги, газ, нефть – не самое главное. Необходимо создать общее пространство для всех российских граждан. Сегодня жители региона всё больше поворачиваются лицом к странам Востока: проводят там отпуск, изучают культуру, обычаи, язык. А что им остаётся? Побывать в Москве, Санкт-Петербурге, прокатиться по Золотому кольцу или отдохнуть в Сочи обходится гораздо дороже. Необходимо принять целый комплекс мер по смягчению и постепенному стиранию различий в уровне и образе жизни населения центральной части России и отдалённых регионов, в том числе в большем объёме дотировать авиаперелёты, развивать гражданскую авиацию.

 

– Нужны ли региону особые экономические условия, преференции, льготы?

 

– Для Дальнего Востока должна быть своя, облегчённая налоговая и тарифная политика, другим должно быть ценообразование в отношении естественных монополий, упрощённый порядок выделения земель и регистрации предприятий. По-другому должны распределяться ресурсные платежи. Согласен с мнением некоторых коллег о том, что весь Дальний Восток необходимо превратить в особую экономическую зону.

 

– Какие меры необходимо принять для этого на законодательном и организационном уровне?

 

– Я уверен, что особый статус региона, особенности экономической и социальной политики необходимо закрепить в специальном законе. Вторым шагом, на мой взгляд, должна стать разработка единой государственной программы развития региона. Для координации работы по реализации масштабных проектов надо вернуться к вопросу о создании государственной корпорации, функции которой принципиально отличаются от министерских.

 

Беседовала Елена Олудина,

«Парламентская газета», №25, 06.07.12  

http://pnp.ru/newspaper/20120706/9389.html

.